М.Е. Николаева, Первого Президента Республики Саха, члена Комитета ГД ФС РФ по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока о пленарном дне работы весенней сессии Государственной Думы ФС РФ шестого созыва 27 марта 2015 года.
Как я уже сообщал ранее, в пятницу мы пересматривали главный Закон года – о Федеральном бюджете. По этому поводу было высказано немало критики, как ранее коллегами-депутатами в стенах парламента, и экспертным сообществом в СМИ, так и сегодня, с трибуны Государственной Думы ФС РФ. Однако факт остается фактом – падение мировых цен на наши главные экспортные богатства, энергоресурсы, международные экономические санкции Запада и США, вынуждают нас значительно сокращать расходы. Другое дело, как это сделать более эффективно…На мой взгляд, не следовало бы сокращать зарплаты, они и без того в стране невелики, не стоило и отказываться от индексации выплат, а нужно было подумать о структурных преобразованиях. Например, внимательно посмотреть на различные государственные организации, как в центре, так и в регионах, не раздуты ли их штаты и объемы денежных выплат, а, быть может, они и вовсе неэффективны и, стало быть, можно без них обойтись. Кризис – самое подходящее время, чтобы избавиться от ненужного, громоздкого, без чего вполне можно обойтись, избавиться. Посмотреть, как лучше и результативнее наладить управление, что развивать в первую очередь, а что оставить на завтра. Об этом мы говорили весьма обстоятельно и предметно, принимая изменения в бюджет в первом чтении, об этом мы будем говорить еще более предметно и конструктивно в апреле, когда вернемся к этому вопросу во втором чтении. Всего же в пятницу на пленарном заседании мы рассмотрели 56 вопросов.
Во втором чтении одобрили законопроект "О приостановлении действия положений отдельных законодательных актов Российской Федерации в части порядка индексации окладов денежного содержания государственных гражданских служащих, военнослужащих и приравненных к ним лиц, должностных окладов судей, выплат, пособий и компенсаций и признании утратившим силу Федерального закона "О приостановлении действия части 11 статьи 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов".
И вот в первом чтении обсудили законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов" (об уточнении параметров федерального бюджета на 2015 год).
Законопроектом предлагается уточнить основные характеристики федерального бюджета на 2015 год:
Объем ВВП – 73 119,0 млрд. руб. (действует – 77 498,0 млрд. руб.; ‑ 4 379,0 млрд. руб.);
Прогнозный уровень инфляции – 12,2% (действует – 5,5%; +6,7%);
Доходы – 12 539,7 млрд. руб. (действует – 15 082,4 млрд. руб.; ‑2 542,7 млрд. руб.), в т.ч. прогнозируемый объем нефтегазовых доходов – 5 686,7 млрд. руб. (действует – 7 717,2 млрд. руб.; ‑2 030,5 млрд. руб.);
Расходы – 15 215,0 млрд. руб. (действует – 15 513,1 млрд. руб.; ‑ 298,1 млрд. руб.);
Нормативная величина Резервного фонда – 5 118,3 млрд. руб. (действует – 5 424,9 млрд. руб.; ‑306,6 млрд. руб.);
Верхний предел государственного внутреннего долга РФ – 8 119,9 млрд. руб. (действует – 7 218,5 млрд. руб.; +901,4 млрд. руб.);
Верхний предел государственного внешнего долга РФ – 52,6 млрд. долл. США или 45,7 млрд. евро (действует – 64,0 млрд. долл. США или 49,2 млрд. евро);
Дефицит – 2 675,3 млрд. руб. (действует – 430,7 млрд. руб.; +2 244,6 млрд. руб.).
Функциональная структура расходов по открытой части (млрд. руб.):
Наименование разделов |
Утверждено ФЗ |
Изменения |
Предлагаемый объем |
Всего, в том числе: |
12 332,4 |
-232,9 |
12 100,3 |
1. Общегосударственные вопросы |
1 019,6 |
|
|
2. Национальная оборона |
1 060,8 |
-53,8 |
1 007,0 |
3. Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
1 501,9 |
-156,1 |
1 345,7 |
4. Национальная экономика |
2 170,0 |
-185,8 |
1 984,2 |
5. Жилищно - коммунальное хозяйство |
132,8 |
-12,1 |
120,7 |
6. Охрана окружающей среды |
54,9 |
-8,8 |
46,1 |
7. Образование |
606,4 |
-27,3 |
579,1 |
8. Культура, кинематография |
98,9 |
-7,1 |
91,8 |
9. Здравоохранение |
405,8 |
-33,3 |
372,5 |
10. Социальная политика |
4 005,8 |
+203,7 |
4 209,5 |
11. Физическая культура и спорт |
73,5 |
-1,8 |
71,7 |
12. Средства массовой информации |
69,7 |
+2,1 |
71,8 |
13. Обслуживание гос. и муниципального долга |
449,3 |
+136,0 |
585,3 |
14. Межбюджетные трансферты |
683,0 |
-63,6 |
619,4 |
Предусматривается:
- не проводить в 2015 году индексацию: месячных окладов судей; фонда оплаты труда помощников членов СФ и депутатов ГД; месячных окладов в соответствии с присвоенными воинскими званиями и месячных окладов в соответствии с занимаемыми воинскими должностями; окладов месячного денежного содержания по должностям федеральной государственной гражданской службы, сотрудников органов внутренних дел РФ, сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах РФ;
- сохранение размера индексации "социальных" выплат, пособий и компенсаций на уровне инфляции, установленном ФЗ (5,5%) и размера материнского (семейного) капитала (453 026,0 руб.), а также увеличение размера денежного довольствия, учитываемого при исчислении "военной" пенсии с 01.10.2015 г. до 66,78% (действует – 62,12%);
- уточнение объема расходов федерального бюджета, производимых в иностранной валюте, в соответствии с прогнозируемым среднегодовым курсом доллара США по отношению к рублю в 2015 г. в размере 61,5 руб. за долл. США;
- отказ от начала строительства отдельных "новых" объектов кап. строительства и увеличение сроков строительства отдельных "переходящих" объектов кап. строительства;
- увеличение объема бюджетных кредитов (на покрытие бюджетных дефицитов, временных кассовых разрывов) бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета до 310 млрд. руб. (действует – 150 млрд. руб.);
- возможность списания (прощения) задолженности субъектов РФ по уплате пеней и штрафов, начисленных за несвоевременный возврат в государственный материальный резерв заимствованных до 01.01.2001 г. материальных ценностей (пропорционально фактически произведенному погашению их стоимости либо возврату количества аналогичных материальных ценностей в государственный материальный резерв с учетом внесения платы за пользование ими).
Правительство РФ наделяется правом за счет уменьшения имущественного взноса РФ в ГК "АСВ" принять в 2015 г. передаваемые Агентством по балансовой стоимости в казну РФ земельные участки с/х назначения общей площадью 8 030 га, расположенные в границах Московской области, приобретенные при осуществлении мероприятий по предупреждению банкротства банков.
В одной связке с этим законом пересмотрели и законы "О внесении изменений в Федеральный закон "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов". Законопроектом уточняются основные характеристики бюджета Пенсионного фонда РФ на 2015 год:
Показатели (млрд. руб.) |
Утверждено ФЗ |
Изменения |
Предлагаемый объем |
Доходы, в том числе: |
6 995,17 |
+151,64 |
7 146,81 |
- межбюджетные трансферты из федерального бюджета |
2 754,95 |
+249,06 |
3 004,01 |
Расходы |
7 618,15 |
+151,63 |
7 769,78 |
Профицит/дефицит (-) |
-622,98 |
– |
-622,98 |
Предусматривается:
- увеличение стоимости одного пенсионного коэффициента для определения размера страховой пенсии (применяемого с 01.04.15) с 68,91 руб. до 71,41 руб.;
- уменьшение расходов на содержание органов Фонда на общую сумму 4,1 млрд. руб.
- привлечение переходящих остатков средств бюджета Фонда в размере 221,1 млрд. руб. (по состоянию на 01.01.15) в целях обеспечения сбалансированности бюджета Фонда.
И – Закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов ". Законопроект подготовлен с учетом прогнозируемой оценки исполнения бюджета Фонда в 2014 году и уточняет основные характеристики бюджета Фонда на 2015 год:
Показатели (млрд. руб.) |
Утверждено ФЗ |
Изменения |
Предлагаемый объем |
Доходы, в том числе: |
538,7 |
- 19,2 |
519,5 |
- межбюджетные трансферты из федерального бюджета и бюджета Федерального фонда ОМС. |
35,0 |
- |
35,0 |
Расходы, в т.ч. |
594,1 |
+ 8,6 |
602,7 |
- на обязательное социальное страхование и в связи с материнством; |
471,2 |
+ 10,1 |
481,3 |
- на обязательное социальное страхование от несчастных случаев и проф. заболеваний. |
87,8 |
- 1,4 |
86,4 |
Профицит/дефицит (-) |
- 55,4 |
- 27,8 |
- 83,2 |
Предусматривается:
- направить остаток средств по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на финансирование дефицита бюджета Фонда в 2015 году в суме 94,1 млрд. руб. (было 71.0 млрд. руб.).
А также – Закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" (об уточнении параметров бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2015 год). Законопроектом уточняются основные параметры бюджета ФОМС на 2015 год в связи с уточнением показателей прогноза социально-экономического развития России в 2015 году. увеличить размер нормированного страхового запаса ФОМС на 11 148,8 млн. рублей за счет остатков субвенций в бюджетах территориальных фондов ОМС, не использованных ими по состоянию на 1 января 2015 г. По решению ФОМС эти средства будут направлены на увеличение субвенций, предоставляемых из бюджета ФОМС бюджетам территориальных фондов ОМС на оплату оказанной медицинской помощи в рамках базовой программы ОМС.
В третьем чтении приняли законопроекты - "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" (об уточнении порядка взаимодействия Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации с другими государственными органами и должностными лицами). "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования деятельности уполномоченных по правам человека" (об определении статуса уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации). О них я подробно рассказывал в предыдущих сообщениях.
Приняли законопроект "О внесении изменений в статью 23.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части уточнения полномочий должностных лиц таможенных органов). Законом предлагается наделить правом заместителей начальников таможенных постов (действует - начальники таможенных постов) – рассматривать дела об административных правонарушениях, совершенных физическими лицами.
В окончательном чтении приняли законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон "О таможенном регулировании в Российской Федерации" в части совершенствования таможенных операций, связанных с временным хранением товаров" (о представлении отчетности владельцами складов временного хранения в электронной форме и о размещении задержанных товаров на складах временного хранения таможенных органов). Законом предлагается предусмотреть представление владельцами складов временного хранения отчетности в таможенные органы в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью. Предоставление в электронном виде без усиленной квалифицированной электронной подписи обязательно с предоставлением информации на бумажном носителе.
Приняли и законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (о совершенствовании процедур включения в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности и исключения из него объектов интеллектуальной собственности). Законом предлагается совершенствование процедур включения в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности и их исключения из реестра. Предусматривается ввести дополнительное условие включения объектов интеллектуальной собственности в таможенный реестр – предоставление договора страхования риска ответственности правообладателя за причинение вреда в связи с приостановлением выпуска товаров.
Отправили на утверждение Совета Федерации ФС РФ и законопроект "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (в части уточнения порядка определения объекта налогообложения по налоговым режимам в виде единого сельскохозяйственного налога и упрощенной системы налогообложения). Закон направлен на исключение двойного налогообложения по налоговым режимам - единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) и упрощенная система налогообложения (УСН). Предлагается из состава доходов плательщиков, являющихся базой для исчисления указанных налогов, исключить суммы НДС, полученные в связи с выставлением счетов-фактур с выделением в них сумм налога. Уточняется, что указанные суммы не входят и в состав расходов.
Закончили работу с законопроектом "О внесении изменений в статьи 173.1 и 199 Уголовного кодекса Российской Федерации" (в части усиления ответственности за уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации). Законом предлагается: дополнить ст. 173.1 УК РФ («Незаконное образование (создание, реорганизация) юридического лица») положением, вводящим уголовную ответственность за использование юридического лица, созданного через подставных лиц, в целях совершения одного или нескольких преступлений, связанных с финансовыми операциями, либо сделками с денежными средствами или иным имуществом.
Во втором чтении обсудили законопроект "О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о приостановлении действия абзаца третьего подпункта 7 пункта 2 статьи 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в части услуг по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении". Законопроектом предлагается: установить ставку НДС в размере 0% в отношении услуг по пассажирским перевозкам ж/д транспортом в пригородном сообщении на период с 01.01.2015 г. по 31.12.2016 г. Для подтверждения обоснованности применения «нулевой» ставки и налоговых вычетов в налоговые органы представляется отчет о доходах от таких перевозок.
Одобрили поправки в законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (о совершенствовании деятельности органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации последствий стихийных бедствий). Законопроектом предлагается уточнить порядок функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Определяются уровни функционирования Системы, ее органы управления, координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления.
Внесли поправки в законопроект "О внесении изменений в статьи 3 и 5 Федерального закона "О геодезии и картографии" и Федеральный закон "О государственном кадастре недвижимости" (в части регулирования вопросов создания и использования государственных геодезических сетей). Законопроектом предлагается: отнести: к числу геодезических и картографических работ специального (отраслевого) назначения - работы по созданию, развитию и поддержанию в рабочем состоянии геодезических сетей специального назначения; к вопросам ведения РФ в области геодезической и картографической деятельности - утверждение положений о государственных нивелирных и геодезических сетях, а также положения о создании геодезических сетей специального назначения.
Приняли поправки в законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части уточнения правового положения религиозных организаций). Законопроектом предлагается предусмотреть, что вопросы участия учредителей и иных юр. или физ. лиц в деятельности религиозных организаций определяются уставом и (или) внутренними установлениями религиозных организаций. При этом учредитель религиозной организации вправе выполнять функции органа религиозной организации или членов коллегиального органа религиозной организации в порядке, установленном уставом и внутренними установлениями религиозной организации.
Детально проработали законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон "О сельскохозяйственной кооперации" (в части совершенствования надзора за сельскохозяйственными кредитными потребительскими кооперативами). Законопроектом устанавливается, что средства резервного фонда кредитного кооператива вкладываются только в банки, участвующие в системе обязат. страхования вкладов физ. лиц в банках РФ. И предусматриваетсчя, что фонд финансовой взаимопомощи кредитного кооператива может формироваться за счет средств, привлеченных в кредитный кооператив в соответствии с бюджетным законодательством РФ.
В первом чтении рассмотрели законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" (в части определения порядка оплаты за присмотр и уход за детьми в государственных, муниципальных образовательных организациях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования). Законопроектом устанавливается, что максимальный размер родительской платы за присмотр и уход за ребенком в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих основную образовательную программу дошкольного образования, устанавливается нормативными правовыми актами субъекта РФ для каждого городского округа и муниципального района, расположенного в границах субъекта РФ. Кроме этого, предлагается исключить из такой платы расходы на оплату жилищно-коммунальных услуг указанных организаций.
Начали работать с законопроектом "О внесении изменений в Федеральный закон "Об акционерных обществах" и иные законодательные акты Российской Федерации" (в части совершенствования отдельных корпоративных процедур). Законопроектом предлагается регламентировать порядок использования облигаций федерального займа (ОФЗ), внесенных РФ в имущество ГК "АСВ", для докапитализации акционерных обществ – кредитных организаций (кроме ОАО "Сбербанк России").
Приступили к обсуждению законопроекта "О единовременной выплате за счет средств материнского (семейного) капитала". Законопроектом предлагается предоставить гражданам, проживающим на территории России и имеющим право на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», возможность получения единовременной денежной выплаты в размере 20 тыс. руб. либо фактического остатка неиспользованных средств материнского (семейного) капитала в случае, если сумма таких средств не превышает 20 тыс. руб.
В острых дебатах в этот непростой день звучали различные заявления. Некоторые коллеги, в том числе из нашей фракции решительно требовали от Правительства РФ, его экономического блока пересмотреть отношение к делу. Повысить ответственность всех без исключения, вплоть до снятия с занимаемых должностей. Серьезно заняться структурными изменениями, прогнозом развития. Речь шла и о кадровой политике на уровне государства, депутаты требовали подбирать руководителей всех звеньев по профессиональным качествам, совестливых и талантливых. Только в таком составе Правительство РФ способно противостоять современным вызовам, не допускать серьезных просчетов, каким и является, по сути, секвестор бюджета.