М.Е. Николаева, Первого Президента Республики Саха, члена Комитета ГД ФС РФ по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока о пленарном дне работы осенней сессии Государственной Думы ФС РФ шестого созыва 17 декабря 2014 года.
В среду мы обсудили 41 законопроект. Но главным все же было обсуждение представленного накануне Отчета о состоянии Российского законодательства в 2014 году. Подчеркивалось, что утверждены очень важные законы – о стратегическом планировании, о парламентском и общественном контроле, о принятии Крыма и Севастополя в состав России. Спикер Государственной Думы РФ Сергей Нарышкин отметил, что более двух веков Крым находился в составе России, но потом оказался в Украине, а когда свершился государственный переворот, и легитимные власти были изгнаны, Крым вернулся домой. 30 законов Государственная Дума приняла только по Крыму и Севастополю. А в целом по стране пока много проблем, особенно в области здравоохранения. Проводится анализ международных договоров. Мы не приемлем незаконные международные санкции. Мы за проведение совместного международного конструктивного диалога. Авторитет Евросоюза тает. Что привело к тому, что правящие партии теряют позиции. Однако Россия не только Европейская страна, но и – Евразийская. Наш парламент обязан оперативно и объективно отвечать на международные вызовы и внутренние проблемы.
Председатель Конституционного Суда РФ Валерий Зорькин почеркнул, что Суд отслеживает соответствие принимаемых законов Конституции РФ. За эти годы принято множество законов и, конечно, парламент не мог не совершить некоторых ошибок. Суд рассмотрел около 30 законов на соответствие Основному Закону. Есть значительные резервы для развития законотворчества. Законодательство недостаточно стабильно, особенно социальное. Как в таких условиях может быть реализован принцип социального государства? Государство должно предоставить одинаковые стартовые возможности всем – и молодым, и старым. Законодатель порой увлекается запретами – и в налоговой, и в таможенной сферах. Нагружает организации и граждан огромными штрафами. С точки зрения запретов – тут важно сравнивать законодательства всех стран. В большей части государств гражданин может делать все, что не запрещено законом, а у нас порой он не может делать и того, что разрешено законом. Если украл квартиру -10 лет, а украл 30 квартир – 5 лет…Надо сделать все, чтобы не было перекосов и суеты.
Министр юстиции РФ Александр Коновалов заявил, что Отчет о состоянии Российского законодательства весьма своевременный и глубокий. Одно их основных правлений – защита прав и свобод человека. Но нужен приоритет рассмотрения законопроектов. Приняты важные законы по развитию судебной системы. Регулярно проводятся мониторинги законотворчества. Однако многое надо сделать, чтобы законодательные процессы не стояли на месте, а развивались.
Председатель Комитета ГД ФС РФ по конституционному законодательству Владимир Плигин заметил, что Отчет о состоянии Российского законодательства готовили многие юридические органы и организации. Они высказали и критические замечания - нами не реализован принцип успешного принятия поправок. Норма права не всегда является самоцелью. Но мы найдем правильные подходы к взаимодействию административного и уголовного права.
Вице-президент РАН, научный руководитель Научного совета по правотворчеству при Председателе ГД Т.Я. Хабриева подчеркнула, что мы и Правительство России слабо занимаемся проблемами Арктики. И все вынуждены были согласиться с горьким выводом, что наша Арктическая страна живет без Закона об Арктике.
Затем мы перешли к принятию законопроектов. Передали в Совет Федерации РФ законопроект "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации ". Закон подготовлен в целях реализации Постановления Конституционного Суда РФ от 18.07.13 № 19-П. Предлагается в ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" установить, что комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав создаются высшими исполнительными органами гос. власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. Указанная комиссия, созданная высшими исполнительными органами гос. власти субъектов РФ, наделяется компетенцией принимать решения о допуске (не допуске) к педагогической деятельности, к предпринимательской деятельности и/или трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, соц. защиты и соц. обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних (далее – в сфере по работе с детьми) лиц, имевших судимость за совершение преступлений небольшой тяжести и преступлений средней тяжести против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в психиатрический стационар, и клеветы), семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности, лиц, уголовное преследование в отношении которых по обвинению в совершении этих преступлений прекращено по нереабилитирующим основаниям (за исключением лиц, лишенных права заниматься соответствующим видом деятельности по решению суда), с учетом вида и степени тяжести совершенного преступления, срока, прошедшего с момента его совершения, формы вины, отнесения в соответствии с законом совершенного деяния к категории менее тяжких преступлений, обстоятельств, характеризующих личность, в т.ч. поведения лица после совершения преступления, отношения к исполнению трудовых обязанностей, а также с учетом иных факторов, позволяющих определить, представляет ли конкретное лицо опасность для жизни, здоровья и нравственности несовершеннолетних.
Приняли и законопроект "О внесении изменений в статью 395 Земельного кодекса Российской Федерации" Уточняется, что бесплатное предоставление земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, осуществляется в случае и порядке, установленных органами государственной власти субъектов РФ. При этом органами гос. власти субъектов РФ может быть предусмотрено требование о состоянии таких граждан на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или наличии у таких граждан оснований для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен указанных земельных участков.
Закончили работу над законопроектом "О внесении изменений в статью 7 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и статью 14 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" (в части совершенствования порядка предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственном кадастре недвижимости). - возможность получения правообладателем, его законным представителем, лицом, получившем доверенность от правообладателя или его законного представителя, копий договоров и иных документов, выражающих содержание односторонних сделок с объектами недвижимости, совершенных в простой письменной форме, в форме документов на бумажном носителе или их электронных образов, заверенных электронной подписью органа, осуществляющего гос. регистрацию прав.
Передали на утверждение в верхнюю палату парламента законопроект "О внесении изменений в статьи 251 и 270 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (об особенностях учета при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций результатов интеллектуальной деятельности, созданных в ходе реализации государственного контракта). Законом предусматривается, что при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются доходы в виде исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для ЭВМ, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), созданные в ходе реализации гос. контракта, которые переданы исполнителю этого гос. контракта его гос. заказчиком по договору о безвозмездном отчуждении.
Во втором чтении одобрили законопроект "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (в части предоставления налоговых льгот организациям, осуществляющим социальное обслуживание граждан). Законопроектом предлагается дополнить норму НК РФ, регулирующую вопросы налоговых ставок по налогу на прибыль организаций, положением, предусматривающим предоставление организациям, осуществляющим социальное обслуживание граждан, права применения налоговой ставки 0%. Перечень социальных услуг по видам социальных услуг для применения этой налоговой ставки будет утверждаться Правительством РФ. Применение налоговой ставки 0% указанными организациями будет осуществляться с 01.01.2015 г. до 01.01.2020 г.
Рассмотрели законопроект "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (в части освобождения от налогообложения средств финансовой поддержки, полученных по сертификату на привлечение трудовых ресурсов). Законопроектом предлагается освободить от обложения налогом на доходы физ. лиц доходы в денежной и натуральной формах в рамках мер поддержки, включая компенсационные и иные выплаты (за исключением выплат на возмещение стоимости проживания), предоставляемые работодателем в пределах средств, предусмотренных сертификатом на привлечение трудовых ресурсов в субъекты РФ, включенные в перечень субъектов РФ, относящихся к территориям приоритетного привлечения трудовых ресурсов, получаемым работодателем в соответствии с Законом РФ "О занятости населения в Российской Федерации".
В первом чтении одобрили законопроект "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации" (об установлении платы по соглашению об установлении сервитута и платы за увеличение площади земельных участков. Законопроектом предлагается внести изменения предусматривающие зачисление в бюджеты бюджетной системы РФ денежных средств, поступающих в виде платы по соглашениям об установлении сервитутов и платы за перераспределение земельных участков. Распределение платы по соглашениям об установлении сервитутов и платы за перераспределение земельных участков предлагается установить по аналогии с распределением доходов от продажи зем. участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Обсудили законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (в части определения стажа (общей продолжительности) гражданской службы).
Порядок исчисления стажа гражданской службы для установления ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную службу, а также зачета в него иных периодов замещения должностей устанавливается указом Президента РФ.
Начали работу с законопроектом "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (в части создания единого реестра проверок). Законопроектом предлагается создать единый реестр проверок в целях обеспечения учета проводимых при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля проверок, а также их результатов. Реестр является федеральной государственной информационной системой, оператором которой является Генеральная прокуратура РФ. Правила формирования и ведения реестра утверждаются Правительством РФ. При этом правилами должны быть определены.
Приступили к рассмотрению законопроекта "О внесении изменений в статьи 96-10 и 96-11 Бюджетного кодекса Российской Федерации в целях создания возможности приобретения за счет средств Фонда национального благосостояния субординированных инструментов российских кредитных организаций для финансирования ими самоокупаемых инфраструктурных проектов". Законопроектом предусматривается возможность размещения средств Фонда национального благосостояния (ФНБ) на субординированные депозиты и в субординированные облигации системообразующих кредитных организаций в целях их докапитализации. Эти кредитные организации должны обладать капиталом в объеме не менее 100 млрд. рублей. Операции по размещению субординированных депозитов (приобретению субординированных облигаций) предполагается оформлять отдельными актами Правительства РФ, содержащими соответствующие поручения Минфину России и четко фиксирующими параметры депозитов (облигаций), а также ограничить долю таких депозитов и облигаций на уровне не более 10 % объема ФНБ, что по состоянию на 1 декабря 2014 г. эквивалентно 394 млрд. рублей.
В рамках правительственного часа мы заслушали информацию. министра сельского хозяйства РФ Н.В. Федорова. Николай Васильевич рассказал о работе аграрного сектора. Он заявил, что собран хороший урожай зерновых, овощных культур, страна обеспечена всем необходимым, включая большую часть животноводческой продукции. И тут главная проблема – сохранение и увеличение численности сельского населения. Для чего необходимо строить комфортабельное жилье, детсады, школы, больницы, развивать инфраструктуру. Обеспечить современные средства связи по новейшим технологиям. Министру были заданы вопросы, порой весьма острые. Однако высокопоставленный чиновник дал исчерпывающие ответы и продемонстрировал глубокое знание отрасли, положение дел на местах.
Затем вернулись к новым законопроектам - "О внесении изменений в Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества" (в части совершенствования процедур к подготовке федерального имущества к приватизации). Законопроектом уточняются вопросы акционирования государственных и муниципальных предприятий в акционерные общества. Предлагается отменить публикацию в СМИ информации о приватизации федерального, регионального и муниципального имущества с уточнением информации, размещаемой на официальном сайте в сети «Интернет» (в частности, решения об условиях приватизации федерального имущества предлагается размещать в течение 10 дней).
И одобрили законопроект "Об особенностях правового регулирования отношений в сферах охраны здоровья и обращения лекарственных средств на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя". Законопроектом предлагается установить особенности правового регулирования отношений в сферах охраны здоровья граждан и обращения лекарственных средств на территориях Республики Крым и г. Севастополя…
…Некоторые коллеги на пленарном заседании в острой форме подняли вопросы о ситуации на финансовых рынках, курсе валют…Ничего не скажешь, тема весьма актуальная, задевает буквально каждого… Мы разрабатываем и принимаем законы. Вот и настал черед посмотреть, внимательно посмотреть, как мы это делаем. Где не дорабатываем, где ошибаемся, где можем и должны что-то изменить. Мы, надо признать, увлеклись «социалкой» и упустили экономику, глубокую проработку проблемы…Даже Арктикой не занялись серьезно. А ведь без этого не добиться, чтобы согражданам жилось лучше и безопаснее, чтобы их дети могли получить хорошее образование, а все они – прекрасное здравоохранение. И чтобы без потерь прошли все эти международные санкции, и тогда по-настоящему порадовались бы возвращению Крыма и Севастополя домой!