Новости библиотеки

Путь развития от Масару Ибука

Сегодня нам всем известна не простая экономическая ситуация в стране, о её причинах и методах преодоления негативных процессов можно говорить много, однако этот отрезок пути является частью нашей истории и в скором будущем он так же уйдёт в прошлое. Но вместе с тем мы ощутили, и глубже осознали существенную долю сырьевого экспорта в экономике нашей страны. Нам необходимы решения, которые в будущем уберегут нас от подобных явлений, в связи с чем мы должны нацеливаться на наукоёмкое производство, глубокую переработку, создание готовых технологически сложных продуктов. Как все мы понимаем, процесс переориентации экономики будет довольно длительным и самое главное в нём это фундамент – интеллектуальная база. Мы должны подготовить новых специалистов не только по уровню компетенции, но и всесторонне развитых. Для этого сегодня нам нужно раскрыть интеллектуальные возможности наших детей, и, у нас есть всё необходимое. Сначала следует создать соответствующую для ребёнка среду.  Необходимо пересмотреть действующее разделение образования на дошкольное, школьное, дополнительное, ведь ребёнок формируется как цельная разносторонняя личность, и, наверное, этому будет способствовать создание единого образовательного пространства. Дошкольное и  дополнительное образование являются неотъемлемой частью развития и роста ребенка. В этом отношении нам необходимо обеспечить непрерывность и монолитность образования.

 

Удивительно, но самыми эффективными инструментами для улучшения усвоения знаний являются музыка, шахматы, спорт, рисование и изучение языков. Уже давно доказано учеными и подтверждено развитыми странами, такими как Южная Корея, Япония, Финляндия, Сингапур, что только непрерывное образование, то есть связка детского сада, и так называемого у нас, дополнительного образования, начальной и средней школы может дать ожидаемый результат. При углубленном изучении только одного предмета, такого как математика, физика, химия успеха могут добиться только лишь единицы, и то этот успех может быть единовременным и непостоянным. Массового и гораздо более эффективного успеха можно добиться, применяя коллективные и на первый взгляд не связанные между собой дисциплины. Изучение музыки, игра в шахматы, спорт, рисование воспринимаются ребенком гораздо легче и воспитывают усидчивость, вдумчивость, трудолюбие, развивают логику, память и моторику гораздо быстрее, чем простое заучивание. Вместе с тем, мы почти не используем первые годы ребёнка, до трёх лет мы в основном играем с  детьми, в то время как это самый продуктивный для восприятия информации возраст.

 

Одним из известных сторонников и новаторов в деле раннего и всестороннего развития детей является Масару Ибука – японский инженер, предприниматель, родившийся в муниципалитете Никко, неподалёку от Токио 11 апреля 1908 года. В 1933 году он закончил электротехнический факультет университета Васэда в Японии, сокурсники называли его гением, его дипломная работа по модулированию сигнала в электронно-лучевой трубке получила приз на Парижской выставке. В 40-ых годах фирма, созданная им, выпускала приборы ночного видения,  через год после окончания войны он вместе с молодым физиком, выпускником Императорского университета в Осаке Акио Морита, создали Токийскую телекоммуникационную инженерную корпорацию, которая стала  всемирно известной фирмой SONY. Мало кто знает, но этот человек добился ничуть не меньшего успеха в другом своём деле – в построении системы развития детей, основав также «Национальную ассоциацию раннего развития детей» и школу «Обучение талантам». Новаторский метод Масару Ибука родился из его собственного опыта воспитания детей и конечно, настоящим вдохновителем Масару Ибука стал японский скрипач Шиничи Судзуки, часто повторявший: «Нет отсталых детей — все зависит от метода обучения». Ученики Судзуки уже в возрасте трех лет исполняли сложные скрипичные произведения и главное, играли с радостью, интересом и удовольствием. Созданная Масару Ибука в 1969 году японская ассоциация раннего развития активно использовала исследования и опыт своих и зарубежных специалистов.  Масару был  убежден, что для всего есть свое время и нужно эти временные рамки соблюдать: «Согласно последним исследованиям, к трехлетнему возрасту развитие клеток головного мозга уже завершено на 70— 80 %. Не значит ли это, что мы должны направить свои усилия на раннее развитие детского мозга до трехлетнего возраста?» говорил Масару. Он написал книгу с провокационным, в каком-то смысле, названием «После трёх уже поздно» Его книга советует прививать малышам хорошую музыку, окружать произведениями искусства. "Для ребенка, у которого нет четких, устоявшихся представлений о том, что "трудно" или "легко" - английский или японский языки, музыка Баха или детские песенки, однозвучная, однообразная музыка или гармония звуков, для него одинаково ново все" - утверждало Масару Ибука. Поэтому главная задача педагогов — не дать способностям ребенка зачахнуть, а постараться способствовать их расцвету. Это не методика по воспитанию гениев, единственная цель раннего развития — дать ребенку такое образование, чтобы он имел глубокий ум и здоровое тело, сделать его смышленым и добрым.

Именно поэтому дошкольное и дополнительное образование имеют не менее важное значение, чем учеба в школе, и работники дополнительного и дошкольного образования обязаны относиться к своей работе как к подготовке к школьным предметам и закреплению полученных там знаний. Каждый педагог должен быть человеком развитым разносторонне, творческим и целеустремленным. Механическое заучивание должностных инструкций, выполнение планов, нормативов никогда не даст нужного результата. Педагоги должны уметь аккумулировать родительское, меценатское и государственное внимание на развитие внутреннего мира каждого ребенка и стать связующим звеном, которое объединяет школьную программу, досуг и здоровье ребенка, будущее университетское образование, профессию и в конечном счете становление и развитие личности, общества. Нам проще, ведь все уже придумано и давно успешно реализовывается в развитых странах. Японская ассоциация раннего развития создана почти полвека назад и мы сегодня видим каких успехов добилась эта страна, не имеющая в своих недрах полезных ископаемых, обладающая скромной территорией. Подобным путём пошли и другие страны Юго-Восточной Азии, те страны, которые сегодня являются наиболее динамично развивающимися. К этому процессу подключился и Китай, в котором музыкальным образованием в городских школах охвачены уже 90% детей, в сельских 70%. Нам известен небывалый послевоенный подъём Японии, Южной Кореи, экономическое чудо Сингапура и мощный экономический рост Китая в последние двадцать лет, в чём их интеллектуальный секрет? Может быть это уже и не секрет вовсе и нам необходимо с полной силой освоить новые для нас технологии формирования личности ребёнка и в этом случае, при любом раскладе внешнеполитической обстановки в будущем наша страна будет более мощной и гибкой к различным историческим сценариям.

 

Виктор Колесов – помощник депутата Госдумы РФ Николаева М.Е.

Поделиться в соцсетях: