М.Е. Николаева, Первого Президента Республики Саха, члена Комитета ГД ФС РФ по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока о пленарном дне работы весенней сессии Государственной Думы ФС РФ шестого созыва 30 января 2015 года.
День выдался очень напряженным. И не потому, что мы рассмотрели 34 законопроекта. А в связи с обсуждением в рамках Правительственного часа информации первого заместителя Председателя Правительства РФ И.И. Шувалова об антикризисном плане Правительства РФ. Информация вызвала неоднозначную реакцию. Представители фракций, коллеги-депутаты развернули горячую дискуссию вокруг представленного плана. Были замечания и такого рода - что с этим документом мы значительно опоздали, что он нуждается в доработке. Однако Игорь Иванович всех примирил – он заявил, что весь первый квартал антикризисный план будет дорабатываться совместно с депутатами всех фракций, всеми комитетами Государственной Думы РФ, членами Совета Федерации РФ, экспертами, региональными властями, широкими слоями общественности.
А в начале пленарного заседания мы приняли Постановление Государственной Думы РФ "О форме оперативного доклада Счетной палаты Российской Федерации о ходе исполнения федерального бюджета". Предлагается утвердить согласованную с Советом Федерации форму оперативного доклада Счетной палаты РФ о ходе исполнения федерального бюджета.
В третьем чтении утвердили законопроект "О внесении изменения в статью 43 Федерального закона "О полиции" (об уточнении порядка выплаты ежемесячной денежной компенсации в связи с установлением инвалидности вследствие военной травмы). Законом предусматривается осуществление выплаты ежемесячной денежной компенсации при условии установления гражданину РФ, уволенному со службы в полиции, инвалидности вследствие военной травмы, полученной в связи с выполнением своих служебных обязанностей и исключившей возможность дальнейшего прохождения службы в полиции. Размеры ежемесячной денежной компенсации предлагается установить исходя из параметров денежного довольствия с применением соответствующих коэффициентов в зависимости от группы инвалидности.
Закончили работу над законопроектом"О внесении изменений в статьи 16.2 и 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (об освобождении декларанта либо таможенного представителя от административной ответственности в случае самостоятельного выявления после выпуска товаров нарушений, допущенных при таможенном декларировании товаров). Законом предусматривается освобождение от административной ответственности декларанта либо таможенного представителя в случае самостоятельного выявления после выпуска товаров нарушений, допущенных при таможенном декларировании товаров, при выполнении следующих условий: отсутствие выявленных административных правонарушений, предметом по которым являются товары, указанные в обращении; отсутствие задолженности по уплате таможенных платежей; в отношении таких товаров не проводятся проверочные мероприятия.
Во втором чтении рассмотрели законопроект "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части совершенствования уголовно-правового механизма противодействия преступлениям коррупционной направленности). Законопроектом предлагается: в ч.1 ст.290 "Получение взятки" УК РФ (получение взятки должностным лицом) – снизить нижний предел по кратности штрафа до 10-кратной суммы взятки (действует – 25-кратной). В качестве альтернативы устанавливается фиксированный размер штрафа до 1 млн. руб. Также предлагается установить нижний предел кратности штрафа, предусмотренного в качестве дополнительного наказания к лишению свободы в размере от 10-кратной до 20-кратной суммы взятки.
Одобрили также законопроект "О внесении изменений в статью 178 Уголовного кодекса Российской Федерации" (в части уточнения критериев ответственности за недопущение, ограничение или устранение конкуренции). Законопроектом предлагается уточнить норму ст.178 УК РФ, установив уголовную ответственность за факт заключения между хозяйствующими субъектами-конкурентами ограничивающего конкуренцию соглашения (картеля), запрещенного в соответствии с антимонопольным законодательством РФ (действует – недопущение, ограничение или устранение конкуренции путем заключения хозяйствующими субъектами-конкурентами ограничивающего конкуренцию соглашения (картеля), неоднократного злоупотребления доминирующим положением, выразившимся в установлении и (или) поддержании монопольно высокой или монопольно низкой цены товара, необоснованном отказе или уклонении от заключения договора, ограничении доступа на рынок).
Продолжили обсуждение законопроекта "О внесении изменений в Федеральный закон "О полиции" и Федеральный закон "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части уточнения ограничений, обязанностей и запретов, связанных со службой в органах внутренних дел Российской Федерации, и оснований прекращения или расторжения контракта о прохождении службы в органах внутренних дел Российской Федерации". Гражданин не может быть принят на службу в ОВД в случае, если он подвергался уголовному преследованию, которое было прекращено в отношении его за истечением срока давности, в связи с примирением сторон (кроме уголовных дел частного обвинения, прекращенных не менее чем за 3 года до дня поступления на службу в органы внутренних дел), вследствие акта об амнистии, в связи с деятельным раскаянием, за исключением случаев, если на момент рассмотрения вопроса о возможности принятия на службу преступность деяния, ранее им совершенного, устранена уголовным законом.
Итак, в рамках Правительственного часа мы заслушали информация первого заместителя Председателя Правительства РФ И.И. Шувалова. Он сказал, что Президентом РФ В.В. Путиным ему поручено представить Государственной Думе РФ план антикризисных мер. Этот документ размещен на сайте Правительства РФ и есть у каждого депутата. План преследует реформирование экономической политики, основных направлений деятельности Правительства РФ. И. Шувалов остановился на некоторых аспектах. Эти проблемы, накоплены за последние годы. Вместе с тем за 15 лет мы фактически удвоили в два раза ВВП, на три четверти увеличилось промышленное производство, в два раза – сельское хозяйство. Тем не менее, экономика стала испытывать торможение. Еще не закончился кризис 2008 года, негативно развивались события на Украине. Мы столкнулись с серьезными проблемами. Одновременно произошло резкое падение цен на нефть. На фоне санкций проявилось негативное отношение граждан к банкам. Но с последним мы справились. Сейчас как никогда нужна консолидация граждан, тут велика роль партий, прежде всего партии «Единая Россия». Нужно консолидировать общество, бизнес. Мы создали определенную структуру поддержки общества. На нас легла очень высокая ответственность, мы хотим провести работу со всеми фракциями в Государственной Думе РФ, со всеми комитетами. Мы должны это сделать в первом квартале. Чтобы принять решение – куда лучше вкладывать средства, а куда не надо. Отношение граждан, предпринимательства - очень настороженное. Что является негативным фактором. Следует преодолеть эти тенденции. Через дружественные нам корпорации и компании за рубежом надо попробовать влиять на правительства этих стран. Что касается антикризисного плана, то мы будем концентрироваться на вопросах импортозамещения, выработки конкурентно способной продукции. Отдельное направление плана – по рынку труда. В прошлом мы не совсем научились работать на рынке труда. Теперь мы должны учесть эти ошибки. Необходимо наладить действенное переобучение граждан, направление их на важнейшие стройки, производства, в сельское хозяйство. Продолжим работать с банками, средства будем направлять только на поддержку конкретных производств, реальных проектов. Будем финансировать только в том случае, если частный капитал будет неукоснительно выполнять свои обязательства. Наши резервы не астрономического размера, поэтому надо сокращать бюджетные расходы, наладить жесткий контроль за финансами. Мы всегда будем совместно работать с Государственной Думой РФ, со всеми партиями, организациями. У нашей страны есть позитивный опыт, когда в очень трудный период пришло правительство Е. Примакова, и сумело за короткий срок «разрулить» ситуацию. Мы обязательно учтем этот опыт. Поэтому мы будем открыты для конструктивных предложений. Впереди сложная работа, но мы к ней готовы. И убеждены, что нам удастся выйти из довольно тяжелого положения более сильными.
Докладчику были заданы весьма острые, но конструктивные вопросы, на которые были даны исчерпывающие вопросы. В том числе и председателем Банка России Э. Набиуллиной, высокопоставленными чиновниками Правительства РФ. Выступающие депутаты предложили также много полезных советов. Особо остро коллеги ставили проблемы роста цен на лекарства, продовольствие, различные товары.
После чего мы вернулись к обсуждению законопроектов. Одобрили изменения в Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "Об образовании рабочей группы Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по реализации положений ежегодных посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации.
Внесли изменения в статью 47 Федерального конституционного закона "О референдуме Российской Федерации" (по вопросу уточнения наименований структурных подразделений Центрального банка Российской Федерации). Законопроектом уточняются наименований структурных подразделений Центрального банка РФ. Предлагается слова "главные управления (национальные банки) Центрального банка Российской Федерации" заменить словами "территориальные учреждения Центрального банка Российской Федерации".
Рассмотрели законопроект "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (по вопросу уточнения наименований структурных подразделений Центрального банка Российской Федерации). Законопроектом уточняются наименований структурных подразделений Центрального банка РФ в федеральных законах от 12.05.02 № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", от 10.01.03 № 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации" и от 22.02.14 № 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации". Предлагается слова "главные управления (национальные банки) Центрального банка Российской Федерации" заменить словами "территориальные учреждения Центрального банка Российской Федерации".
Обсудили законопроект "О внесении изменения в статью 219 Налогового кодекса Российской Федерации" (в части возможности получения социальных налоговых вычетов у работодателей). Законопроектом предлагается предоставить налогоплательщику право получать у работодателей следующие виды социальных налоговых вычетов по НДФЛ до окончания налогового периода по этому налогу (при условии подтверждения налоговым органом права налогоплательщика на получение этих вычетов).
Одобрили законопроект "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации" (в части уточнения порядка определения объекта налогообложения по налоговым режимам в виде единого сельскохозяйственного налога и упрощенной системы налогообложения). Законопроект направлен на исключение двойного налогообложения по налоговым режимам - единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) и упрощенная система налогообложения (УСН). Предлагается из состава доходов плательщиков, являющихся базой для исчисления указанных налогов, исключить суммы НДС, полученные в связи с выставлением счетов-фактур с выделением в них сумм налога. Уточняется, что указанные суммы не входят и в состав расходов.
Рассмотрели законопроект "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в целях повышения ответственности налоговых агентов за несоблюдение требований законодательства о налогах и сборах" (в части повышения ответственности налоговых агентов за несоблюдение требований законодательства о налогах и сборах) . Законопроектом предлагается: установить обязанность налоговых агентов по ежеквартальному представлению в налоговый орган расчета сумм налога на доходы физических лиц (НДФЛ), исчисленных и удержанных налоговым агентом. Предусмотреть ответственность налоговых агентов за непредставление (несвоевременное представление) в налоговый орган расчета сумм НДФЛ, в виде штрафа в размере 1000 руб. за каждый полный или неполный месяц после дня, установленного для его представления, а также за предоставление недостоверных расчетов сумм НДФЛ.
Внесли изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части раскрытия информации и информатизации регуляторных процессов в сферах естественных монополий и иных регулируемых сферах. Законопроектом регламентируется формирование Единой среды электронного регулирования (ЕСЭР), которая является совокупностью федеральных государственных информационных систем "Единая информационно-аналитическая система "Федеральный орган регулирования - региональные органы регулирования - субъекты регулирования" (ФГИС "ЕИАС") и "Единый государственный портал о раскрытии информации регулируемыми субъектами и органами регулирования" (ФГИС "ЕГПРИ"), обеспечивающих реализацию государственных функций в сфере естественных монополий. Регулируемые субъекты и органы регулирования тарифов обязаны раскрывать информацию на ФГИС "ЕГПРИ" в соответствии с утвержденными Правительством РФ порядком и стандартами раскрытия информации. Обмен информацией в рамках ЕСЭР будет осуществляться с использованием существующей территориально-распределенной единой системы межведомственного электронного взаимодействия, включая ее региональные подсистемы (модули).
Приступили к рассмотрению в первом чтении законопроекта "О внесении изменений в статью 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (в части увеличения пороговой суммы операций с ювелирными изделиями, осуществляемых без идентификации клиента). Законопроектом предлагается установить, что при покупке физическим лицом ювелирных изделий на сумму, не превышающую 15 тыс. руб., либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 15 тыс. руб., а также при использовании персонифицированного электронного средства платежа для совершения покупки физ. лицом ювелирных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней в розницу, на сумму, не превышающую 100 тыс. руб., либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 100 тыс. руб., идентификация клиента – физического лица, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца не проводится (за исключением случая, когда у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что данная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма).
Начали работу над законопроектом "О внесении изменений в Федеральный закон "Об актах гражданского состояния" и Федеральный закон "О негосударственных пенсионных фондах" (в части установления достоверности информации о вкладчиках и участниках негосударственного пенсионного фонда). Законопроектом предлагается предоставить право негосударственным пенсионным фондам запрашивать у органов записи актов гражданского состояния (ЗАГС) сведения о государственной регистрации смерти своих вкладчиков и участников. При этом сведения о государственной регистрации смерти передаются органами ЗАГС в течение 10 календарных дней со дня поступления соответствующего запроса на бумажном носителе либо в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.
Таким образом, мы и вся страна начали реализацию антикризисного плана, который позволит нам добиться реального экономического суверенитета, поднять промышленность, сельское хозяйство, все сферы жизни общества. Разумеется, будет не совсем просто, даже трудно, многим придется пройти переобучение новым профессиям, быть может, кому-то понадобиться переехать в другой регион. Но мы обязаны все выдержать, сосредоточиться, как наши отцы и деды, выстоять и стать более сильными, более образованными и самостоятельными. Иного нам не дано. Я нисколько не сомневаюсь, что произойдет консолидация общества, настоящий подъем экономики и, несомненно, очищение от скверны…Мы непременно снова победим все невзгоды. В этом я не сомневаюсь.