М.Е. Николаева, Первого Президента Республики Саха, члена Комитета ГД ФС РФ по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока о пленарном дне работы осенней сессии Государственной Думы ФС РФ шестого созыва 21 ноября 2014 года.
В пятницу нам довелось принять, рассмотреть и одобрить, впрочем, некоторые и отклонить, а всего 69 законопроектов. Прежде всего, должен заметить, мы приняли в последнем третьем чтении и передали на утверждение в Совет Федерации ФС РФ важнейший пакет документов о федеральном бюджете на 2015, 2016 и 2017 годы. Я много и подробно рассказывал своим избирателям и читателям об этих законопроектах, о том. Что судить о них надо исключительно с учетом той сложной обстановки, которая сложилась в мире после прихода к власти на Украине хунты националистов, и санкций Запада, спровоцированных США, против нашей страны. В такой неблагоприятной ситуации для нашей экономики пришлось принимать очень жесткий, напряженный, но вполне реальный бюджет, который поможет всем нам и, в первую очередь, социальной сфере выстоять и даже понемногу развиваться, готовить хороший задел на будущее.
Пятничное пленарное заседание мы начали с рассмотрения текущих вопросов -"Об изменениях в составах некоторых комитетов Государственной Думы", "О внесении изменений в постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "О Счетной комиссии Государственной Думы", "О внесении изменения в план проведения "правительственного часа" на осеннюю сессию Государственной Думы 2014 года, утвержденный постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "О плане проведения "правительственного часа" на осеннюю сессию Государственной Думы 2014 года","О календаре рассмотрения вопросов Государственной Думой с 9 по 23 декабря 2014 года".
После чего без излишних дебатов, поскольку принятие законопроектов в третьем чтении не предусматривает Регламентом Государственной Думы РФ внесения поправок, и, стало быть, приняли без изменений законопроекты "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов". "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов". "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов". "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов".
Приняли и законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Предусматривается в 2015 году выплата единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в возрасте до 45 лет, имеющих высшее медицинское образование, прибывшим или переехавшим в 2015 году на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок. Финансовое обеспечение этих выплат будет осуществляться в равных долях за счет средств бюджета ФОМС и средств бюджетов субъектов РФ.
Проголосовали за законопроект "О нормативе финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по обеспечению лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, на 2015 год". Законом предлагается установить норматив фин. затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам на лекарственный препарат, выданным врачом (фельдшером), лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов в 2015 году в размере 707 руб.
Передали в Совет Федерации РФ законопроект "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования" (о продлении действия пониженного тарифа страховых взносов в государственные внебюджетные фонды до 2017 года включительно). На 2015 – 2017 годы устанавливаются следующие тарифы страховых взносов в государственные внебюджетные фонды для основной массы плательщиков: в Пенсионный фонд РФ - 22% (вместо общеустановленного тарифа - 26%) и 10 % сверх установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов; в Фонд социального страхования РФ - 2,9 % в пределах установленной предельной величины базы; в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 5,1 %.
Закончили работу над законопроектом "О приостановлении действия части второй статьи 43 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов". Законом предлагается приостановить до 1 января 2016 года действие нормы Закона РФ от 12.02.93 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", в части ежегодного увеличения денежного довольствия при исчислении пенсии на 2 %. Приняли аналогичный законопроект и "О приостановлении действия части 11 статьи 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов".
В окончательном чтении одобрили законопроект "О внесении в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 13 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" изменений, связанных с особенностями регулирования труда работников, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства". Законом предлагается дополнить ТК РФ новой главой, устанавливающей особенности регулирования труда иностранных граждан и лиц без гражданства, особенности заключения и расторжения трудового договора с такими работниками, выплаты им выходного пособия, временного перевода иностранных работников.
Предали в верхнюю палату парламента РФ и законопроект "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов". Предусматривается: ведение федерального реестра инвалидов как общегосударственного механизма персонифицированной оценки эффективности реабилитации инвалидов (оператор реестра – Минтруд России); недопустимость дискриминации по признаку инвалидности и введение определениия данного вида дискриминации; формирование с учетом международного опыта системы оказания инвалидам помощи в преодолении барьеров при получении услуг со стороны помощников и посредников, в т.ч. из числа персонала учреждений, предоставляющих услуги; установление порядков обеспечения условий доступности объектов и предоставляемых услуг для инвалидов ФОИВами в соответствующей сфере ведения исходя из финансовых возможностей бюджет. системы РФ и организаций.
Закончили работу с законопроектом "О внесении изменений в часть первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (в части совершенствования налогового администрирования налога на добавленную стоимость, налога на доходы физических лиц и налога на прибыль организаций). Законом предлагается: установить, что налоговой тайной не являются сведения, предоставляемые органам МСУ в целях осуществления контроля за полнотой и достоверностью информации, представленной плательщиками местных сборов, для расчета сборов, а также о суммах недоимки.
Приняли законопроект "О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя". "О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" Законом предлагается создать на территориях Республики Крым и г. Севастополя свободную экономическую зону (далее – СЭЗ) сроком на 25 лет. Определяются органы управления СЭЗ, ее участники, гарантии участникам свободной таможенной зоны, а также устанавливается особый правовой режим в указанных субъектах РФ и регламентируются отношения, возникающие в связи с созданием, функционированием и прекращением функционирования СЭЗ. Вдобавок к нему завершили и работу над законопроектами, о которых я также сообщал избирателям - "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя". "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя".
Завершили обсуждение и законопроектов"О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации" (в части изменения системы бюджетного устройства на муниципальном уровне). Закон направлен на реализацию норм ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно которым образовываются новые типы муниципальных образований – городской округ с внутригородским делением и внутригородской район. А также -"О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" (в части установления льгот по налогу на прибыль организаций для резидентов территорий опережающего социально-экономического развития). Предлагается установить для них пониженную налоговую ставку по налогу на прибыль организаций. Для организаций, получивших статус резидентов ТОР (при этом - организация не является участником региональных инвестиционных проектов) налоговая ставка по налогу, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, устанавливается в размере 0 % и применяется в течение 5 налоговых периодов (начиная с налогового периода, в котором была получена первая прибыль от деятельности по исполнению соглашений об осуществлении деятельности в пределах ТОР). Размер ставки налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов РФ, не может быть выше 5% в течение 5-ти налоговых периодов и не может быть менее 10% в течение следующих 5-ти налог. периодов.
Приняли законопроект "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Законом предусматривается механизм введения международных стандартов аудита, принимаемых Международной федерацией бухгалтеров и предлагается внести изменения в ФЗ "О банках и банковской деятельности", ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации", ФЗ "Об аудиторской деятельности".
Ратифицировали Договор между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о военно-техническом сотрудничестве". Договор подписан 24 декабря 2013 года в г. Москве и направлен на совершенствование нормативной правовой основы, регламентирующей вопросы организации и развития взаимовыгодного сотрудничества Сторон в военно-технической области. Конкретизируются основные сферы такого сотрудничества, а также уточняется компетенция уполномоченных органов Сторон по реализации Договора. И - Соглашения об основных принципах создания системы скрытого управления силами и средствами системы коллективной безопасности Организации Договора о коллективной безопасности. Определяются цель и принципы создания системы скрытого управления силами и средствами системы коллективной безопасности ОДКБ. Предусматривается, что задачи, состав сил и средств, порядок функционирования системы скрытого управления определяются отдельным Положением, утверждаемым решениями Совета министров обороны и Комитета секретарей советов безопасности ОДКБ, а создание, развитие и совершенствование этой системы организовывает и осуществляет Совет министров обороны Организации. Ратифицировали и Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения о сотрудничестве в области военной фельдъегерско-почтовой связи. Оно подписано 2 декабря 2013 года в г. Ереване и направлено на создание правовой базы для российско-армянского сотрудничества в области фельдъегерско-почтовой связи в целях обеспечения защиты воинской корреспонденции при ее доставке в воинские формирования России и Республики Армения. Также ратифицировали Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Кыргызской Республики о развитии экономического сотрудничества в условиях евразийской экономической интеграции. Российская Сторона обеспечивает получение Киргизской Стороной средств на реализацию проектов в указанных областях путем формирования капитала Фонда равными долями в течение 2-х лет на следующих условиях: уставный капитал в размере 500 млн. долларов США; заемные средства в размере не менее 500 млн. долларов США. Кроме этого Российская Сторона также обеспечивает предоставление средств на безвозмездной основе в размере 200 млн. долларов США в течение 2-х лет для финансирования мероприятий в соответствии с "дорожной картой" присоединения Киргизской Республики к Таможенному союзу Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации и иных, связанных с его реализацией, мероприятий. И ещё одна ратификация - Протокола о прекращении действия Соглашения о создании Межгосударственного валютного комитета от 26 мая 1995 года". Соглашение о создании Межгосударственного валютного комитета от 26 мая 1995 года было ратифицировано РФ и вступило в силу 4 ноября 2000 года. Но с 2009 года Межгосударственный валютный комитет практически не работал и его заседания не проводились.
Во втором чтении одобрили законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" (в части приведения Федерального закона в соответствие со статьями 83 и 129 Конституции Российской Федерации). устанавливается, что прокуратура РФ осуществляет надзор за исполнением законов (т.н. общий надзор), в т.ч. и в отношении Следственного комитета РФ.
Еще раз обсудили законопроект "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством". Законопроектом предлагается распространить механизм обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих на территории РФ (за исключением высококвалифицированных специалистов). В отношении выплат и иных вознаграждений в пользу таких лиц применяется тариф страховых взносов в Фонд социального страхования РФ 1,8%.
Внесли незначительные поправки в законопроект "Об особенностях правового регулирования отношений, связанных с выплатой пособия по безработице, в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя". И в законопроект "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике" в части совершенствования механизмов регулирования труда научных работников, руководителей научных организаций, их заместителей". Законопроектом предлагается: предусмотреть, что заключение трудового договора на замещение должностей научных работников, а также переводу на соответствующие должности научных работников возможен только после избрания работника по конкурсу на замещение соответствующей должности. Перечень должностей и порядок проведения такого конкурса будут определяться Минобрнауки России, по согласованию с Министерством труда и социальной защиты РФ. Для научных работников, трудовой договор с которыми заключен на неопределенный срок, проводится аттестация в сроки, определяемые локальным нормативным актом, но не чаще одного раза в 2 года и не реже одного раза в 5 лет.
Рассмотрели законопроект "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов". Законопроектом предусматривается, что в 2015 году и в плановый период 2016 и 2017 годов сохраняются условия порядок уплаты и размеры тарифов, действовавших в 2014.
Обсудили и одобрили законопроект "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда". Законопроект подготовлен в рамках работы по поэтапному доведению минимального размера оплаты труда (МРОТ) до величины прожиточного минимума трудоспособного населения согласно требованиям ТК РФ. Предлагается с 1 января 2015 г. установить МРОТ в сумме 5 965 рублей в месяц (63,4% от величины прожиточного минимума трудоспособного населения).
Хорошо осмыслили законопроект "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" в части повышения мобильности трудовых ресурсов и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации". Законопроектом предусматривается разработка региональных программ повышения мобильности трудовых ресурсов (региональные программы). Правительство РФ утверждает перечень субъектов РФ, привлечение трудовых ресурсов в которые является приоритетным.
Значительно продвинулись и с законопроектом "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обращении лекарственных средств". Предлагается: дополнить понятийный аппарат такими терминами как: дозировка, орфанные лекарственные препараты; биологические лекарственные препараты, биотехнологические лекарственные препараты, генотерапевтические лекарственные препараты, референтный лекарственный препарат, воспроизведенный лекарственный препарат, терапевтическая эквивалентность, биоаналоговый лекарственный препарат (биоаналог), взаимозаменяемый лекарственный препарат, группировочное наименование лекарственного препарата, стандартные образцы, фармакопейный стандартный образец, держатель или владелец регистрационного удостоверения лекарственного препарата, производственная площадка, фармнадзор, план управления рисками, комплексная оценка лекарственного препарата.
Горячо обсуждали злободневный законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон "О наркотических средствах и психотропных веществах" (в части установления приоритетности доступа медицинской помощи больным, нуждающимся в обезболивании наркотическими и психотропными лекарственными препаратами). Предлагается: отнести приоритетность доступа к медицинской помощи пациентам, нуждающимся в обезболивании наркотическими и психотропными лекарственными препаратами при оказании им медицинской помощи, к числу принципов осуществления государственной политики в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в области противодействия их незаконному обороту. Срок действия рецепта на наркотические средства и психотропные вещества, внесенные в Список II, продлевается с 5 дней до 30 дней.
Дебаты развернулись и вокруг законопроекта "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном кадастре недвижимости" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (о комплексных кадастровых работах, проводимых в целях образования земельных участков, уточнения местоположения их границ, а также установления местоположения зданий, сооружений и объектов незавершенного строительства). Предлагается: установить правовой механизм уточнения границ объектов недвижимости в массовом порядке за счет средств бюджетов субъектов РФ и (или) бюджетов муниципальных районов, городских округов, в т. ч. из средств, направляемых в бюджеты субъектов РФ в виде субсидий из федерального бюджета. При этом проведение кадастровых работ предусматривается в отношении всех земельных участков в кадастровом квартале, при наличии утвержденного проекта межевания соответствующей территории. Заказчиком таких работ являются уполномоченные органы местного самоуправления муниципального района или городского округа, а в субъектах РФ - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе являются органы исполнительной власти указанных субъектов.
Внесли изменения в Федеральный закон "О Всероссийской сельскохозяйственной переписи" (в части совершенствования порядка проведения сельскохозяйственной переписи). Законопроект предусматривает совершенствование порядка проведения с/х переписи. Устанавливается, что координация взаимодействия ФОИВ при проведении с/х переписи с органами исполнительной власти субъектов РФ может быть возложена на комиссию, созданную в этих целях Правительством РФ. А также в статьи 2 и 9 Федерального закона "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" (в части уточнения требований к кандидатам на должность члена Совета Федерации). Законопроектом предлагается расширить перечень кандидатов в члены СФ, на которых не распространяется требование о постоянном проживании на территории субъекта РФ, за счет включения в этот перечень лиц, в совокупности в течение 5-ти лет, предшествующих выдвижению кандидатом в члены СФ, проходивших или проходящих дипломатическую службу и имеющих дипломатический ранг Чрезвычайного и Полномочного Посла. И в статью 1712 Уголовного кодекса Российской Федерации и статьи 14.11 и 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части усиления ответственности за незаконные организацию и проведение азартных игр). Изменениям подвергся и Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" (в части совершенствования надзора за деятельностью арбитражных управляющих).
В первом чтении рассмотрели законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (об установлении понятий "критически важный объект" и "потенциально опасный объект"). Предусмотрено введение понятия "территория, подверженная риску возникновения быстроразвивающихся опасных природных явлений и техногенных процессов", уточняющего и дополняющего термин "зона экстренного оповещения населения". Так определяется, что к указанным территориям могут относиться участки земельного, водного и воздушного пространства, критически важные и потенциально опасные объекты, определяемые путем прогнозирования угроз возникновения чрезвычайных ситуаций.
Одобрили законопроект "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (о порядке предоставления страховым организациям, кредитным организациям и нотариусам сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственном кадастре недвижимости). Законопроектом предлагается ввести: запрет для страховых организаций, иных субъектов страхового дела, кредитных организаций (по публичным договорам), нотариусов требовать от клиентов предоставления сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственного кадастра недвижимости; обязанность для таких организаций и нотариусов запрашивать и получать сведения из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастра недвижимости самостоятельно в электронном виде, в т. ч. с использованием инфраструктуры электронного правительства.
Начали работу с законопроектом "О внесении изменения в пункт 4 части 2 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части уточнения полномочий по составлению протоколов об административных правонарушениях должностных лиц органов, уполномоченных на осуществление функций в сфере контроля (надзора) за деятельностью некоммерческих организаций, в том числе структурных подразделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественных объединений, политических партий и религиозных организаций).
Приступили к работе над законопроектом "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации" (в части усиления ответственности за уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации). Законопроектом предлагается дополнить примечание к ст. 199 "Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации" УК РФ п. 3, согласно которому в рамках данной статьи применяется конфискация орудий, оборудования и иных средств совершения преступления, принадлежащих юридическим лицам, в том числе банковским учреждениям, имущество которых использовалось в целях пособничества в уклонении от уплаты налогов, если учредители (участники) или исполнительные органы этих юридических лиц знали или должны были знать об использовании возможностей и имущества этих юридических лиц для совершения преступления. Корреспондирующие изменения вносятся в пункт "г" части первой статьи 1041 "Конфискация имущества" УК.
И одобрили законопроект "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 28 Федерального закона "О Следственном комитете Российской Федерации" (о расширении перечня должностных лиц, в отношении которых применяется особый порядок привлечения к административной ответственности). Законопроект подготовлен в целях исключения возможности незаконного вмешательства в служебную деятельность сотрудников Следственного комитета РФ при рассмотрении сообщений о преступлениях и расследовании уголовных дел в отношении должностных лиц правоохранительных и надзорных органов, обладающих полномочиями в области административной юрисдикции.
Таким образом, работали весьма и весьма напряженно. Тем не менее, не могу вновь не отметить, что главным было и остается принятие бюджета на три года. Как дальше сложится его судьба, как отзовется он в сердцах россиян? Наша фракция «Единой России» приложит все усилия, чтобы разъяснить населению ситуацию и те меры, которые принимает Президент РФ В,В, Путин, Правительство России, Парламент, органы власти на местах для успешной реализации закона о бюджете, наполнения его за счет модернизации экономики, строительства новых производств, создания рабочих мест и т.д. И главное при этом – неукоснительно соблюдать все социальные обязательства, ответственность руководителей за это резко возрастает.