27 ноября 2015 года в поселке Хатассы ОА города Якутска, Первый Президент Республики Саха, депутат Государственной думы РФ Михаил НИКОЛАЕВ принял участие в торжественном вечере, посвященном столетию Хатасской средней школы.
Хатасская школа была открыта в 1915 году в качестве церковно-приходской школы начальной грамоты. После вынужденного перерыва, вызванного гражданской войной, школа вновь открыла свои двери в 1926 году. После Великой Отечественной Войны школа обрела второе дыхание благодаря работе знаменитой семьи ученых-педагогов Парфения Никитича и Надежды Евменьевны САМСОНОВЫХ, учеников первого якусткого героя труда Петра Хрисанфовича СТАРОВАТОВА, воспитавших в своей прежней работе в Эльгяйской школе Сунтарского района таких звезд якутской педагогики как герой социалистического труда Георгий БЕССОНОВ и основатель Эльгяйского музея природы Борис АНДРЕЕВ.
Парфений и Надежда САМСОНОВЫ ввели новую концепцию преподавания в Хатасской школе, превратив её в настоящую двуязычную школу, передовую школу в республике. Сотни учебников якутского и русского языка, написанные ими обрели почти легендарный статус и многократно переиздавались. Свои уроки они превращали в праздник, где математика преподавалась в виде игр, вперемежку с исполнением песен и игрой на гитаре, балайке, декламированием стихов и постановкой сценок из исторических событий.
Принимая во внимание большую заслугу в развитии школы, которая стала благодаря деятельности педагогов-новаторов экспериментальной и исследовательской площадкой министерства просвещения Якутской АССР и практической базой Якутского государственного университета, в 1995 году школе было присвоено имя Парфения Никитича и Надежды Евменьевны САМСОНОВЫХ.
Для Первого Президента Республики Саха Михаила НИКОЛАЕВА Хатасская школа имеет особое значение. Его отец – Евфимий Фёдорович НИКОЛАЕВ родился в Багарадском наслеге в Хатассах, и по всей вероятности учился в этой школе.
В качестве главного почетного гостя Первому Президенту Республики Саха Михаилу НИКОЛАЕВУ была предоставлена первое слово для приветствия. Зал сельского клуба затопили восторженные крики участников торжественного вечера, люди приветствовали своего Первого Президента Республики Саха с большим воодушевлением и радостью.
В своем выступлении Михаил НИКОЛАЕВ рассказал о своей связи со школой и Хатассами, пожелал коллективу школы развивать раннее образование, основанное на пяти постулатах, музыкальному образованию, шахматам, искусству рисования, изучению языков, и физической культуре и закаливанию, для формирования нового жителя республики, готового к глобальному миру, настоящего патриота своей страны, чей патриотизм жиздется на новых технологиях и открытости. «Такое большое событие как столетний юбилей школы является уроком нравственности и духовности», сказал Первый Президент Республики Саха.
Далее Первый Президент Республики Саха Михаил НИКОЛАЕВ вручил от имени фонда Первого Президента Хатасской школе Сертификат Первого Президента Республики Саха о признании заслуг за выдающийся вклад в развитие, лидерство и службы для благо общества.
Медалью фонда Первого Президента Республики Саха «Во славу и пользу республики» награждена учительница-методист Оксана ГАВРИЛЬЕВА. Старшеклассники, Татьяна МАТВЕЕВА, 11 «а» класс, и Ринат ТАШПУЛАТОВ, 10 «б» класс, были награждены Большой золотой медалью имени академика Владимира Петровича ЛАРИОНОВА.
Награждённые приняли свои знаки признания от рук самого Первого Президента Республики Саха Михаила НИКОЛАЕВА.
На торжественном вечере приняли участие глава Якутска Айсен НИКОЛАЕВ, многочисленные приглашенные почетные гости и выпускники разных лет.
Василий ПАВЛОВ
Транскрипт выступления Первого Президента Республики Саха Михаила НИКОЛАЕВА на торжественном вечере 27 ноября 2015 года, посвященном 100-летию Хатасской средней школы (муниципального образовательного бюджетного учреждения «Хатасская средняя образовательная школа имени Парфения Никитича и Надежды Евменьевны Самсоновых» Окружной администрации г.Якутска).
Уважаемые учителя, учащиеся, дорогие гости!
Такие большие мероприятия как празднование столетия школы представляется мне как большой урок нравственности и духовности.
Для любого народа, для любой нации самым важным для её существования является патриотизм. Патриотизм во всех отношениях, начиная от любви к своим родителям, кончая любовью к своему народу и своей стране. Насколько мы патриотичны, настолько мы сильно развиваем свою страну. И вот поэтому патриотизм – это главное в жизни народа, в жизни нации. Поэтому, я пожелал бы, чтобы красной нитью в воспитательном процессе проходил дух патриотизма, который воспитывается сильной волей, который воспитывается высокой духовностью и глубокой нравственностью. Это не простые понятия. Формирование человека как личности происходит только в той плоскости, которая возникает когда воля, духовность и нравственность переплетаются в одно целое и дают тот результат, что ожидают родители, учителя и вся страна.
Вековой мечтой любого народа является мечта жить по божески, именно жить и создавать свою жизнь своим талантом, своими способностями, своей креативностью, именно это и есть главная мечта нашего народа. Эта мечта заключается в том, чтобы мы жили долго и богато в этом суровом крае, были обеспечены для своего развития, для своей жизни, всем тем, что необходимо. Люди, которые выходят со стен наших школ, проходя одинадцать лет обучения, до этого обучавшиеся 4-5 годика в детском саду, они не будут иждивенцами и просителями, а будут уверенные в своем будущем созидатели своей жизни. Они во чтобы то ни стало добьются своей цели. Во чтобы то ни стало будут хорошими специалистами, всесторонне владеющим своей профессией. И после окончания высших учебных заведений они не будут тыкаться и мыкаться, а самостоятельно и уверенно будут вести и обустраивать свою жизнь.
Душой XXI века являются технологии. Современные технологии развиваются семимильным шагами, вторгаются в нашу жизнь. Ушло то время когда человек мог рассчитывать на свою мускулистую силу. Сегодня работая лопатой с очень низкой производительностью труда мы не сможем ничего добиться. И мечта нашего народа жить по божески будет далеко от нас. Поэтому, я приглашаю всех учащихся, всех учителей, всех родителей, очень внимательно отнестись к выбору своего жизненного пути с тем, чтобы будучи студентом, в своей реальной жизни стали участниками этой новой технологической революции. Иного пути у нас нет. Есть примеры из истории человечества, когда без развитой высокой технологии, без применения технологий в реальной жизни исчезали целые цивилизации. У нас такое тоже может случиться, если мы будем сидеть и ничего не делать. И мы будет все дальше и дальше от вековой мечты нашего народа. Для того, чтобы это не случилось, конечно, надо воспитывать талант ребенка, который дан Творцов. Это подарок, которым владеет каждый ребенок, появляющийся на земле. Ребенок уже рождается гением, у которого великое предзнаменование. Этот гений сокрыт в ребенка и ему необходимо соприкосновение с миром, только в процессе активного соприкосновения образуется талант ребенка. Этот талант можно потерять если вовремя его не расскрыть в раннем возрасте когда существует окно возможностей развития таланта. Поэтому наш воспитальный, наш образовательный процесс должен быть основан на пяти постулатах воспитания таланта в раннем возрасте. Прежде всего это музыка. Музыка – творение рук человеческих дана нам для развития мозга человека и его умственных способностей. Великолепные звуки музыки будят в человеке его гениальность и креативность. Ребенок должен с малых лет закаляться, развиваться физически и духовно. Для этого он должен стать победителем. Эту победу дают ему шахматы. Именно когда ребенок сидит один на один со своим партнером, и у него в мозгу зарождаются огромные революционные процессы, которые полностью меняют его способности думать, дают ему силу мыслить стратегически и оценивать ситуацию мудро. Вот для чего были созданы шахматы. И главное шахматы учат ребенка побеждать. Ребенок с малых лет становится победителем, и он будет победителем в своей дальнейшей жизни. А научившись рисовать он начинает видеть красоту мира и сделает свою жизнь красивой. Научившись говорить на разных языках ребенок станет гражданином мира, которому доступны все знания мира, все технологии и значит сила всего человечества. Вот на таких пяти постулатах должно быть основано образование в раннем возрасте.
Мир – это наш глобальный дом, в котором будут жить наши дети. Они будут жить не только в Хатассах, не только в Якутии, но и по всему миру. Они будут говорить не только на родном якутском и русском языках, они будут говорить на языках мира.
Хатасская школа называлась всегда Хатасской, хотя наслег назывался прежде Багарадским. Я знаю это потому, что мой отец Евфимий Фёдорович родился здесь в Багарадском наслеге. Так было написано во всех документах. По всей видимости, мой отец учился в этой школе, так как в этом году моему отцу исполняется 110 лет, а школе 100 лет. Другой школы в округе не было.
Хатасская школа должна греметь во всех отношениях. Возьмите инфраструктуру. Вы имеете отличную логистику. Вы расположены практически в столице нашей республики. Весь интеллектуальный и научный потенциал республики доступен вам. Все высшие учебные заведения, научно-исследовательские институты расположены здесь. И грех не воспользоваться этим, не использовать весь этот потенциал.
Я хочу простой пример привести. Вы сейчас мучаетесь со своим хозяйством. Такой большой наслег, где живет более шести тысяч человек и такая большая школа, не смогли пока воспитать доброго добротного хозяина, настоящего руководителя. Я все время слышу, хотя и нахожусь в стороне, о том, что там и сям в Хатассах обанкротилась то это предприятие, то другое, то это сюда продали, то это здесь купили и такая вечная сага. Такая ситуация не украшает Хатассы. Здесь школа должна быть в самой гуще событий, в самой гуще экономической жизни наслега. Ибо школа имеет огромное влияние на экономическую жизнь наслега.
Поздравляю Вас всех, предже всего учителей, учащихся и их родителей, с большим юбилеем, со столетнием родной всем школы!
Спасибо!
В. Павлов.