07 июля 2016 года Первый Президент Республики Саха (Якутия), основатель международных спортивных Игр «Дети Азии» Михаил НИКОЛАЕВ в присутствии Президента ФИДЕ, Первого Президента Калмыкии Кирсана Илюмжинова сделал символический первый ход «белыми», тем самым открыв соревнования по шахматам Шестых игр «Дети Азии».
Основатель Игр и почетный гость вместе провели церемонию открытия соревнований по шахматам и стали свидетелями первых «тихих баталий».
Всего в соревнованиях по шахматам участвует 18 команд. 12 из них представляли зарубежные страны: Азербайджан, Армения, Бангладеш, Вьетнам, Индонезия, Кыргызстан, Мальдивы, Монголия, Сирия, Туркменистан, Филиппины, Шри-Ланка. 6 команд из России: Республика Башкортостан, Россия – ДВФО, СФО, УФО, Республика Саха (Якутия) – 1, Республика Саха (Якутия) – 2.
После открытия соревнований по шахматам Михаил НИКОЛАЕВ принял участие в работе международной научной конференции «Международные спортивные игры «Дети Азии» - фактор продвижения идей Олимпизма и подготовки спортивного резерва», посвящённой 20-летию I Международных спортивных игр «Дети Азии» и 120-летию Олимпийского движения в стране
Цель конференции - изучение опыта проведения юношеских соревнований азиатского региона, их роли в укреплении международного сотрудничества, в продвижении идей Олимпизма, улучшении инвестиционной привлекательности в социально-экономическом развитии Республики Саха (Якутия), обсуждение организационно-управленческих и научно-методических аспектов системы подготовки олимпийского резерва.
В работе конференции приняли участие руководители и представители зарубежных, федеральных и региональных органов власти в сфере физической культуры и спорта, общественных спортивных организаций, национальных олимпийских комитетов, международных и континентальных федераций по видам спорта; отечественные и зарубежные ученые, спортивная общественность, СМИ.
Доклад основателя Игр, первого Президента Республики Саха (Якутия) Михаила Николаева на тему «Игры «Дети Азии»: история и перспективы» вызвал у аудитории живой интерес. Он отметил, что за 20 лет подготовка и проведение Игр вышли на качественный уровень. Также Михаил Ефимович затронул развитие детского спорта в различных странах мира. Кроме этого, он предложил рассмотреть возможность проведения в 2022 году Всемирных Арктических детско-юношеских спортивных игр по зимним олимпийским и циркумполярным традиционным видам спорта и посвятить их 100-летию образования Якутии.
Все зрители и участники соревнований всегда с неизменной теплотой и радостью встречают появление Первого Президента, Основателя Игр на месте проведения соревнований, на улице и площадях. И в этот раз бурными аплодисментами они встретили Михаила НИКОЛАЕВА на соревновании по настольному теннису.
Михаил НИКОЛАЕВ много разговаривает с иностранными гостями, спрашивает как поставлена у них работа с юными спортсменами, что делается для развития массового спорта, какие усилия предпринимает та или иная страна для внедрения спортивного движения в школы. В Соревнованиях по настольному теннису участвуют представители стран ОАЭ, Кыргызстана, Йемена, Монголии, России: РС(Я)1,2, ДФО, УФО, Кореи, Сирии, Казахстана, Китая, Непала, Гонконга. Турнир начался с одиночных схваток юношей. Всего 16 юношей и 24 девушек.
Михаил НИКОЛАЕВ не оставляет без внимания и спортсменов, участников соревнований из родной республики.
На встрече со спортсменами, участниками шестых Игр из Хангаласского улуса, он разговаривал с каждым спортсменом, спрашивал кто, где учится. Как тренируется, чем занимается в свободное время, какие книжки читает. В напутственном слове Михаил НИКОЛАЕВ пожелал спортсменам высоких достижений, хорошей успеваемости в учебе и здоровья.
08 июля 2016 года Михаил НИКОЛАЕВ посетил соревнования по плаванию. Это был второй день соревнований. Здесь в абсолютном зачете среди юношей в категории 100 м баттерфляй лучшим стал MARKOV Daniil СФО, на втором месте NOSENKO Denis Москва, на третьем – KOLOSOV Daniil СФО. Михаила НИКОЛАЕВ присутствовал во время соревнований по категории «200 м брасс» где победил PETRASHOV Denis из Киргизстана, и по категории «200 м вольный стиль» где первое место завоевал FATHONI ErickAhmad из Индонезии. В плавательном бассейне «Чолбон» в соревнованиях VI Международных спортивных игр «Дети Азии» по плаванию приняло участие более 100 спортсменов из более 20 различных команд.
Михаил НИКОЛАЕВ посетил Дворец спорта «50 лет Победы» где шли соревнования по художественной гимнастике. Юные гимнастки сборных команд УФО, СФО, ДФО, Якутии, Москвы, Казахстана, Сирии, Кыргызстана, Южной Кореи, Армении, Монголии и Китая боролись в индивидуальных и групповых упражнениях.
На соревновании по боксу Михаила НИКОЛАЕВА встретил Бронзовый призер олимпийских Игр Георгий БАЛАКШИН. Он подробно рассказал как поставлена в республике работа с юными боксерами, об успехах и трудностях. В боксерском турнире, который проходит в спорткомплексе «Дохсун», принимают участие 179 юношей и 36 девушек из 21 команды, представляющей 16 стран: Россию, Казахстан, Кыргызстан, Монголию, Азербайджан, Сирию, Непал, Туркмению, Республику Корею, Ирак, Бутан, Таджикистан, Йемен, Филиппины, Армению, Афганистан. Российские регионы представляют Москва, Татарстан, Сибирский и Дальневосточный федеральные округи, две команды из Якутии.
09 июля 2016 года в селе Октемцы, Хангаласского улуса прошла улусная конференция «Спорт как образ жизни в XXI веке». Целью данной конференции является консолидация усилий общественности, исполнительной власти к массовому приобщению населения к спорту и формированию у подрастающего поколения представления о спорте как образе жизни в XXI веке.
В своем обращении к участникам инициатор конференции Михаил НИКОЛАЕВ отметил, что смысл всех проводимых соревнований в том числе «Дети Азии», различных спартакиад в том, чтобы выработать у людей и особенно у подрастающего поколения потребности заниматься спортом, вести здоровый образ жизни – «Смысл всех этих мероприятий в заключается в том, чтобы каждый ребенок был вовлечен в спорт и здоровый образ жизни, сегодня всего 15% наших детей регулярно занимается спортом, надо привить с малых лет детям любовь к спорту, активному отдыху. У детей должна выработаться привычка и навык заниматься спортом, потребность быть здоровым, правильно питаться, держать осанку, походку. Сегодня политика России заключается в том, что каждый был здоров. К сожалению сегодня урок физкультуры не вырабатывает у детей навык и потребность заниматься спортом. Человек должен знать, что его здоровье зависит от каждодневной физической нагрузки. Соревновательные моменты будут, мы будем гордиться чемпионами ставить их в пример, но это не главное, основная задача, чтобы каждый ребенок с малых лет любил спорт. Показателен пример профессора Георгия Прокопьевича Башарина который 60 лет занимался спортом и выработал свои упражнения и даже свой спортивный инвентарь и говорил, что без зарядки и физической нагрузку у него день не удается. Назначение нашей конференции в том, чтобы найти пути, возможности и способы как сделать так, чтобы 100% наших детей занимались спортом и вели активный, здоровый образ жизни, больше двигались и были успешными людьми».
Предлагаем вашему вниманию доклад М.Е. Николаева.
Игры Дети Азии: здоровое начало для молодёжи XXI века
Активный, спортивный и здоровый образ жизни –
идеал молодёжи XXI века
О спорт! Ты – наслаждение!
Ты верный, неизменный спутник жизни.
Нашему духу и телу ты щедро даришь радость бытия.
Эти слова из «Оды спорту» Пьера де Кубертена пронизаны чувством счастья и доброты, заполнившими наши сердца в предвкушении праздника молодости и спорта, Международных детских спортивных игр «Дети Азии», который состоится здесь в Якутске всего через несколько дней.
Двадцать один год назад, 19 сентября 1995 года, я, будучи Президентом Республики Саха, подписал Указ за номером № 1170 "О проведении в 1996 году первых Международных спортивных игр «Дети Азии» в целях дальнейшего совершенствования и развития детского спорта.
Игры состоялись в августе 1996 года в год столетнего юбилея современных олимпийских игр, воспевающих высокие идеалы человечности, духа созидания, благородства, справедливости, честности и прогресса и воссозданных бароном Пьером де Кубертеном как первый всемирный спортивный форум молодежи во имя мира и дружбы между народами.
В Олимпийской хартии торжественно начертаны слова о том, что «Олимпийски игры были возрождены не для того, чтобы участники могли бороться за медали, побивать рекорды и развлекать публику, и не для того, чтобы обеспечивать участникам трамплин к профессиональной спортивной карьере..., а для того, чтобы демонстрировать честное спортивное поведение, стимулировать интерес к искусствам, способствовать развитию любительского спорта – спорта для удовольствия, а не для денег, укреплять мир между народами и добрую волю».
В этих словах заложена добрая воля людей и стремление к радости и совершенству. Эти слова имеют вечную, всеобъемлющую и самодостаточную ценность, которая может оздоровить общество и облагородить нашу жизнь. Слова – эти выражают великие олимпийские идеалы, лежащие в самом сердце Международных детских спортивных игр «Дети Азии».
Выбор, сделанный республикой двадцать лет назад, в пользу радости и счастья бытия помогает нам сегодня в формировании активного, спортивного и здорового образа жизни граждан республики и молодежи XXI века. Эта высокая и благородная цель сделать людей здоровыми и способствовать всеобщему оздоровлению общества является, на мой взгляд, основным смыслом существования любого государства.
За прошедшие двадцать лет с начала первых Игр «Дети Азии» жителям республики удалось создать разветвленную спортивную инфраструктура в виде полутора тысячи различных спортивных сооружений. Благодаря Играм были созданы самые благоприятные условия для подготовки спортивных специалистов высочайшего класса. Сегодня у нас немало тренеров международного уровня, а наши спортивные судьи получили международные категории и участвуют в качестве арбитров в престижных мировых соревнованиях.
Двадцать лет назад у нас не было даже переводчиков. С тех пор факультет иностранных языков Якутского государственного университета был преобразован в Институт иностранных языков. Теперь у нас есть целый переводческий корпус, свободно говорящий на основных языках участников Игр и это большое достижение.
Игры стали ареной общения нашей молодежи с своими ровесниками из многих стран и регионов России. Общаясь с представителями разных культур человек невольно начинает гордиться и своей самобытностью и древней историей своей страны, рассказывая гостям о себе, о своей жизни и о своем родном крае. Это общение стимулировало бурное развитие национальных традиций в кулинарии, изысками, которой стали потчевать дорогих гостей, удивляя их деликатным вкусом и экологичностью, и в одежде, когда прекрасные и богато украшенные костюмы и наряды стали настоящим украшением официальных приемов и нормой протокола, а также превратились в праздничные одеяния всех якутян.
Еще одним достижением, возникшим на мощной волне доброй воли, вызванной Играми стало создание двух мощных институтов физической культуры и спорта: Чурапчинского института физической культуры и спорта, единственного крупного федерального института, расположенного в сельской местности, в котором обучаются студенты из сельских районов, и Института физической культуры Северо-Восточного федерального университета имени М.К.Аммосова, ставшего центром исследования и продвижения традиционных, интеллектуальных и олимпийских видов спорта. За эти годы обновились и преуспели достижениями своих учащихся и студентов школы олимпийского резерва и высшего спортивного мастерства.
Двадцать лет назад у нас не было опыта проведения больших международных мероприятий, тем более спортивных игр, требующих особого регламента и соблюдения протокола, да еще Игр такого континентального размаха, сегодня мы обрели совершенно бесценный опыт.
Положительное воздействие Игр почувствовали все жители республики. Сухие цифры статистики указывают на значительное снижение смертности населения по сравнению с 1995 годом – на 23% и увеличения прироста населения на 43%, увеличения средней ожидаемой продолжительности жизни на 12%, с 62 до 70 лет. Вдохновленные идеями олимпизма и движимые желанием создать здоровую среду для своих детей многие общины, муниципалитеты, поселки и деревни, даже в самых отдаленных районах, объявили себя опорными центрами здорового образа жизни и территориями трезвости. В деревне Хара Алдан Таттинского улуса жители в честь первых Игр «Дети Азии» объявили свою деревню территорией свободной от алкоголя и продолжают эту традицию уже двадцать лет. Их примеру последовали свыше 60 муниципальных образований по всей республике.
Сегодня пламя огня первых Игр горит в сердцах тысяч и тысяч якутян, создавших за эти годы и объединившихся в 642 общественных организациях за здоровый образ жизни и более 1200 спортивно-оздоровительных клубах.
Восхищаюсь и преклоняю голову всем тем, кто проявил высокий гражданский дух и участвовал в строительстве сотен спортивных объектов совершенно безвозмездно в рамках народного движения «2000 добрых дел к 2000 году» и собравших сотни миллионов рублей для этих целей.
Возможно, и даже несомненно, эти достижения есть результат Игр «Дети Азии», того воздействия на общество, которое они оказали качественно подняв спортивную инфраструктуру и изменив отношение населения к спорту в целом, и подвинув многих стать на путь здорового образа жизни. Живым свидетельством этого благотворного влияния является тот факт, что сегодня более трети жителей республики систематически занимаются спортом.
Игры «Дети Азии» позволили нам, далекой перифирии мирового спортивного движения, впервые ощутить себя в бьющемся сердце спорта. Сегодня Игры «Дети Азии» как и подобает международному спортивному мерприятию большого уровня и масштаба, развиваются по своей внутренней логике и дальнейшая судьба Игр без сомнения будет успешной.
Игры «Дети Азии» - это большой праздник, фестиваль спорта. Мероприятие приятное, но все же мероприятие. Её дискретность и событийный характер лишь подчеркивают важность спорта, особенно детского, но не могут заменить каждодневный труд по пропаганде здорового активного образа жизни, во всем её многообразии аспектов, затрагивающих и спортивную медицину, и сбалансированное здоровое питание, вопросы семейного воспитания, и дальнейшего развития всей системы массового детского спорта.
В век стремительных технологических преобразований человек все более и более сужает свое физическое пространство, наполняя её всевозможными гаджетами, облегчающим жизнь, заменяя её виртуально-цифровой реальностью. Эти процессы происходит везде, даже в сфере услуг и в производстве. Получив технологическую и коммуникационную свободу, человек начинает терять свою личную физическую свободу, когда он инвестирует все свое свободное время общению в социальных сетях и блужданию в «всемирной паутине».
Но эти грандиозные технологические перемены не изменили внутреннюю физическую природу человека. Человеческие страсти и приверженности, его физическая структура остались почти такими же как и десятки тысяч лет назад, когда его предки бродили по лесам и полям в поисках пропитания, когда тело человека было приспособлено к постоянному движению и создано для движения.
Зная природу человека, великий целитель, отец медицины Гиппократ говорил, что для человеческого здоровья нужны две вещи, умеренное питание и много движения. Тридцать-пятьдесят лет назад мы проводили изрядную долю своего свободного времени на свежем воздухе, много ходили и были значительно здоровее чем сейчас.
За очень короткое время характер нашей физической активности изменился до неузнаваемости. Мы стали все меньше и меньше двигаться, больше кушать, больше сидеть на одном месте, долгое время смотреть на мерцающие мониторы персональных компьютеров, своих смартфонов.
В популярной песенке 1980-х на слова поэта Андрея Вознесенского пелось, что «гиподинамия – это минимум движения и всех надежд крушение». Уже тогда было очевидно, что здоровье нации будет зависеть от того насколько граждане будут привержены к активному спортивному образу жизни.
Но нельзя заставить человека вести здоровый образ жизни, если у него нет внутренней привычки, внутренней потребности быть здоровым.
Каким образом можно создать эту внутреннюю потребность? Полагая, что ответ прост и ясен: необходимо формировать, привить привычку вести активный здоровый образ жизни с самого раннего детства.
Недавно среди школьников стала популярна онлайновая компьютерная игра «ФИФА» – симулятор футбольного матча. Благодаря этой игре дети стали собираться в сообщества любителей игры «ФИФА» и перешли из виртуального в реальный мир, создав свою футбольную мини-лигу и организовывая товарищеские встречи. Эти дети стали играть футбол, наблюдая за действиями виртуальных футболистов в компьютерной игре. Они знают все правила, но их никто по настоящему не тренировал. Когда видишь их неуклюжие пасы и несколько слабую координацию, становится понятно, что молодые люди, пытающиеся получить удовольствие от спортивной игры, не имели ни предыдущих навыков игры в футбол и ни какой иной базовой двигательной тренировки. Это говорит о том, что существует феномен двигательной, физической неграмотности. Физическая неграмотность – это серьезная проблема, которой нельзя пренебрегать. Бездействуя в отношении «физической неграмотности» наших детей, мы обрекаем целое поколение будущих граждан на нездоровое существование.
Эту работу необходимо начать в детских садах. Для детей до 6 летнего возраста можно создать программу «активного начала» для обучения основ физической грамотности в виде игр и веселых упражнений, которые помогли бы детишкам изучить самые базовые движения и умения. И чем раньше наши дети начнут обучаться этой «азбуке движений» – тем активнее и быстрее они будут развиваться, как и их физическая координация, общая моторика, осанка и чувство равновесия.
Еще Лев Николаевич Толстой заметил, что человек получает гораздо больше в свои первые три года, чем за всю последующую жизнь. Замечательный японский педагог и ученый Масаку Ибука, один из основателей знаменитой технологической компании Sony, высказался по этому поводу более радикально, заметив, что «после трех лет уже поздно» и написал по этому поводу замечательную одноименную книгу, которую стоит прочитать всем родителям и педагогам.
Часто можно видеть как дети 6-8 лет, ведомые своими любящими и желающими всего наилучшего родителями, участвуют в различным соревнованиях. Велика бывает радость победителей, и по своему эмоциональному значению это событие превосходит все, что может быть в дальнейшей жизни. Тем временем побежденный ребёнок заливается самыми горькими слезами. Радость победы и горечь поражения, вечные спутники жизни спортсмена, и мы самым чудовищным образом бросаем этих малышей в это эмоциональное неистовство. В этом я вижу отголоски нашей спортивной образовательной системы, возникшей в самое беспощадное по отношению к личности время. В времена нашей юности приветствовалось лишь желание победить и победить любой ценой, когда было принято говорить, что «за ценой не постоим». При этом никто не хотел даже думать насколько бесценна жизнь каждого человека. Это мучительное бремя неистового желания победы появилось из-за сложных лет, последовавших после первой мировой и гражданской войны, абсолютно разрушивших само понятие ценности человеческой жизни. Нам трудно избавиться от этого исторического груза, и тем более от этого жестокого отношения в такой казалось бы прекрасной сфере человеческой деятельности как спорт.
Дети до 8 лет должны быть защищены от излишней конкуренции и спортивного азарта, двух эмоциональных состояний, которые в этом возрасте могут нанести больше вреда, чем пользы. Пусть они окрепнут физически и психологически, давайте не травмировать своих детей в самое чувствительное время их жизни.
Многочисленные научные исследования доказали, что в возрасте с 8 до 11 лет у девочек и 9 -12 лет у мальчиков наступает «Золотой период обучения» спортивным навыкам. В этот период дети должны научиться основам спортивных тренировок, учиться тренироваться. После 11 или 12 лет у них будет возможность попробовать себя в различных видах спорта. В этот период нужно уделять больше времени тренировкам, чем соревновательному процессу. Слишком ранняя специализация в этом возрасте будет лишь способствовать однобокому развитию и усиливать вероятность травм. Часто уповают на детей 10-12 лет, которые добывают различные награды на региональной и федеральном уровне, но так и не достигают значительных высот в своей дальнейшей спортивной карьере, при этом утверждают, что тот или тот «выгорел». Конечно, есть такие сверхспециализированные виды спорта как спортивная и фигурная гимнастика, фигурное катание на коньках или прыжки в воду, требующие огромной концентрации и многих часов дополнительных тренировок. Но не стоит отвращать от спорта и калечить юные сердца. Лучше тихо, спокойно и упорно двигаться, и в конечном итоге добиться больших успехов.
В старших классах, все те, кто принимал участие в спортивных соревнованиях получают самые яркие впечатления, которые заряжают их на всю жизнь. Представьте себе какую силу радости и эмоционального подъема бы испытали многие, если бы все имели возможность участвовать в спортивной жизни в своей школе. Ведь полноценное формирование личности может состоятся только тогда когда он может принять участие в каких-то соревнованиях, не важно какой будет результат, важно ощущение участия и радость спортивного общения. Быть школьным спортсменом не должно быть привилегией, а правом всех детей. Не пройдя через горнило спортивных соревнований дети не научатся самым важным жизненным навыкам – умению дисциплины, концентрации внимания и владения своим телом в экстремальных условиях, при этом навыки восстановления, избегания травм и хорошо питаться так же останутся за пределами восприятия.
Уверен, что успех создания здорового активного образа жизни основан на здоровом начале, заложенном в детском саду, лелеянном и взращённом в школьные годы, закрепленном в молодом возрасте. Тот, кто начал рано вести здоровый активный образ жизни имеет гораздо больше шансов преуспеть в этом пути, чем тот, кто не имел возможности этим заниматься в молодые годы. Таким образом детский сад и школа не только могут научит учиться, но и могут способствовать развитию здорового образа жизни.
Страны с самым большой средней продолжительностью жизни, что является показателем успешности нации и её здоровья, скандинавские страны, Япония, Южная Корея, и в последнее время Китай, давно обратили внимание на феномен раннего воспитания и образования. В этих странах здоровый активный образ жизни формируется в детском саду и результат очевиден.
XIX веке японский просветитель и организатор современной системы образования профессор Дзюгаро Кано, создатель олимпийского вида спорта «дзюдо», утверждал, что желание человека к совершенствованию и здоровому образу жизни можно заложить в самом раннем возрасте. Благодаря такому подходу, лучшие и высокооплачиваемые педагогические кадры и финансовые ресурсы были направлены на дошкольное образование, и Япония быстро стала одной из ведущих технологических и экономических мировых гигантов.
Профессор Кано считал, что спорт должен быть основой развития всех детей, а не только тех, кто имеет спортивные таланты. Подчеркивая важность раннего спортивного воспитания и образования, которые он считал двумя сторонами одной монеты – развития человека, Кано заметил, что раннее образование и спортивное воспитание позволяет достижению максимальных результатов при минимальных возможностях. В 2000 году это высказывание Кано было подтверждено научно, когда профессор Чикагского университета Джеймс Хекман получил Нобелевскую премию по экономике, доказав, что наибольший эффект в развитии экономики страны дают государственные инвестиции в раннее образование детей.
Раннее привитие здорового образа жизни лишь часть решения огромной проблемы по оздоровлению нации. Одним из непременных условий изменения ситуации является расширение детского школьного спорта, с тем, чтобы школьный спорт действительно стал школьным.
В социалистической России, несмотря на заявленную приверженность к равноправию граждан, существовала самая изощренная система элитизма, и школьный спорт не остался в стороне. С середины 1930-х годов в стране была создана система суперэлитных спортивных школ, которых к концу существования Советской власти было более 6 тысяч. Талантливых детей отбирали и тренировали в специализированных спортивных школах. Все это превратило спорт в обычной школе в второсортное физкультурное времяпровождение. Массовый школьный спорт, фактически, не существовал.
Этот печальный опыт Советского Союза в 1970-80-е годы был перенят многими странами мира, в которых стали создавать спортивные супершколы, памятуя олимпийские достижения первой «страны развитого социализма». Но скоро выяснилось, что в результате этого стремительно стали падать показатели здоровья школьников и интерес к спорту. Оказалось, что талантливые дети одним только своим присутствием могут поднять соревновательный уровень и вести других детей к лучшим спортивным результатам, сделать школьную спортивную жизнь увлекательным и интересным.
О важности и необходимости школьного спорта в становлении гармоничной личности говорят биографии всех российских нобелевских лауреатов, которые были в преобладающем большинстве своем выходцами системы русского гимназического образования, который не только давала самый широкий и целостный взгляд на мир, умение общаться на разных языках, включая древнегреческий и латынь, глубокие знания и умения в области математики, естественных дисциплин, художественного искусства и классической музыки, но и великолепное спортивное образование. Все они в своей дальнейшей жизни были активными сторонниками здорового спортивного образа жизни. Академик Иван Петрович Павлов был активным спортсменом и создал «Общество врачей – любителей физических упражнений и велосипедной езды». Нобелевские лауреаты Игорь Тамм, Николай Басов и Леонид Канторович были заядлыми альпинистами, а Николай Семёнов, Павел Черенков и Пётр Капица активно занимались лыжным спортом. Их жизнь является подтверждением того, что спортивный здоровый образ жизни является естественным атрибутом высокой цивильности и жизненного успеху.
Если мы хотим , что бы наше общество было физически и морально здоровым, мы должны знать, что высокая мораль, этичность и здоровый дух – это производные здорового тела.
Если спорт станет неизменным спутником жизни для всех и все ощутят радость бытия. Вот поэтому «спорт для всех» должен стать лейтмотивом в области политике по продвижению здорового образа жизни.
Для реализации принципа «спорт для всех» именно школы должны стать эпицентром спортивной жизни, так, чтобы каждый школьник имел возможность участвовать, вне зависимости от его или её спортивных талантов, в любом выбранном им виде спорта. Основным критерием школьной спортивной жизни должно быть участие и то, что этот спорт нравится школьнику. Если каждый школьник будет участвовать в этом движении, то, несомненно, в будущем он больше будет склонен вести активный здоровый образ жизни.
В странах, в которых самая высокая продолжительность жизни и в которых преобладает здоровый образ жизни, таких как Германия, Швеция, Норвегия, Дания, Голландия, Финляндия, Австралия, Канада, Сингапур, Тайвань, Япония и Гонконг, не существует специализированной системы спортивных школ, ни специальных государственных программ и даже инициатив по продвижению спорта в школах, и тем не менее эти страны являются странами с самым здоровым населением в мире. Весь секрет кроется в максимальном развитии школьного спорта, который развивается в бесчисленных любительских школьных спортивных клубах, спортивных клубов местных общин. В Швеции и Норвегии почти сто лет как существуют школьные спортивные лиги по олимпийским видам спорта, в рамках которых происходят внутришкольные, межшкольные первенства, разыгрываются кубки лиг, есть устоявшаяся система соревнований школьных команд. В Норвегии школьная футбольная лига проводит свое кубковое первенство в котором принимают участие десятки тысяч юных футболистов. В Германии в любительских спортивных клубах, некоторые из которых существуют более сотни лет, участвуют более 80% школьников, которые принимают участие в межшкольных первенствах, организуемых Германским фондом школьного спорта. Даже электронные виды спорта имеют свои спортивные школьные лиги. Во всех этих спортивных школьных лигах подчеркивается важность участия, чем победы в спортивных соревнованиях.
В нашей стране школьная клубная и секционная система еще не получила должного развития. Для формирования школьного спорта необходимо способствовать созданию условия для клубной системы спорта, когда в каждой школе есть клубы по тем или иным видам спорта, где школьники имеют возможность соревноваться в той или иной школьной спортивной лиге, защищая честь своей школы в межшкольных первенствах, участвуя во внутри школьных соревнованиях. Только создав клубную школьную спортивную систему мы сможем сделать спорт общедоступной и увлекательной формой деятельности для всех школьников.
Как говорят, все хорошо, что хорошо кончается, а не то что хорошо начинается, а результата не имеет. Детский спорт в рамках школы, может иметь свои ограничения. Можно создать в школах условия, когда спорт становится одним из наиболее заметных элементов школьной жизни. Вместе с тем, за стенами школы часто происходит резкий разрыв, который может привить только одну идею о том, что спорт – это только часть школьной программы, а не неотъемлемая часть жизни человека. Все это подводит к вопросу о том, как сделать так, чтобы молодой человек, желающий заниматься спортом по собственному желанию, убеждению и самостоятельной необходимости, имел такие возможности заниматься спортом и за пределами школы. Какие барьеры существуют для осуществления такого желания?
Основных барьеров может быть три: личная мотивация, среда и влияние социума. Личный барьер – это самый легко преодолимый и вместе с тем трудный, так как связан с характером и волей человека, что выражается в низкой мотивацией, отсутствии времени или неспособности сделать спорт одним из жизненно важных приоритетов, отсутствие веры в свои силы и возможность изменить свое поведение и тем самым способствовать развитию добрых привычек. Барьером также может быть и среда, отсутствие мест для занятий спортом, безопасность и погода, факторы неподвластные человеку, но которые можно снизить специальными социальными программами и привлечением финансовых ресурсов. Не менее важным является социальный барьер – социо-экономический статус, влияние семьи и культуры, цена участия в том или ином спорте, дорогой инвентарь и общее отношения к спорту. Этот барьер можно также снизить путем активной информационной политики и проведения социальных программ.
В любом случае, создание активной здоровой среды в школе и за её пределами является основной задачей, которую на начальных этапах могут активно претворять школы в рамках своих школьных спортивных программ, способствуя тем самым проведению внешкольных спортивных событий. Для этого школы и местные сообщества, управы, миниципалитеты могли бы создать партнерства по обеспечению физической активности детей после школы и во время летних каникулов. Создав спортивные клубы для юношей округа или квартала, и спортивные клубы для девушек, можно провести эту работу, внедряя и курируя программы по приобщению к спорту, способствуя формированию структурированных и неструктурированных спортивные мероприятия, игры для детей, дни открытых дверей для тех или иных видов спорта и иных увлекательных спортивных событий с всей общины, родителей и взрослых.
Широкий круг вопросов, связанных с внедрением школьного спорта и внешкольной спортивной деятельности, требует всенародного обсуждения с привлечением тех, кто несет непосредственную ответственность за государственную политику внедрения здорового активного образа жизни, общественных организаторов, организаторов образования и других заинтересованных лиц. В первую очередь это вопросы кадрового обеспечения, так как школьный спорт невозможно будет развернуть без привлечения соответствующего кадрового потенциала. В Якутии имеется несколько центров высшего спортивного образования, завоевавших хорошую профессиональную репутацию. Среди них флагманами являются Институт физической культуры Северо-Восточного федерального университета имени М.К.Аммосова и Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта. Эти высшие учебные заведения могут развернуть широкую работа по обучению новых кадров – организаторов школьного спорта, людей с самым широким охватом знаний, генералистов, способных привить базовые знания правильного тренировочного процесса и организации соревнований, хорошо знающих педагогику и психологию детского спорта. Совместно с Якутским педагогическим колледжем имени С.Ф.Гоголева эти институты могут создать серьезный задел в ближайшие годы и коренным образом изменить сложившуюся ситуацию отсутствия профессиональных кадров в области развития школьного спорта.
Сейчас нужны местные, улусные и республиканские программы, способствующие продвижению здорового активного образа жизни среди молодежи, среди школьников, будущих граждан нашей великой страны. В этой стезе образовательный сектор может стать ведущей платформой для усиления вовлеченности молодежи в программы и политику формирования и внедрения здорового образа жизни.
Улучшая здоровье нашей молодежи мы будем иметь больше шансов воспитать более здоровых и активных граждан в будущем. Занятия спортом должны быть неотъемлемым правом всех, а спорт для всех – основой для здорового начала в развитие общества и страны в целом.
В спорт всегда был спутником жизни якутян. Благодаря спорту мы воспитываем силу воли и ощущаем радость жизни для того, чтобы развиваться и процветать в нашем северном крае. Желанием усилить значение спортивного образа жизни были продиктованы шаги принятые в 1 сентября 1999 года, когда указом Президента Республики Саха четыре часа в неделю в школах были отведены занятиям физической культурой и началась работа по созданию школьной спортивной клубной системы. Сегодня необходимо не только обращать внимание на количество часов, отведенных спорту, но и изменить всю форму проведения этих часов. Я бы предложил рассмотреть схему «5 на 5»: когда пять месяцев, с ноября по середину марта отвести одной группе спортивной активности и назвать их «зимний спорт», а месяцы март-апрель-май и сентября-октябрь – обозначить как «спорт в природе», проводить их на свежем воздухе в виде игр и веселых стартов. В таком случае, можно проводить два раза в год школьные спартакиады, в сентябре-октябре и апреле-мае, создав для всех школьников спортивные события, венчающие периоды «зимнего спорта» и «спорта в природе».
Уникальность нашей циркумполярной цивилизации указывает особое отношение северян к спорту и это является универсальным подходом, присущим всем северным народам, которые смогли выжить в тяжелых природных условиях лишь благодаря недюжим физическим возможностям и постоянному самосовершенствованию. Учитывая особое значение спорта в объединению и дружбе людей, роли спорта в формировании спортивного здорового образа жизни предлагаю рассмотреть возможность Всемирных Арктических Зимних Детско-Юношеских Спортивных Игр по зимним олимпийским и циркумполярным традиционным видам спорта и посвятить её 100–летию образования нашей республики в 2022 году.
Международные спортивные Игры «Дети Азии» создали беспрецедентную волну интереса к спорту среди школьников. Но прогресс не должен заканчиваться на этом, нужны усилия для того, чтобы олимпийские идеалы гениального отца олимпизма, барона Пьера де Кубертена, первого человека мира, человека будущего, предвидевшего возникновение новой глобальной человеческой цивилизации, претворились в жизнь во благо всех нас. Мы должны, следуя его заветам, воспитать нового гражданина мира, здорового и разносторонне развитого. Для этого спорт и искусства будут основой, а добрая воля людей – ветром, дующим в паруса надежды на счастливое и процветающее будущее человечества.
Для претворения идеалов олимпизма Международные детские спортивные игры «Дети Азии» должны вступить в «золотой период» своего развития, расширить список дисциплин все новыми олимпийскими видами спорта, добавить интеллектуальные игры, особенно шахматы, способствующие развитию воображения и креативности, а также электронные спортивные игры, и самое, наверно, важное осуществить мечту барона Пьера де Кубертена соединить спорт и искусство, открыв вместе со спортивными играми так называемые Дельфийские игры, художественные состязания для юных любителей живописи, музыки, пения, поэзии и литературы. И будет время когда дети будут побеждать одновременно и спортивных играх и художественных состязаниях, тогда можно сказать, что Игры «Дети Азии» - это предвосхищение будущего, это открытие здорового начала для молодежи XXI века".
11 июля 2016 года Михаил НИКОЛАЕВ посетил второй день соревнований по легкой атлетике. В соревнованиях всего участвует 279 спортсменов из 21 стран: Азербайджан, Бахрейн, Вьетнам, Гонконг, Древняя Олимпия, Ирак, Йемен, Казахстан, Катар, Китай, Кыргызстан, Мальдивы, Монголия, ОАЭ, Саудовская Аравия, Сирия, Таиланд, Туркменистан, Филиппины, Шри-Ланка и 6 команд из РФ. Россия представлена командами Татарстана, ДВФО, УФО, СФО, Республики Саха (Якутия) - 1 и Республика Саха (Якутия) – 2.
Как всегда присутствие основателя Игр привлекло большое внимание участников и зрителей. Спортсмены, тренеры и руководители команд из разных стран подходили и выражали свою благодарность за возможность принять участие в таком великолепном празднике спорта, искусства и дружбы.
Участники соревнований из Филиппин преподнесли специально привезенные для основателя Игр памятные сувениры.
В забеге на 2000 метров с препятствиями золотую медаль завоевал Аржаков Иван из команды РС(Я)-1 (6.22.31), серебро - Эдуард Джош Буенависта из Филиппин (6.27.70), бронзу - Лаксан Супун Эканаеке из Шри-Ланки (6.33.08).
Михаил НИКОЛАЕВ вручил награды победителям соревнований по легкой атлетике и их тренерам.
«Международные спортивные Игры «Дети Азии» это очень успешный, самый большой социально-культурный международный проект, реализованный с участием всех жителей нашей республики» (из интервью М. Николаева ВГТРК 07 июля 2016 года )