М.Е. Николаева, Первого Президента Республики Саха, члена Комитета ГД ФС РФ по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока о пленарном дне работы осенней сессии Государственной Думы ФС РФ шестого созыва 18 ноября 2014 года.
Во вторник, по традиции, перед пленарным заседанием мы собрались в депутатской группе «ЕР» О.И. Аршбы, чтобы обсудить внесенные на неделю законопроекты, выработать свое мнение. Разговор состоялся оживленным и заинтересованным. Особому вниманию подвергся законопроект по налогам на малый бизнес, было решено значительно урезать налоги на индивидуальных предпринимателей, что совпало, как впоследствии выяснилось, и с мнением Общероссийского Народного фронта. Также тщательно мы проанализировали и другие законопроекты. И затем уже пошли в зал пленарных заседаний, где в целом за день обсудили, приняли или отклонили 30 законопроектов.
В третьем чтении приняли законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон "О теплоснабжении". Законом предлагается отнести к полномочиям Правительства РФ – установление порядка расследования причин аварийных ситуаций при теплоснабжении, Ростехнадзора – расследование причин аварийных ситуаций при теплоснабжении, в порядке, установленном Правительством РФ. Предусмотреть, что с 1 января 2018 года не подлежат регулированию и определяются соглашением сторон договора теплоснабжения и (или) договора поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, цены на тепловую энергию (мощность), теплоноситель в виде пара за исключением случаев: - реализации тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, необходимых для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей, - производства тепловой энергии (мощности), теплоносителя с использованием источника тепловой энергии, установленная мощность которого составляет менее 10 гигакалорий в час, и (или) осуществления поставки теплоснабжающей организацией потребителю тепловой энергии в объеме менее 50 тыс. гигакалорий за 2017 год.
Ратифицировали протокол о внесении изменений в Соглашение о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 года. Протокол о подписан 20 ноября 2013 г. в г. Санкт-Петербурге и направлен на обеспечение перехода на электронное декларирование при экспорте и импорте товаров без предоставления в таможенные органы соответствующих документов на бумажных носителях. Предусматривает дополнение Правил Положением о создании и применении электронной системы сертификации происхождения товаров, а также внесение изменений в Перечень условий, производственных и технологических операций, при выполнении которых товар считается происходящим из той страны, в которой они имели место.
Во втором чтении рассмотрели законопроект "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)". Законопроектом предлагается установить механизм налогообложения в РФ доходов контролируемых иностранных компаний, если эти компании не распределяют полученные доходы в пользу российских лиц, контролирующих такие компании. Вводятся новые понятия "контролируемая иностранная компания" – иностранная организация, которая не является налоговым резидентом РФ и ее контролирующими лицами являются налоговые резиденты РФ. "Контролирующее лицо" – физ. или юр. лицо, доля участия которого в иностранной организации составляет более 50%, а с 01.01.2016 г. – более 25%, а также физ. или юр. лицо, доля участия которого в иностранной организации (для физ. лиц – совместно с супругами и несовершеннолетними детьми) более 10%, если доля участия всех лиц, признаваемых налоговыми резидентами РФ, в этой организации (для физ. лиц – включая супругов и несовершеннолетних детей) составляет более 50%.
Одобрили законопроект "О внесении изменений в часть первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (в части совершенствования налогового администрирования налога на добавленную стоимость, налога на доходы физических лиц и налога на прибыль организаций). Законопроектом предлагается распространить действие нулевой ставки НДС в отношении транзитных перевозок воздушными судами грузов в случаях совершения технических (вынужденных) посадок на территории РФ. Расширить перечень доходов, не облагаемых НДФЛ, посредством: снятия ограничения в виде освобождения от налогообложения только единовременных выплат в течение одного налогового периода (в отношении выплат налогоплательщикам в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством и лицам, пострадавшим от терактов на территории РФ); предоставления освобождения от налогообложения в случае получения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, и детьми из малообеспеченных семей благотворительной помощи не только от некоммерческих организаций (НКО), но и от иных источников выплаты; предоставления освобождения от налогообложения в случае получения выплат, связанных с возмещением расходов члена высшего органа управления НКО, непосредственно связанных с его участием в работе высшего органа управления такой организации;
Обсудили законопроект "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" (в части установления льгот по налогу на прибыль организаций для резидентов территорий опережающего социально-экономического развития). Законопроектом предлагается установить налоговые и иные льготы для резидентов территорий опережающего социально-экономического развития (далее – ТОР). Предлагается установить для них пониженную налоговую ставку по налогу на прибыль организаций. Для организаций, получивших статус резидентов ТОР (при этом - организация не является участником региональных инвестиционных проектов) налоговая ставка по налогу, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, устанавливается в размере 0 % и применяется в течение 5 налог.периодов (начиная с налогового периода, в котором была получена первая прибыль от деятельности по исполнению соглашений об осуществлении деятельности в пределах ТОР). Размер ставки налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов РФ, не может быть выше 5% в течение 5-ти налог.периодов и не может быть менее 10% в течение следующих 5-ти налог. периодов. Устанавливается обязанность налогоплательщика - резидента ТОР вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) от деятельности, осуществляемой при исполнении соглашений об осуществлении деятельности на ТОР, и доходов (расходов), полученных (понесенных) при осуществлении иной деятельности. В случае прекращения статуса резидента ТОР, резидент считается утратившим право на применение особенностей применения налоговой ставки, установленных ФЗ, с начала того квартала, в котором он был исключен из реестра резидентов ТОР.К ставке налога на добычу полезных ископаемых устанавливается понижающий коэффициент, значение которого составляет от 0 до 1 в 10-летнем периоде. Устанавливается порядок определения и применения коэффициента, характеризующего территорию добычи полезного ископаемого, резидентами ТОР.
Рассмотрели законопроект "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (принят в первом чтении 23.10.13 с названием "О внесении изменений в статью 9 Федерального закона "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об аудиторской деятельности" в части введения международных стандартов аудита").Законопроектом предусматривается механизм введения международных стандартов аудита, принимаемых Международной федерацией бухгалтеров и предлагается внести изменения в ФЗ "О банках и банковской деятельности", ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации", ФЗ "Об аудиторской деятельности".
Одобрили законопроект "О приостановлении действия части 11 статьи 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов". Законопроектом предлагается приостановить до 1 января 2016 года действие норм ФЗ от 27.07.04 № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в части индексации с учетом уровня инфляции (потребительских цен) размеров окладов денежного содержания по должностям федеральной государственной гражданской службы в отношении лиц, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы в Администрации Президента РФ, в Аппарате Правительства РФ, в аппарате Счетной палаты РФ, в центральном аппарате МИД России и его территориальных органах - представительствах МИД РФ на территории РФ.
Рассмотрели законопроект "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов". Законопроектом, в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов от 13.12.06 г., вносятся изменения в 25 ФЗ, регулирующих правоотношения в сферах соц. защиты, культуры, транспорта, здравоохранения, информации и связи, жилищной политики, доступа к правосудию, избират. права. Предусматривается: ведение федерального реестра инвалидов как общегосударственного механизма персонифицированной оценки эффективности реабилитации инвалидов (оператор реестра – Минтруд России); недопустимость дискриминации по признаку инвалидности и введение определениия данного вида дискриминации; формирование с учетом международного опыта системы оказания инвалидам помощи в преодолении барьеров при получении услуг со стороны помощников и посредников, в т.ч. из числа персонала учреждений, предоставляющих услуги; установление порядков обеспечения условий доступности объектов и предоставляемых услуг для инвалидов ФОИВами в соответствующей сфере ведения исходя из финансовых возможностей бюджет. системы РФ и организаций.
Приняли постановление ГД ФС РФ "Об Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2015 год и период 2016 и 2017 годов". Отметили, что целью денежно-кредитной политики являются: снижение инфляции до 4% в 2017 году и дальнейшее ее поддержание вблизи указанного уровня. Предусматривается 5 сценариев развития российской экономики в период 2015 – 2017 годов, формирующих различные условия поведения денежно-кредитной политики.
В первом чтении рассмотрели также законопроект "О внесении изменения в Федеральный закон "О судебных приставах". Законопроектом предлагается дополнить ФЗ "О судебных приставах" положением о проведении в отношении лиц, назначаемых на отдельные должности ФССП России, психофизиологического исследования, тестирования в целях выявления склонности к злоупотреблению спиртными напитками, употреблению наркотических средств и (или) психотропных веществ без назначения врача.
Обсудили и одобрили законопроект "О ввозе культурных ценностей в Российскую Федерацию и вывозе культурных ценностей из Российской Федерации" Определяется порядок ввоза культурных ценностей в РФ: предметы, заявленные в таможенной декларации как культурные ценности, должны представляться для регистрации, проводимой уполномоченным Правительством РФ ФОИВом; определены особенности временного ввоза культурных ценностей, а также условия их транзита; запрещается ввоз культурных ценностей в случаях, предусмотренных международными договорами РФ, и культурных ценностей, в отношении которых объявлен розыск компетентными органами иностранных государств. И вывоза культурных ценностей из РФ: культурные ценности, заявленные к вывозу, подлежат обязательной экспертизе в порядке, установленном Правительством РФ; определяется перечень культурных ценностей, не подлежащих вывозу из РФ (особо ценные объекты культурного наследия; предметы, внесенные в охранные списки и реестры; культурные ценности, постоянно хранящиеся в государственных и муниципальных музеях, архивах, библиотеках, иных государственных хранилищах культурных ценностей РФ); определены особенности временного вывоза культурных ценностей.
В целом день выдался плодотворным и насыщенным горячими дебатами, не самыми простыми решениями. Нам удалось одобрить важные для страны законопроекты, отклонить популистские. Уделили довольно много внимания развитию малого бизнеса, и это не случайно. Сейчас, когда многие страны по воле США вошли в глубокий кризис, есть серьезная опасность и для экономики нашей страны. Но именно малый бизнес, инициатива, предприимчивость, креативность простых людей способны отодвинуть нас от края пропасти. А, быть может, и вывести важнейшие отрасли хозяйства из депрессии, что позволит нам двигаться вперед, и успешно выполнять социальные обязательства.