Новости библиотеки

За лидерство в образовании

Первый Президент Республики Саха Михаил Николаев с первых же дней своего правления начал проводить политику, направленную на всеобщее процветание и благополучие своего народа. Для этого он предложил свою особую формулу счастливого детства - сочетание духовного развития с приобретением необходимых знаний и навыков. И первые, самые трудные годы преобразований стали в то же время началом прорывных преобразований в образовании и воспитании подрастающего поколения.

Первым делом было отказано от остаточного принципа финансирования образования и республика, занимающая в 1991 году среди субъектов Российской Федерации 77-е место по величине расходной части бюджета на образование, уже в следующем году поднялась на -49-е, а в 1993 – 12-е место. Надо учесть при этом, что по коэффициенту роста расходной части бюджета Республика Саха (Якутия) находилась на 84 месте среди 89 субъектов федерации. Коренным образом была перестроена, обновлена, расширена и укреплена вся система образования, науки и культуры. Были реорганизованы и заново созданы Министерство образования с пятью структурными подразделениями: управлением общего среднего образования; начального и среднего профессионального образования; воспитательной работы, дополнительного и специального образования; кадровой политики и международного сотрудничества; планирования и материально-технического снабжения, министерство по делам молодежи, Департамент по высшей школе и науке при Правительстве с отделом языковой политики, Департамент по прогнозированию, подготовке и расстановке кадров при Президенте РС(Я), Институт развития образования, Якутский институт национальных школ, Институт по повышению квалификации работников образования, Международный центр по исследованию проблем образования коренных народов, Центр учебно-технического обеспечения, Центр внешкольной воспитательной работы, Республиканская эколого-биологическая станция. Республиканская детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва. И в 1996 году создана единственная в России Академия духовности. Для поднятия качества образования были созданы Фонд развития образования, Сеть президентских школ (Указ Президента республики 3 марта 1997 года) с 37 образовательными учреждениями повышенного уровня, ориентированных на работу с детьми с интеллектуальными, художественно-творческими и психомоторными способностями. На основании Указа Президента Республики Саха (Якутия) от 19.05.1993 г. создан Международный центр по исследованию проблем национальных школ коренных народов. В 1999 уникальный Физико-математический форум Ленский Край. Указами Президента республики проведены Год образования (1997), Год молодежи (1996), Годы детства и детского спорта (1999-2000). На улучшение межведомственной координации работы направлены правительственные Программа «Качество жизни - в качестве образования», а также Программа проведения Года детства и детского спорта и другие. Прежде всего, удалось разработать научно обоснованную нормативно-правовую базу региональной политики в сфере образования. Подписаны сотни соответствующих указов, постановлений, распоряжений. В соответствии с Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Саха (Якутия) о разграничении предметов ведения и полномочий в области образования и в соответствии с Федеральной программой развития образования была признана необходимость проведения региональной образовательной политики. Приняты законы республики «Об образовании», «О языках», «О правах ребенка», «Об учителе», «О финансовой поддержке работников образования», «Об учебниках и учебных пособиях для учреждений дошкольного, общего среднего и начального профессионального образования», «О государственном сельском образовательном учреждении» и других, в Целевой программе развития образования РС(Я) были сформулированы цели и задачи образования, предусматривающие гарантии и права на образование для всех народов, населяющих республику, социальную защиту работников образования.

Осуществлена комплексная Президентская программа «Дети Республики Саха (Якутия)», включающая в себя шесть подпрограмм и охватывающей своим вниманием всех детей: «Дети-инвалиды», «Дети-сироты», «Одарённые дети», «Дети Арктики», «Организация отдыха, занятости, оздоровления детей и подростков», «Развитие индустрии детского питания», «Развитие социального обслуживания семьи и детей», «Эркээйи». По одной только программе "Две тысячи добрых дел 2000 года" за год было обеспечено строительство 34 школ, 17 детских садов, 47 объектов культуры и более 150 спортивно-оздоровительных сооружений, 14 больниц и 300 производственных объектов. Молодое поколение и условия для его нормального развития в самые сложные годы реформ были под постоянной опекой республики. В республике принят закон о попечительской деятельности. Создана Ассоциация попечительских советов учреждений образования Республики Саха (Якутия). Меценатами были установлены гранты для учителей, именные стипендии для учащихся. Также впервые в поддержку развития образования были созданы целевые фонды. Например, Фонд будущих поколений занимающаяся строительством современных зданий для учебных заведений, Фонд "Баргарыы" ("Возрождение") поддерживающая особо одаренных детей, Международный детский фонд "Дети Саха-Азия" помогающая детям сиротам и детям, оставшимся без попечения. Разработаны и реализованы концепции воспитания и образования детей народностей Севера (апрель 1993г); развития и обновления дошкольного воспитания и образования (апрель 1991 г); развития профессионально-технического образования (1994 г). Отдельной прорывной программой стала программа всеобщей компьютеризации школ и внедрения инновационных методов обучения. Определились новые формы и направления участия образовательных учреждений и ведомств РС(Я) в международном сотрудничестве. Обычным стала практика приглашения учителей иностранных языков из дальнего зарубежья для работы по контракту в школах Республики и проведения семинаров для учителей; стажировка учителей за рубежом; организация международных летних школ по различным профилям; организация ассоциированных школ; проведение Международных олимпиад, форумов, конкурсов, фестивалях и участие в них; участие в международных и региональных проектах ЮНЕСКО; участие в проектах и программах, финансируемых и координируемых международными организациями Европы и мира. Наиболее значимыми результатами в области международного сотрудничества можно считать следующие: Министерство образования РС(Я) направление учащихся на длительные сроки в школы и колледжи Великобритании и Швейцарии с целью их дальнейшего поступления в высшие учебные заведения данных стран по необходимым для Республики специальностям - таким, как банковское дело, финансы и кредит, международное право, геология и т.д.; выезд более тысячи преподавателей и специалистов во Францию, Германию, Великобританию, США для участия в стажировках и других формах повышения квалификации по линии министерства образования; работа летней международной школы: "ТУЙМААДА" - углубленное изучение английского, японского языков, математики, физики, химии, информатики с приглашением ведущих специалистов Республики, а также Великобритании, Канады, Америки, Японии; "ЛИНГВА" - углубленное изучение французского языка с приглашением преподавателей ЯГУ и других учебных и научных учреждений Республики, а также педагогов Франции (на базе специально построенного летнего лагеря саха-французской школы); "УТНЭЭЙИС" - углубленное изучение немецкого языка с приглашением ведущих специалистов Республики Саха (Якутия) и Германии; проведение с 1993 года в республике Международной Олимпиады "ТУЙМААДА" с приглашением команд из Казахстана, Румынии, Монголии, Германии, США, Бурятии, Тывы, гг. Томска, Братска, Владивостока, Новосибирска и др. Проводятся международные конференции, семинары и мастер классы. Развернулась громадная работа по улучшению материально технической базы образовательных и воспитательных учреждений, только за период 1990 - 1994 г.г. введено в эксплуатацию 84 школы на 21763 учебных места (в том числе в сельских районах на 7 506 мест), 60 детских дошкольных учреждений на 5 707 учебных мест (3 512 на селе). Забота о здоровье и физическом развитии детей стала государственной задачей построен Центр материнства и детства, раз в четыре года проводятся международные детские спортивные игры «Дети Азии» аналога которому нет в мире до сих пор.

К концу XX века четко выявилась доминирующая тенденция социально-экономического развития, в основе которой лежит опора на человеческий потенциал и динамичное генерирование инноваций. Происходит активное усиление значения нематериальных элементов - научных знаний, образования, информации, квалификации, организационно-управленческих решений. В структуре народного хозяйства сформировалась новая многоотраслевая сфера инвестиций в развитие человека, в области, широко удовлетворяющие гуманитарные потребности, обеспечивающие саморазвитие личности и повышение качества жизни. Ядром этого комплекса является образование и наука.  Национальная конкурентоспособность основана на единстве и равной значимости ее экономической и социальной составляющих. И если мы говорим, что Якутия готова принять этот вызов и стать современной, динамично развивающейся республикой, то несомненно ключевую роль в этом сыграл Первый Президент Республики Саха Михаил Николаев.

Первый Президент Республики Саха, Депутат Государственной Думы РФ Михаил НИКОЛАЕВ является политиком последовательным, системным и привыкшим видеть глобально и действовать локально. Его проекты «Шахматное образование» и «Музыка для всех» признаны уникальным инструментом педагогики со стороны многих признанных авторитетов в этой области. Одним из проектов Михаила НИКОЛАЕВА в области образования является развитие образования в Хангаласском улусе. Так, 26 марта 2013 года в городе Покровск, Хангаласского улуса Первый Президент Республики Саха Михаил Николаев открыл Первый конгресс учителей Хангаласского улуса, созванного по его инициативе под лозунгом «Из отстающих в лидеры». В Конгрессе, который продлился четыре дня, приняли участие около 300 работников образования улуса. Итоги работы конгресса закреплены в директиве Конгресса развития образования в Хангаласском улусе. В директиве в частности говорится. «Педагогическое сообщество Хангаласского улуса выражает обеспокоенность современным состоянием образования, не соответствующим возросшим требованиям общества. В XXI столетии образование призвано стать наиважнейшим фактором формирования личности, ее жизнестойкости и жизнеспособности в сложных условиях глобального информационного общества. Достижение современного качества образования, его соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства  должно стать  приоритетной задачей системы образования, на решение которой должна быть направлена работа каждого управленца, педагога и родителя. Ключевой задачей современной школы становится воспитание лидеров, готовых к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Чтобы соответствовать этим вызовам времени, необходимо совершить качественный прорыв в образовании.

В этих целях Первым Президентом РС (Я), депутатом Государственной Думы РФ М.Е.Николаевым инициировано проведение I-го педагогического Конгресса  Хангаласского улуса, призванного консолидировать усилия педагогов, всех заинтересованных лиц, организаций и учреждений для качественного обновления содержания, концептуальных подходов, технологий и форм, а значит, - и результатов образовательной деятельности».

В продолжении этой работы 10 февраля 2014 года, в портретном зале для совещаний Хангаласской улусной администрации Первый Президент РС (Я) провел совещание с работниками образования Хангаласского улуса. Участники совещания рассмотрели ход реализации Директивы.

По мнению Михаила НИКОЛАЕВА полученный результат позволяет перейти к следующему этапу реализации этой программы. И задачи должны быть поставлены соответствующие. Перед выпускниками и педагогическим составом должна быть поставлена задача не только поступить высшее учебное заведение, а именно поступать в вузы страны входящие в десятку лучших по рейтингу Министерства образования РФ. Каждому руководителю  учебного заведения должно быть вменено в обязанности особое внимание уделять соискателям ученых званий, для этого нужно создать фонды, искать возможности стажировки, повышения квалификации, разработать отдельные программы по поддержке аспирантов, соискателей, докторантов. Повышать количество учителей привлекаемых в летние школы, привлекать ученых, известных людей с мировым именем, студентов желательно из-за рубежа и ведущих вузов России, а также предпринимателей и крупные компании. Приоритетные, прорывные направления образования должны иметь свой бюджет, план развития, и для их реализации нужно привлекать выдающихся людей, ученых с мировым именем. А для развития спорта нужно активнее внедрять клубную систему и создать, наконец объединение клубов в районном масштабе с отдельной общественной организацией.

Подводя итоги совещания, Михаил Николаев отметил что, несмотря на некоторые недоработки, можно сказать, что Первый Педагогический конгресс дал свой результат, и развитие образования получила правильное направление. Однако для достижения оптимального результата и для того чтобы выйти на новый виток развития нужно привлечь к работе специалистов из других регионов России и возможно из-за рубежа. В частности Сингапура и Финляндии. Поэтому второй конгресс работников образования имеет смысл провести в виде мастер классов с привлечением в качестве лекторов ведущих педагогов из России и из–за рубежа. Использовать современные методы телекоммуникации такие как онлайн трансляцию по интернету и т.д и обеспечить более широкий охват как внутри улуса, так и республики.

Главной задачей современной педагогики является обеспечение непрерывности образования. Хангаласская педагогическая общественность должна стремится к лидерству в воспитании и формировании личности не только в масштабе республики, но и России. Все это подразумевает основательную подготовку к проведению второго конгресса, нужно создать оргкомитет и заранее распространить справочные материалы. На этом конгрессе также необходимо рассмотреть и принять концепцию проекта «Рисуем все» и план работы летних школ, где нужно предусмотреть, что во второй половине лета Летние школы должны быть ориентированы на проект «Музыка для всех».

Так как второй педагогический конгресс планируется провести на базе созданных по инициативе Первого Президента, Октемского лицея и Физико-математического форума Ленский Край в тот же день Михаил Николаев встретился в руководством Форума, Октемского Лицея а также руководителем Многофункционального центра где планируется провести церемонию открытия и итоговое совещание. Альберт РЕЕВ директор Октемского лицея информировал Первого Президента о жизни и работе нового Интерната лицея где проживает 75 учеников. По инициативе Первого Президента среди воспитанников интерната было проведено анкетирование посвященное выбору будущей профессии. Выбор профессии и стал основной темой встречи Михаила НИКОЛАЕВА с воспитанниками интерната. Школьники показали концерт, поставленный своими силами. В беседе были затронуты также вопросы личностного роста, отношения к образованию, организации внешкольных занятий, ребята рассказали о своих проектах, по благоустройству прилегающих к лицею и интернату территорий и о разработках в сфере IT. Михаил НИКОЛАЕВ посоветовал будущим выпускникам ориентироваться на поступление в пять лучших вузов по техническим направлениям. Он подчеркнул, что данный лицей имеет техническую направленность и воспитанник прежде всего должны быть ориентированы на освоение технических специальностей.


Директор Физико-математического форума Ленский Край Владимир ЕГОРОВ и его заместитель по научной работе Юрий СЕМЕНОВ рассказали о планах развития. Михаил НИКОЛАЕВ посоветовал усилить практическую составляющую учебного процесса и привлечь слушателей к практической реализация инновационных проектов, таких как умные дома, применение энергосберегающих технологии, использование альтернативных источников энергии. Чтобы слушатели Форума могли на практике реализовывать полученные уникальные знания. Александра АФАНАСЬЕВА директор МФОКС рассказала о планах работы на ближайшее время. Михаил НИКОЛАЕВ посоветовал построить работу на двух основах это музыкальная школа и детская театральная школа.

 

Поделиться в соцсетях: