Новости библиотеки

Запуск года «Искусства. Технического творчества. Шахматного всеобуча» школьников Хангаласского улуса

23 декабря 2015 года в поселке Мохсоголлох Хангаласского улуса Первый Президент Республики Саха, депутат Госдумы РФ Михаил НИКОЛАЕВ принял участие в торжественной церемонии запуска года «Искусства. Технического творчества. Шахматного всеобуча» школьников Хангаласского улуса.


Церемония запуска состоялась в Мохсоголлохской средней школе. Первый Президент Республики Саха Михаил НИКОЛАЕВ приехал в школу в девять утра и был встречен почетным взводом старшеклассников, одетых в униформу военного образца. Высокие и стройные они стояли торжественно и по военному четко отдавали честь.

Директор школы Виталина ДАНИЛОВА ознакомила Первого Президента с историей школы, открытой в 1959 году, и с тех пор являющейся одной из лучших и больших школ улуса, где в настоящее время учатся более семисот школьников. В 2006 году школа была признана министерством образования «Золотой школой» за подготовку 13 выпускников-медалистов.

Для участия на церемонии запуска года собрались директора школ, педагогическая общественность улуса, главы муниципальных администраций улуса.

Церемония проходила в виде серии практических показов достижений школьников в искусстве, техническом творчестве и в шахматах.

Ученики преподавателя живописи Олега ПЕТРОВА из Покровской художественной школы продемонстрировали уникальную технику рисования посредством цветных оттисков со стеклянной поверхности на бумагу используя так называемый метод эстампа -монотипия.

Учащиеся Мохсоголлохской средней школы и дошкольники из детских садов «Алёнушки» и «Золотая рыбка» продемонстрировали своё умение игры на различных музыкальных инструментах, блок-флейте, скрипке и на электронных синтезаторах. Украшением музыкального представления стало исполнение отрывка из оперы Римского-Корсакова «Царская невеста». Руководителем юных музыкантов была кандидат педагогических наук, учитель музыки Галина СЕМЯЧКИНА.

На презентации робототехники дошкольники под руководством воспитателя Марии ЭНГЕЛЬБРЕХТ показали свои конструкции кукольных домиков с разными механическими приспособлениями и элементами автоматизации. Школьники под руководством учителей Натальи САЙДАШОВОЙ и Алексея ЛЬВОВА показали различные роботы, собранные ими, и модели гоночных машин с дистанционным управлением. Эти показы робототехники сопровождались рассказами о достижениях в этой области хангаласских школьников и о планах совершенствования школьных технопарков улуса в свете установления успешных связей с ведущим школьным технопарком страны, Астраханским школьным технопарком. Выступали Гаврил МАКСИМОВ и Марина АЛЕКСЕЕВА.

О планах и стратегии развития шахматного образования в улусе поделился мастер ФИДЕ, главный тренер молодежной сборной республики Роман ГАНЖУРОВ.

Юные шахматные дарования Александра КУРЧАТОВА и Людмила СИЛЬВЕСТРОВА дали сеанс одновременной игры на восьми досках.

Далее состоялась презентация детских объединений и спортивных клубов, которая прошла в спортивном зале школы. Самбисты и легкоатлеты показывали свои лучшие движения и приемы, танцевальные группы – изящные па и очеровательные композиции.

Больше всего были рады сами школьники. Церемония запуска прошла на высоком организационном уровне. Руководила всем действом начальник управления образования Хангаласского улуса Елизавета МАРТЫНОВА.

В своем заключительном слове Первый Президент Республики Саха Михаил НИКОЛАЕВ в частности отметил благотворную роль Мосоголлохской школы в развитии образования улуса и призвал школу не только готовить умных и талантливых выпускников, а сделать для них соответствующую умную школьную среду, где бы сенсоры и датчики могли регулировать освещение, а двери открывались и закрывались автоматически, и тепло генерировалось из возобновляемых источников таких как солнечный свет. «Фантазируйте смелее! Пусть ваша школа станет не только одной из лучших школ республики, но и войдет в сотню лучших школ России. Пусть ваша школа будет освещать наше образовательное пространство так же ярко как Полярная звезда! Пусть на вас будут равнятся другие», сказал Михаил НИКОЛАЕВ.

«Мы убедились еще раз насколько тяжелой бывает работа по формированию личности, притом с раннего возраста. Воспитание талантов происходит не просто через дачу уроков, а через сложнейшую и кропотливую работу. В школе должны присуствовать не только учителя, а инженеры и конструкторы. Именно в этих людях сегодня мы нуждаемся, когда говорим о формировании личности. Старыми понятиями о том, что в школе должен быть только учитель мы руководствоваться не должны. Сегодня школа должна отражать реальную жизнь. Сегодня жизнь совсем другая. Она совершенно не похожа на жизнь нашего поколения. Нас учили тогда читать правильно, писать правильно. Нас воспитывала сама среда, сама среда нас закаляла.

Я сегодня сидел и думал, что всего в четырех часах лета от Якутска находится огромный город Сеул, столица Кореи. И когда будучи там, посещаешь университеты, институты и школы, то ощущаешь совершенно разительно другую жизнь, в котором сама среда влияет на формирование личности. У нас совершенно иная. А люди все одинаковые – они созданы одним Творцом. Мы разные потому, что у нас разное воспитание, разные учителя, разное оснащение школ и разные подходы. Только образование разделяет нас. Поэтому к образованию отношение должно быть исключительно приоритетное. Сегодня я вижу всего несколько глав поселений. В этом мероприятии должны участвовать все главы и сам глава улуса. Здесь должны сидеть и руководители организаций. Почему так происходит? В первую очередь потому, что учеба, школьная жизнь полностью монополизирована учителями. Тогда как воспитание и формирование талантов, формирование личности касается нас всех. Нельзя делить и монополизировать. Образование – это наше общее дело. Когда нас спрашивают: чем занимается ваш улус, то мы должны отвечать, что наш улус занимается формированием личности, воспитанием нового поколения, новой интеллигенции. Вот так надо поставить это дело. Вот только тогда если не прорыв, то шаг вперед мы обязательно сделаем.

Например по шахматному образованию почти 16 лет назад был издан приказ министра образования республики. А мы сейчас, всего два или три года назад начали играть.

Все, что здесь мы говорили и показывали сегодня уже было заложено давно, в другие времена. Сегодня мы видим, что эта школа углубленно занимается вопросами технического творчества, искусства и музыки. Это происходит потому, что здесь имеется система и сплоченный педагогический коллектив. Здесь работают люди, влюбленные в свое дело. Здесь творят будущее. В прежние годы половина медалистов улуса училась в этой школе. К сожалению, лишь изредко мы слышим про другие школы, время от времени про Качикатскую школу, но ни разу про четыре покровские школы. В этом году дети нашего улуса участвовали в международной олимпиаде Туймаада по праву хозяев. Улусная команда в результате заняла последнее место, по математике, по физике, по информатике и по химии.

Я очень обеспокоен состоянием системы образования. Формировать интерес, формировать личность нужно с самого раннего возраста. Наши дети давно занимаются авиамоделированием, ракетостроением. Но кто из этих ребят поступает в лётную школу. Никто не поступил. Мы проводим патриотическую работу, но ни один выпускник не поступил в военную академию. Это не состояние прошлого года или нескольких лет. Такое продолжается десятилетиями. Видимо, все-таки нужно более дифференцированно подходить к выбору ребят, помогать им в этом. Чтобы дети сделали осознанный выбор нужно дать практический опыт, поэтому я попросил Октёмский лицей открыть школьный технопарк, и придумать например доильные установки для автоматизации самой тяжелой работы. И мы в этом направлении лишь делаем первые шаги и такое направление должно быть. В каждом техническом кружке, в каждой школе нужно приблизить реальную жизнь, формировать практический подход, чтобы знания материализовались во что-то нужное и полезное для общества. Я убедился в том, что возможно улучшить жизнь если только всё будет иметь прикладной практический характер. А мы занимаемся теоретизированием, у кого-то списываем. Например то, что показали дети – это не наши разработки, это не мы сделали, мы лишь учимся их собирать. Есть ли в этом разница? Да, разница есть. Мы не создаем новые технологии. И это наблюдается в целом по стране.

Решение всех проблем кроется в людях, а людей нужно готовить, воспитывать, разбудить их таланты. И вот сегодня мы пытаемся создать образ будущего, пытаемся уйти от унизительного слова «дополнительное образование». Здесь, именно в школе во время практических занятий, создается основа жизни человека, формирование его как личности. Поэтому это нельзя называть дополнительным образованием. Это ведь основное – формирование личности человека. Делить образование на общее и дополнительное считаю не верным. К главному нельзя относиться как ко второстепенному, считая это дополнительным к чему-то. Как мы относимся, таким и будут результаты.

Всего четыре часа отделяют нас от Сеуле, где лишь лучшие кадры, высокооплачиваемые кадры идут работать в дошкольное и начальное образование. Это говорит о том, что - какой вектор мы ставим, такой результат мы и получаем. Поэтому, направление на раннее практическое образование нужно рассматривать как основное направление в формировании личности. Я думаю, что сегодня Мохсоголлохская школа убедительно показала чего можно добиться и какие возможности у нас есть, то есть это возможно в любой школе Хангаласского улуса», сказал Первый Президент Республики Саха.

Михаил НИКОЛАЕВ также предложил еще более системно подойти к вопросу формирования личности через практическую деятельность, более рельефно её выразить и определиться по направлениям, для этого провести предварительные итоги в апреле следующего года в Октёмском лицее, а затем осенью, в сентября или октябре. Для этого необходимо заранее все запланировать, выбрать школу, чтобы они уже готовились. А итоги года провести также в декабре следующего года.

«Нужно расширять актив школы, привлекать интересных людей не только с улуса, но и из-за пределов республики, из за пределов России, так мы можем больше ребят чему-то научить, так как мы всех вывести заграницу не можем, а привести несколько интересных людей, специалистов, мы можем. И я не сомневаюсь в том, что и им тоже будет интересно. Мы должны пригласить знаковых людей, ведущих специалистов в своих отраслях. Когда в физико-математический форум приезжал нобелевский лауреат Жорес Иванович АЛФЕРОВ и читал нашим ребятам лекции, то после ребята стали задавать вопросы. Он после сказал мне потом, что не ожидал какие серъезные и продуманные вопросы могут задавать ребята. А когда сюда приезжал ректор Московского государственного университета Виктор Антонович САДОВНИЧИЙ и прочитал очень интересную лекцию про историю науки и я увидел как загораются глаза у ребят, какой огромный импульс дала одна эта лекция. У ребят появился интерес. Мы так сами не сможем сделать. Поэтому нужны абсолютно знающие люди, первые в своей отрасли специалисты. А задачей учителей должно быть не монополизирование школьного образования, а привлечение в этот процесс все большего числа заинтересованных людей. Здесь, в нашем совещании должно присутствовать все руководство улуса, здесь должны быть и представители здравоохранения и культуры, и руководители ведущих предприятий. Все должны были быть вовлечены в это великое дело формирование новой личности. Постепенно все общество должно быть вовлечено. И все сообщество должно работать над формированием личности ребенка», заметил Михаил НИКОЛАЕВ, обращаясь к участникам торжественной церемонии и призывая их сделать образование практическим и направленным на формирование личности ребенка.

Василий ПАВЛОВ

Поделиться в соцсетях: