Новости библиотеки

КОНЦЕПЦИЯ Проекта «Рисуем все»

Концепция Проекта «Рисуем все» разработана по инициативе Михаила Ефимовича Николаева, Первого Президента Республики Саха (Якутия), депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

Введение.

Концепция проекта «Рисуем все» опирается на «Национальную доктрину образования в Российской Федерации», которая определяет стратегию направления развития системы образования в России на период до 2025 года, Концепцию художественного образования в Российской Федерации, «Дорожную карту художественного образования» ЮНЕСКО, рекомендации Второй Всемирной конференции по образованию в области искусства (г.Сеул).

Концепция Проекта «Рисуем все» указывает на перспективы развития изобразительного искусства в единстве целей, задач и путей их достижения. Практическая реализация Концепции должна опираться на исторически сложившуюся в России и Республике Саха («Якутия») систему художественного образования. Основная идея проекта «Рисуем все» - культура и искусство - важнейшие компоненты всестороннего образования, которое обеспечивает развитие личности. Искусство, в том числе и изобразительное искусство, способствует развитию интеллекта.

Изобразительное искусство в развитии личности.

Рисунок – один из древних видов изобразительного искусства. Наскальные рисунки свидетельствуют о желании первобытных людей передать через рисунок то, что они видели вокруг себя, с чем соприкасались каждый день, свои мысли и фантазии. 80% информации о формах, цветах, окружающем пространстве человек получает с помощью зрения. Основная часть мыслей человека, мечтаний и фантазий формируется с помощью образов. Работая над рисунком, человек учится выделять особенности, качества, внешние свойства предметов, главные и второстепенные детали, правильно устанавливать и соотносить одну часть предмета с другой, передавать пропорции, сравнивать величину деталей, сопоставлять свой рисунок с натурой. Создание образа невозможно без обобщения, без целостного восприятия предметов. Раннее приобщение ребенка к рисованию способствуют развитию речи и психики, работа с красками положительно влияет на цветовосприятие и память. В процессе рисования у ребёнка развиваются наблюдательность, эстетическое восприятие, эмоции, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать продукт творческой деятельности.

Обучение рисованию с раннего возраста раскрывает творческую и интеллектуальную одаренность человека, развивает познавательные способности, в том числе к логическому и абстрактному мышлению. Занятие рисованием, у человека развивает способность воспринимать вещи во всей их яркости и полноте. Через освоение изобразительного искусства происходит передача духовного опыта человечества, сохранение культурных традиций, уважение к историческому и культурному наследию народов мира.

Международный положительный опыт в сфере образования указывает на необходимость и важность раннего всестороннего гармоничного развития детей – интеллектуального, физического, музыкального, художественного, духовно-нравственного. В центре образовательного процесса должен находиться, не предмет «Изобразительное искусство», а

сам ребенок.

Преподавание предметов гуманитарного, естественнонаучного и математического направлений должно осуществляться через искусство, что будет способствовать поддержке культурного наследия, более интенсивному включению искусства в образование детей и юношества на всех ступенях, распространению инновационных подходов в образовании, и в итоге – повышению его качества.

Развитие художественного образования в Якутии.

По берегам р. Лена писаницы на скалах образовали единственную в своем роде галерею древнего изобразительного искусства. Возраст рисунков составляет от 5-8 до 35 тысяч лет. Петроглифы имели самую разную тематику – ритуальную, мемориальную, знаковую со всеми возможными пересечениями.

Первобытные орудия труда, найденные на территории Якутии, доказывают высокий уровень мастерства якутов. Якуты мастерски освоили кузнечное дело, выплавляли железо из руды и умели изготовлять топоры, ножи, котлы, наконечники копий и стрел, кольчуги, кузнечные принадлежности (молот, наковальню) и другие орудия труда и предметы домашнего обихода.

Во время раскопок древних жилищ якутов найдена и старинная якутская керамика, что подтверждает их постоянный творческий поиск и освоение ими новых знаний. Посуда и праздничная одежда якутов доказывают, что они всегда стремились к красоте. При этом каждый орнамент из многообразия узоров в одежде, даже повседневной, в посуде (кытыйа, чорон, хамыйах), в убранстве несет смысловую нагрузку.

Традиционная культура народа саха является художественным отражением истории, быта и мировоззрения и доказательством высокого уровня художественного и творческого мышления народа.

Художественное образование в Якутии начинается во II половине XIX века. В дореволюционной Якутии уроки рисования постепенно были включены в расписание учебных предметов во всех миссионерских и министерских школах. Предмет рисования

был включен в годичные испытания во многих школах. Ставился вопрос о специальной

подготовке учителей рисования, об оплате их труда и приравниванию их к статусу преподавателей основных предметов.

В советский период в Якутии впервые было отмечено, что преподавание искусств должно занять надлежащее место в ряду с другими образовательными предметами, обучение должно быть обязательным для всех. Также отмечалось, что должны быть созданы специальные классы для занятий рисованием, черчением и лепкой, оборудованные соответствующей обстановкой. Все работы по художественному воспитанию подразделяли на изобразительные и драматические. Под изобразительной работой подразумевали рисование, лепку, работу из различных материалов, аппликацию, живопись, скульптуру, архитектуру и черчение.

В 1970 г. утверждается новая программа по изобразительному искусству. Начальное художественное образование рассматривается в этот период как процесс воспитания личности, формирующий эстетическое познание искусства и действительности.

В начале 90-х гг. в Республике Саха (Якутия) происходят большие изменения, республика переживает эпоху возрождения и развития. Президент Республики Саха (Якутия) М.Е. Николаев объявляет приоритетным направлением политики республики развитие обра-зования, науки, культуры, спорта и пропаганды здорового образа жизни, охраны материнства и детства. Провозглашен тезис о возрождении и сохранении национальной самобытности, духовности, культурного достояния народов Севера.

В Республике Саха (Якутия) сформирована трехуровневая система подготовки специалистов в области художественного образования (детские школы искусств – среднее

профессиональное образование – высшее профессиональное образование), функционируют 85 учреждений дополнительного предпрофессионального образования и 36 филиалов, в том числе детских школ искусств – 58; детских музыкальных школ – 22; художественных школ – 3.

Проблемы художественного образования в Хангаласском улусе.

Реализация программ художественного образования осуществляется во всех образовательных учреждениях: детских садах, общеобразовательных школах, в учреждениях дополнительного образования, в том числе детской художественной школе.

Согласно образовательной программе дошкольного образования художественному творчеству отводится 3 занятия (рисование, лепка, аппликация). В базисном учебном плане ОУ на изучение предмета «Изобразительное искусство» в 1- 4 классах начальной

школы отводится 136 часов, в 5-7 классах основной школы – всего 102 часа, уроки проводятся 1 раз в неделю. Этого, безусловно, недостаточно для обучения данной дисциплины и раскрытия способностей детей.

В ходе анализа преподавания учебного предмета «Изобразительное искусство» в 20 школах улуса выявлено следующее: имеют соответствующее специальное профессиональное образование (художественное училище) - 4 учителя, высшее педагогическое образование (учитель ИЗО и черчения) - 1, выпускники Намского педагогического училища, имеющие совмещенную профессиональную направленность (учитель ИЗО и технологии) – 11 педагогов. Большинство из этих учителей работают в среднем звене, т.е. в 5-8 классах. Почти во всех начальных классах ОУ уроки ИЗО ведут учителя начальных классов. Дополнительные часы на изобразительное искусство введены в план внеурочной деятельности в 4 образовательных учреждениях. Для учащихся начальных классов разработаны программы кружков «Рисуем все», «Волшебные пальчики», «Волшебные фантазии», «Палитра», изостудия«Радуга» и т.д. Только в Тит-Аринской СОШ ведется предмет «Начертательная геометрия» для учащихся 10-11 классов.

В двух дошкольных учреждениях занятия по изобразительное искусству ведут специалисты (ДОУ «Ромашка» г. Покровск и ЦРР «Аленушка» п.Мохсоголлох), во всех остальных – сами воспитатели. В соответствии со штатным расписанием, в детских садах с наполняемостью 5-6-12 групп, в также в ЦРР, детских садах с эстетическим направлением штатные единицы преподавателя ИЗО предусмотрены. Кроме того отсутствует системная работа по повышению квалификации педагогов ИЗО.

Наблюдается низкий процент участия преподавателей ИЗО в профессиональных

конкурсах, фестивалях, выставках. Отсутствует методическое сопровождение преподавателей ИЗО. Анализ позволяет сделать вывод, что преподавание предмета ИЗО в образовательных учреждениях улуса ведется не на должном уровне, низкий процент участия детей в олимпиадах, конкурсах, выставках республиканского, всероссийского, международного уровня, отсутствие целенаправленной работы по развитию личности, раскрытию способностей и развитию таланта ребенка.

К специфическим проблемам относятся:

  • усиление разрыва между массовой школой и высокой культурой;
  • второстепенная роль, которая отводится предмету «Изобразительное искусство» в
  • недостаточный уровень профессиональной подготовки специалистов предметной
  • недостаточное количество часов внеаудиторной деятельности, выделяемое на изу-
  • слабая материально-техническая обеспеченность художественного образования в
  • общем образовании на всех его ступенях;
  • области «Искусство»;
  • изучение предмета «Изобразительное искусство»;
  • рамках общеобразовательного процесса.

10 причин обучать ребенка рисованию.

1. Рисование развивает способность видеть мир, красоту в искусстве и в жизни, развивает художественный вкус и художественное восприятие.

2. Рисование влияет на гармоничное развитие личности человека, позволяет ему овладевать предметами гуманитарного, естественнонаучного и математического циклов.

3. Рисование учит управлять своим пространством и временем, концентрироваться на длительное время.

4. Рисование дает радость и чувство гармонии, уверенности в себе.

5. Рисование развивает воображение, умение фантазировать.

6. Рисование, лепка, занятия аппликацией и различными видами художественного творчества способствуют развитию у ребенка мелкой моторики рук.

7. Рисование развивает память, внимание, учит думать и анализировать, соизмерять и сравнивать. Разнообразие форм предметов окружающего мира, различные величины, многообразие оттенков цветов, пространственных обозначений способствуют развитию мышления.

8. Рисование способствует духовному развитию личности.

9. Рисование как основа всех видов изобразительного искусства дает возможность человеку сэкономить и даже заработать, в любой сфере художественного творчества, будь это прикладной, станковый, ахитектурный, монументальный или другие виды искусства.

10. Рисование дает человеку возможность создавать вокруг себя красоту и гармонию.

Цели и задачи Концепции.

Цель Концепции – повышение роли изобразительного искусства в воспитании подрастающего поколения, творческой и креативной Личности. Изобразительное искусство должно стать передовой и привлекательной областью образования, получение художественного образования – осознанным и внутренне мотивированным процессом.

Задачи:

- формирование и развитие эстетических потребностей и вкусов, всех социальных и возрастных групп населения;

- повышение качества преподавания рисования, обеспечение процесса преподавания рисования с помощью использования лучших образцов отечественной и мировой практики, достижений педагогической науки и современных образовательных технологий;

- поддержка лидеров художественного образования (организаций и отдельных педагогов), выявление новых активных лидеров;

- создание материально-технических условий для проведения полноценных уроков изобразительного искусства;

- открытие специализированных классов;

- популяризация рисования, художественного образования в целом;

- включение в план внеурочной деятельности дополнительных часов (не менее трех) на изучение предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательных учреждениях.

Основные направления реализации Концепции.

1. Дошкольное и начальное общее образование

- создание условий для освоения форм деятельности, художественных представлений и образов, используемых в изобразительном искусстве, освоение первичных знаний и методов рисования;

- широкий спектр изобразительной активности (занятий) обучающихся как на уроках, так и во внеурочной деятельности, создание материальных, информационных и кадровых условий для развития обучающихся средствами художественного образования.

- создание специальных художественных классов в школах;

- повышение профессиональной компетентности педагогов в организации художественно-эстетического развития;

- привлечение преподавателей художественных дисциплин к проведению занятий по изобразительному искусству.

2. Основное общее и среднее общее образование.

Художественное образование должно:

- предоставлять каждому обучающемуся возможность получения качественного художественного образования в общеобразовательной школе, необходимого для дальнейшей успешной жизни в обществе;

- обеспечивать каждого обучающегося развивающей деятельностью на доступном уровне, используя присущую изобразительному искусству красоту и увлекательность.

3. Дополнительное профессиональное образование.

Успешным преподавателям должна быть предоставлена возможность их профессионального роста, дополнительного профессионального образования, включая стажировку в организациях – лидерах художественного образования, в т.ч. за пределами РФ. Необходимо усилить интеграцию российских и мировых художественных школ.

4. Дополнительное образование.

Для просвещения и популяризации художественного образования предусматривается:

- обеспечение государственной поддержки доступности художественного образования для всех возрастных групп населения;

- создание информационной базы и популяризация изобразительного искусства как одного из эффективных методов развития творческой личности;

- обеспечение непрерывной поддержки и повышения уровня знаний для удовлетворения любознательности человека, его общекультурных потребностей, приобретения знаний и навыков, применяемых в повседневной жизни и в профессиональной деятельности;

- содействие общеобразовательным организациям в разработке рабочих программ элективных курсов, факультативных курсов по предмету «Изобразительное искусство».

- внедрение дистанционной формы обучения, интерактивных музеев изобразительного искусства,_проектов на интернет-порталах и в социальных сетях, профессиональных интернет-сообществ.

Реализация Концепции.

Реализация настоящей Концепции обеспечит подготовку обучающихся школ к освоению фундаментальных знаний, даст возможность выйти на новый уровень получения образования, будет способствовать развитию творческого, логического,

креативного мышления детей, что позволит им в будущем занять свое достойное место в современном мире.

Деятельность по распространению и поддержке художественного образования, осуществляемая в рамках проекта «Рисуем все», будет осуществляться в нескольких ключевых направлениях, включающих в себя обеспечение доступности и полноценности художественного образования, повышения его качества, а также внедрения прогрессивных методик по изобразительному искусству. Повышение конкурентоспособности и ценности человеческого капитала, качества трудовых ресурсов

Республики Саха (Якутия), внедрение нематериальных ценностей в молодежную среду, поддержка общественно ценных качеств, стимулирование овладения навыками общественного поведения, повышения престижа органов власти Республики Саха (Якутия), демонстрация способности к организации социально значимой деятельности и стратегического мышления – всего этого можно будет добиться путем осуществления данного проекта, который предполагает положительные результаты в повышении социально-политического и социально-эконом

Поделиться в соцсетях: