Новости библиотеки

Российскому Северу крайне нужна стратегия развития

28 ноября 2014 года Первый Президент Республики Саха, депутат Государственной Думы РФ Михаил НИКОЛАЕВ принял участие в пленарном заседании в рамках международной научно практической конференции «Арктика: перспективы устойчивого развития». Ниже приводим выступление М.Е. НИКОЛАЕВА:

Уважаемый Егор Афанасьевич, уважаемые гости, участники совещания!

Переживаемый сегодня глобальный финансово-экономический кризис не должен стать могильщиком инновационного пути развития Севера и всей российской экономики. Исторический опыт подсказывает, что наиболее удачный путь выхода из кризиса для любого государства - прорыв в технологиях, способных привести к повышению производительности труда. А это новые станки, новое оборудование и, конечно, новая квалификация работников, креативность специалистов.

 

 

Нам нужны научные теории и концепции инновационного развития Севера. Мне представляется заслуживающим внимания комплексная теория экономического, инновационного развития Севера Александра Николаевича Пилясова-директора центра экономики Севера и Арктики. Свою теорию он изложил в монографии «И последние станут первыми», изданной в 2008 году. Историческую отсталость Севера он видит в провинциальности и периферийности северных территорий России.

Свою стратегию развития Севера России он излагает в виде алгоритма: лидер, люди, институты, доступность, единство и ресурсы.

Лидер - призван освободить северян от комплекса провинциальности и подготовить их принять инновационный путь развития. Лидер местного или регионального сообщества формирует новую среду творческого поиска, зажигает людей, пробуждает креативность местных жителей. У лидера есть видение выхода из отсталости, застоя и бедности.

Люди. А.Н. Пилясов по-новому смотрит на жителей Севера. Если раньше на северян смотрели как на носителей проблем края, то он рассматривает их как творческую силу, призванную преобразовать по-новому Север и Арктику. Ибо многоэтничность северных сообществ, сосуществование коренных народов и переселенцев из разных регионов России является благоприятной почвой для креативного инновационного развития Севера.

Институты. По мнению А.Н. Пилясова, требуется разработка новых норм и правил экономического поведения, способных создать конструктивные стимулы для созидательной работы предпринимателей, власти, представителей гражданского общества. Эти новые нормы и правила экономического поведения будут успешны, если воплотят в себе и утвердят в местном сообществе ценности новой эпохи.

Доступность. А.Н. Пилясов понимает связь в сети. Создание сети как соединение северной периферии с центром и внешним миром, который имеет широкий спектр: это не только наземные транспортные магистрали, не только традиционные виды транспорта, но и беспроводные сети, легкие внедорожные транспортные средства и информационные технологии, включая электронную связь и интернет, развитость банковской системы.

Единство. Для новой инновационной экономики требуется новая культура сотрудничества. Многие сообщества северной цивилизации отличает дух взаимовыручки и взаимопомощи. Эта особенность северной культуры будет способствовать внедрению экономики знания.

Инновационный процесс в значительно большей степени, чем процесс индустриального производства, зависит от человеческих отношений. Инновации рождаются только при готовности всех действующих лиц к сотрудничеству, при подлинно командной работе всех участников процесса - бизнеса, власти, гражданского общества.

Ресурсы. А.Н. Пилясов считает, что зависимость развития Севера от природных ресурсов в определенной мере сохранится и будет иметь более сложные формы. Содержание понятия «ресурсы» обогащается за счет информационных, ресурсов знаний.

Новые свойства освоения природных ресурсов Севера требуют интеллектуализации добычи и переработки ресурсов. Это - мощный катализатор прихода экономики знания на Север.

Объективное увеличение роли информационных ресурсов в северной периферии обеспечивается повсеместным укреплением всех структур образования и обучения и их децентрализацией.

Такой видит стратегию инновационного развития А.Н. Пилясов. И эта стратегия может заработать, если удастся найти лидеров всех уровней в российской Арктике.

Российскому Северу крайне нужна стратегия развития, которая превратит этот край в исторически короткие сроки в передовой, динамично развивающийся регион с устойчивой инновационной экономикой и развитой социальной сферой, на длительную перспективу надёжно обеспечивающий потребности России в природных ресурсах и высоких технологиях.

Мы, люди XXI века, века глобализации, обязаны думать о будущем Арктики, ибо от нее зависит во многом, какими будут погода и климат на земле для грядущих поколений. Именно Арктика и Антарктика определяют, будет ли устойчивыми условия для жизни и деятельности будущих поколений людей.

Развитие инновационной деятельности непосредственно связано с развитием образования. Нужно отметить, что к числу особенностей северных территорий исследователи относят их относительную удалённость от центров знаний. Поэтому главным ограничителем темпов постиндустриальной трансформации является не дефицит финансовых ресурсов или плохое качество материальных активов, а качество человеческих ресурсов, прежде всего с точки зрения их компетентности, квалификации, обучаемости. Учёные отмечают, что если в процессе индустриализации развитие Севера зависело, прежде всего, от капиталовложений в материально-техническую базу предприятий, то в XXI веке, при всей важности технического обеспечения, акцент необходим на улучшении качества человеческих ресурсов.

Страны Северной Европы по праву признаются лидерами инновационного развития. Особенно Финляндия и Швеция идут впереди по конкурентоспособности и по индексу развития человеческого потенциала.

Предпосылкой перехода на инновационный тип развития является высокое качество экономической политики, а также особое качество рабочей силы.

Причины этого, по мнению многих специалистов, в особом североевропейском пути развития, который включает в себя экологическую, социальную и инновационную компоненты:. Инновационная составляющая играет большую роль в успехах народов Северной Европы.

По индексу развития человеческого потенциала (главный показатель ООН) Норвегия занимает 1-е место, Исландия - 2-е, Швеция - 5-е (Россия - 65-е место).

По индексу глобальной конкурентоспособности Финляндия стоит на 2-м месте в мире, Швеция - на 3-м, Дания - на 4-м (Россия на 62-м). Это, можно сказать, макропоказатели. Но для живых людей они преломляются в следующем: средняя продолжительность жизни в Швеции - 80,5 лет; в Исландии 80,3; Норвегии - 79,5; Финляндии - 78,5; Дании -77,8 (в России в целом - 69,1). ВВП на душу населения в северных странах Европы в среднем составляет 36 тысяч. Также в этих странах очень высокий образовательный уровень населения.

Если взглянуть на Север Европы с точки зрения масштабов ее участия в международной торговле, то окажется, что этот регион задействован в мировом экспорте в 1,6 раза больше, а в импорте в три раза больше, чем вся Россия. А товарооборот их превышает наш товарооборот в два раза. Все это - результат особенного североевропейского пути социально-экономического развития, где одним из ключевых элементов является инновационность.

Финляндия относится к преуспевающим странам Северной Европы. Показателем успехов Финляндии в инновационной политике стал резкий рост доли продукции «хай-тех» в ее внешней торговле. Если в 1988 году эта продукция не превышала 4% финского экспорта, то в 2005 году она составила уже 25%. Это относится к электронике, которая превратилась в третьего столпа финской экономики наряду с традиционной деревообрабатывающей отраслью.

Электронная промышленность не единственная, демонстрирующая успехи финнов. Финны освоили использование древесины для выработки энергии. Древесная биомасса обеспечивает 20% энергетической потребности Финляндии и 10% производства электроэнергии. До 70% энергии, потребляемой финской лесной промышленностью, производится на основе древесины. В России же древесные отходы производства как топливо практически не используются.

Дания перешла к инновационной модели развития позднее, чем Финляндия и Швеция. Тем не менее она достигла впечатляющих успехов, особенно в использовании альтернативных источников энергии.

Потребление альтернативной энергии стимулируется датским государством. Дания находится на передовых позициях в области развития ветроэнергетики. Датские фирмы производят 38% ветряных турбин в мире стоимостью в 3 млрд. евро.

Инновационную экономику на Севере России можно было бы начинать с ресурсосбережения.

Районы Севера поистине - богатейшая природная кладовая России. Но как используются эти колоссальные ресурсы? Ведь только добываемого здесь попутного газа в течение года сгорает на факелах около 20 млрд. куб. метров.

Принципиально важно извлекать сырье из северных месторождений по максимуму, а не довольствоваться малой долей для получения сиюминутной прибыли. Требуется максимальная ресурсоэффективность добычи. Надо, чтобы технологии, применяемые здесь, были природосберегающими, инновационными, позволяющими извлекать не 30 процентов нефти из земного пласта, а в два раза больше. Надо переходить к использованию технологий, которые есть в мире, потому что из пятидесяти базовых технологий, используемых в нефтяной отрасли, российские компании владеют всего восемнадцатью.

Кроме того, у нас практикуется низкий уровень переработки ресурсов. Поэтому основные инновационные операции должны быть сосредоточены в переработке первичного сырья (сюда следует отнести и лесозаготовку).

Для инновационного «выравнивания» в области добычи природных ресурсов приоритет должен быть отдан проектам, использующим новейшие технологии, направленных на максимально глубокую переработку сырья, где конечной продукцией будут продукты технологического передела.

Поскольку исчерпаемость запасов нефти и газа вполне реальна, актуальным направлением становится поиск альтернативных и возобновляемых источников энергии.

Одним из видов возобновляемой энергии является сила течения рек. Сегодня существуют технологии использования малых турбин для выработки электроэнергии без* строительства дамб и плотин. Внедрение речных турбин для обеспечения малых и отдаленных поселков электроэнергией было бы хорошей альтернативой дорогостоящему завозу дизельного топлива в районы Крайнего Севера.

Удачной альтернативой нефти и газу для производства электроэнергии может быть использование силы ветра. Ветряные генераторы обеспечивают производство большей части потребляемой электро-энергии. Только в странах Евросоюза ветроэнергетика снабжает электроэнергией 25 млн. европейцев. И на нашем Севере ветряные электрогенераторы можно было бы установить повсеместно.

Реальность такова, что у нас нет возможности развивать Север экстенсивными методами. Наша экономика должна иметь другую стратегию развития -не экспорт сырья, а преобразование ресурсов.

В России для развития экономики инновационный потенциал задействован недостаточно. По различным оценкам у нас используется от 8% до 10% инновационных идей и проектов, в то время как в Японии - 95%, в США - 62%.

Тем не менее, на российском Севере существует серьезная база для формирования экономики знаний.

В северных регионах страны действует также значительное число научных организаций, в том числе восемь центров Российской академии наук, в состав которых входят 46 научно-исследовательских институтов. На севере страны расположены также десятки отраслевых НИИ.

С сожалением отмечаю, что у нас совершенно потеряло престиж инженерное образование, признанное в мире одним из лучших. Для страны, которая настраивается на инновационное развитие это недопустимо. Все-таки инженеры в первую очередь определяют технический прогресс, да и развитие общества в целом. Инженерный корпус это и есть кадровый потенциал инновационного развития.

На Севере России при внедрении инновационной экономики можно и нужно опираться на имеющуюся базу высшего образования.

В районах Севера и приравненных к ним местностях, по данным Федеральной службы государственной статистики, имеется 212 государственных и муниципальных высших учебных заведений, в них обучалось более 300 тыс. студентов. Хотя это на 10 миллионов населения крайне мало и притом большая часть студентов гуманитарного направления.

И последнее! Арктика и Север капиталоемкие и в то же время в этом регионе абсолютно не развита банковская система. Практически нет ни одного банка который бы выдавал 50-100 млн. долларов США на 5-10 лет кредита. Следовало бы с учетом огромного интереса стран Юго-Востока, Китая, Японии и Кореи в данном регионе создать Международный банк развития и реконструкции Арктики.

Спасибо за внимание!

Поделиться в соцсетях: