Новости библиотеки

Второй Педагогический Конгресс Хангаласского улуса: от личности учителя к креативности будущих поколений

30 марта 2015 года в селе Октемцы собрались учителя и директора школ, воспитатели детских садов, руководство Хангаласского улуса и многочисленные гости из ведущих педагогических научно-образовательных учреждений Якутска, Барнаула и Москвы для участия во Втором Педагогическом Конгрессе Хангаласского улуса, проходившим под девизом «От личности учителя – к креативности будущих поколений».

Проведение Педагогического Конгресса становится доброй традицией, начало которому заложил Первый Президент Республики Саха Михаил НИКОЛАЕВ.

Первый конгресс состоялся в 2013 году в центре Хангаласского улуса в городе Покровске и был посвящен прорывным направлениям в образовании. Лозунгом конгресса стало название речи Первого Президента Республики Саха «Из отстающих в лидеры», произнесенного на открытии конгресса и обозначившего широкими мазками перспективы и векторы развития образования в первой четверти XXI века, когда мир, обуреваемый технологическими революциями и ломкой парадигмы развития общества, находится в преддверии возникновения новой информационной цивилизации. По итогам первого конгресса была принята директива развития образования Хангаласского улуса о прорывных направлениях, поставившая целью обеспечения лидерства в образовательном пространстве Республики Саха.

В начале февраля 2015 года Михаил НИКОЛАЕВ, при обсуждении с работниками образования Хангаласского улуса итогов Первого Педагогического Конгресса предложил педагогам собраться в марте на Второй педагогический конгресс, а также провести мастер классы по различным направлениям с приглашением ведущих специалистов страны в области образования.

Торжественное открытие конгресса прошло в многофункциональном центре культуры и спорта села Октемцы. Обращаясь к участникам конгресса Первый Президент Республики Саха Михаил НИКОЛАЕВ напомнил о более чем столетней истории образования Хангаласского улуса и заметил, что именно от успешной работы, собравшихся здесь педагогов зависит образовательное будущее улуса.

В своей речи Первый Президент Республики Саха сказал следующее:

«В прошлом году мы широко отметили 140-летие открытия первой школы в Хангаласском улусе. На праздновании присутствовали не только сегодняшние учителя и учащиеся, а выпускники всех поколений. Сто сорок лет срок не малый. Он заставляет нас задуматься и размышлять, заглядывать за горизонт. Какое место мы занимаем и чего мы достигли в образовательном пространстве республике как один из ведущих центральных улусов,  который славится своими традициями, где живут люди, умеющие трудиться, учиться и создавать.

Почему же улус, расположенный в центральной Якутии, имеющий хорошую инфраструктуру, с хорошими кадрами, обеспеченный всем необходимым, новыми школами, отстает по многим показателям и позициям?

Возможно, ответ кроется в слабой тяге к высшему образованию. Посудите сами, если в республике каждый пятый имеет высшее образование, то в улусе только 15% населения имеют дипломы высшего образования.

Чем это объяснить? В улусе по итогам переписи преобладают люди, имеющие средне и общее образование. Вполне естественно, когда нет тяги к обучению, к осваиванию профессий, овладению новыми специальностями, экономика не будет развиваться. А если взять удельный вес представителей улуса в научном потенциале республики, то можно заметить, что среди докторов наук Хангаласская диаспора составляет только 4% от всего числа. Вот показатель уровня образованности и уровня приобщения жителей улуса к науке. Он намного ниже среднего по республике.

В 1970-е годы я возглавлял Верхневилюйский улус, и мне посчастливилось работать рука об руку, в течение пяти лет с великим учителем Михаилом Андреевичем АЛЕКСЕЕВЫМ. Это был действительно человек с большой буквы, педагог и личность. К нему тянулись дети, независимо от того учатся они в этой школе или нет. К Михаилу Андреевичу тянулись и учителя.

Посоветовавшись с ним, мы отправили большую группу учителей во главе с начальником народного образования улуса Кириллом Петровичем ГРИГОРЬЕВЫМ в знаменитую Павлышскую среднюю школу в Кировоградской области Украины, где долгое время директором работал выдающийся педагог-гуманист Василий Александрович Сухомлинский, автор искренней и доброй книги о воспитании «И сердце отдаю детям». В делегацию входили представители всех школ улуса. Будучи там, они с самым детальным образом ознакомились с опытом Павлышской школы и приехали обратно окрыленными. Вот тогда, они поняли, что им надо меняться и таким образом поднять образование. Через год после этого мы пригласили брата Василия Александровича, его самого уже не было в живых. Он побывал практически во всех школах улуса. Слушая его, я убедился в том, как совпадали мысли участников нашей большой делегации с теми идеями, которые он озвучивал в своих выступлениях, о том как важна роль директора школы.

Каким будет директор школы, таким и будет школа. Каким же должен быть директор школы? Он должен быть стрежнем школы, он должен любить сердцем и душой своих воспитанников. Директор должен быть классным руководителем с первого по одиннадцатый класс. Он должен вести ребенка. Не зная ребенка так близко как классный руководитель невозможно ни помочь решить его проблемы, ни вести его развитие. Директор должен быть не только проводником своих воспитанников, но и учителем учителей. Должен быть душой школы, её духовным лидером. От него должна исходить искренняя любовь к детям. Это истина верна для любого времени и для любого социально-политического строя, будь то социализм или капитализм. Мы имеем дело с уникальным миром ребенка, мы даем ему философию его существования. Это очень ответственная задача. Сегодня мы будем утверждать концепцию проекта «Рисуем все». Я призываю вас всех внимательно посмотреть на раздел «10 причин почему ребенок должен учиться рисовать», где ясно изложены философские основы этой необходимости. Это великолепная трактовка того, чего мы хотим достичь. Я благодарю всех, кто подготовил эту концепцию.

Дореволюционной Якутии образование развивалось на плечах фанатов, людей искренне надеявшихся изменить мир к лучшему путем всеобщего образования. Тогда это понимали немногие, и они внесли огромную лепту, свои личные сбережения в  развитие образования. Сейчас, мы понимаем, что республика может подняться лишь путём развития образования. Сейчас мы все, весь улус должны стать коллективным меценатом. Мы создаем улусный фонд поддержки образования. Каждый житель улуса, кто родился в этом благодатном крае, независимо от того где он живет и работает  должен и обязан принять в этом участие.

Этот конгресс будет знаковым событием. За прошедшее с прошлого конгресса время было очень много сделано. Я благодарен всем принявшим активное участие в этой работе.

В завершении, я присоединяюсь к поздравлениям в адрес новоизбранного главы улуса Гаврила Юрьевича АЛЕКСЕЕВА, который родился здесь, учился и окончил школу, получив высшее образование, работал главой родного муниципального образования. Это единственный глава, который прошел через все ступени управленческой лестницы. Он был главой села, главой города Покровска. У вас еще не было того, кто вырос с низов, который благодаря своему уму и таланту достиг всего. Я пожелаю ему здоровья, успехов и удачи. И хочу подарить ему книгу Никколо Макиавелли «Государь», в этой книге он найдет ответы на все вопросы и главное узнает о том, как любить свою родину».

Далее Первый Президент Республики Саха Михаил НИКОЛАЕВ посетил Физико-математический форум «Ленский край» и встретился с членом методического комитета всероссийской олимпиады по математике доцентом Московского физико-технического института Павлом Александровичем КОЖЕВНИКОВЫМ, который проводит учебно-тренировочные сборы для слушателей форума, в котором также принимает участие член сборной команды школьников России по предметным олимпиадам Иван ТАРАБУКИН, ученик девятого класса Республиканского лицея, который на международной математической олимпиаде школьников в Алма-Аты в этом году стал призёром, успешно решив задачи 11 класса.

Во-второй половине дня Михаил НИКОЛАЕВ посетил мастер-классы по рисованию, организованные в библиотеке –архиве Первого Президента Республики Саха и осмотрел выставку выпускников и преподавателей Покровской детской художественной школы.

Сергей ПОПОВ, Василий ПАВЛОВ

Поделиться в соцсетях: