Надо переосмыслить деятельность всех органов власти, все принятые и вновь предлагаемые проекты и программы и понять, в какой степени они социально сплачивают или разобщают общество, констатирует в своей статье депутат Государственной Думы, первый Президент Республики Саха (Якутия) Михаил Николаев
Руководители любого государства независимо от формы его политического устройства всегда стремятся к формированию сплоченного общества, которое служит фундаментом для всей политической системы. В настоящее время, несмотря на санкции Запада, она слабо отражена в федеральных и региональных программах государственных и общественных организаций России. Причина — отсутствие научной проработанности проблематики и близорукость органов власти.
Большинство государственных и политических деятелей России недооценивает значение роли социальной сплоченности. Не отсюда ли шокирующие данные последних опросов населения, которое полагает, что на благо народа работают Путин, Лавров, Шойгу, да еще Рогозин... Поскольку всерьез взялись за оборонку, которая может и должна стать тем самым локомотивом, который вытащит промышленность и всю экономику по пути модернизации и импортозамещения. Рейтинг остальных невысок. Конечно, рейтинги - дело не всегда надежное. И тут есть вопрос. Однако анализ выступлений и публикаций многих членов правительства, документов российских политических партий показывает, что словосочетание «социальная сплоченность» до событий на Украине практически не встречалось в политической лексике. За исключением тех трудных месяцев, когда то тут, то там вспыхивали межнациональные конфликты.
Стержнем неизменно является социальная солидарность, когда люди и группы людей объединяются ради общей цели и осознают, что имеется реальная перспектива достижения общего блага. Насколько это условие присутствует в России? Экономически активное население страны — где-то 75 миллионов человек (53 процента от численности). В экономике же занято 69 миллионов. Разница в 6 миллионов — число, которое в соответствии с методикой Международной организации труда (МОТ) свидетельствует о реальном уровне безработицы. Это приблизительно 8 процентов от экономически активного населения. Независимые эксперты считают, что к концу 2014 года в России безработных будет гораздо больше. К этому нужно прибавить еще приблизительно миллион работников, уже находящихся в вынужденных по инициативе администрации простоях и в неоплачиваемых отпусках. Все это означает, что 8 - 12 процентов трудоспособного населения — экономические аутсайдеры.
Идейные позиции граждан, оставшихся без работы, вероятно, разделят и члены их семей. Поэтому число людей, которые не могут входить в потенциальную базу для создания социальной сплоченности, можно с полным основанием удвоить. Меры, предлагаемые Правительством РФ для преодоления безработицы, не очень эффективны и пока слабо учитывают российские реалии. Нужны масштабные проекты диверсификации отечественной экономики, содержащие принципиально иные подходы и стратегии. Программы обеспечения занятости населения должны быть увязаны с реальными возможностями трудовой миграции, возрастными и профессионально-образовательными особенностями работников и ситуацией в сферах здравоохранения, образования, жилья.
Общественный комитет «Российская семья» — детище Михаила Николаева
Политика занятости населения в условиях экономического кризиса должна быть зоной особого внимания федеральных и региональных руководителей. На начальной стадии кризиса снова, как и в 2008—2009 годах, значительно возросла финансовая помощь, оказываемая отдельным крупным корпорациям и банкам для погашения убытков и выплат по неэффективно использованным кредитам. А общая сумма задолженности российских банков и предприятий западным кредиторам превышает сотни миллиардов долларов. И Правительство РФ предполагает выделить значительные суммы для поддержки отечественных банков и предприятий. Наряду с этим представители отечественного бизнеса должны осознать, что их деятельность имеет далеко идущие социальные последствия. В условиях кризиса усиливается желание предпринимателей любой ценой добиваться снижения издержек производства и повышения его рентабельности. Одни из них, например, готовы воспользоваться более дешевой иностранной рабочей силой, предпочитая ее местным работникам. Другие идут на снижение социальных обязательств. В результате усиливается социальная разобщенность общества.
А самая взрывоопасная проблема - межнациональная. Откуда она? Только что прилетел из бескрайнего сурового региона... И снова люди спрашивали: как в Москве, Питере с национальным вопросом? Они недоумевают, почему он вообще возник на просторах единой страны. Ведь у якутов издревле повелось «не думай о другом человеке плохо, не говори о другом человеке плохо, не делай другому человеку плохо». Мы воспринимаем дружелюбие, благородство, широту и открытость души как естественное проявление характера сильного и здорового человека. Кто не наслышан о доброте, которая сродни наивности, о великодушии, щедрости, заботливости и других прекрасных душевных качествах северян? Даже не любимые мной анекдоты о неотесанном чукче волей-неволей свидетельствуют именно о лучших человеческих качествах, невинности перед лицом циничной цивилизации и о неиспорченности нравов народов Севера.
В XVII веке первая встреча коренных жителей Якутии с представителями западной цивилизации оказала во многих случаях негативное воздействие на этот естественный стиль жизни. Запад принес на Север алкоголь, табак, наркотики, азартные игры, невиданные доселе болезни - туберкулез, оспу и многое другое, весь букет сорняков цивилизации. Естественный уклад жизни был сильно подорван. Вместе с тем пришли новые знания, расширились горизонты мироздания, стали доступны лекарства и передовые традиции науки и культуры Старого Света.
То есть толерантность на Северах была заложена самой природой, естественным ходом событий. И при советской власти с национальным вопросом не было практически никаких проблем. Но XXI век преподнес нам достаточно сюрпризов. И прежде всего, как многие теперь убедились, у нас в запущенном состоянии находится образование. Если в 1990 году, по признанию ЮНЕСКО, наше образование было лучшим в мире, то ныне похвастаться нечем. Школы ежегодно закрываются тысячами, только в 2012 году закрылись двери 2400 школ. И в 201—2014 годах негативная тенденция не умерила свои обороты. Зарплата молодого учителя где-то по-прежнему совсем мала. Педагогами работают практически одни женщины пенсионного или предпенсионного возраста. Честь им и хвала! Но скоро они уйдут, кто их заменит?
Государство немедленно обязано поднять престиж профессии учителя на должную высоту, чтобы в школу шли самые талантливые, высокообразованные люди. По призванию. Дабы, как заметил в свое время президент США Джон Кеннеди, снова «победу одержал русский учитель!..» Необходимо пересмотреть школьные программы, увеличить гуманитарное углубленное обучение. Поменять ориентиры — с подготовки учеников на успешную сдачу ЕГЭ (заброшенного Западом на свалку истории) на глубокое проникновение в культуру, как в мировую, так и в национальную. Не забывая и точные науки. Правительство требует, чтобы учитель получал заработную плату на уровне средней по экономике региона. Но в Москве это 52 тысячи, а в Туве — 15 тысяч... Кто в Туву приедет? Или в другие регионы, где практически нет промышленного производства, которое укрепляло бы экономику.
Я бы предложил поднять зарплату учителя до 100 000 рублей! Повсеместно. Где взять средства? В крупных государственных и частных компаниях, которые сорят деньгами на корпоративах, бонусах, при покупках именитых спортсменов. И на многом другом. Об этом надо думать. А в стратегию развития страны закладывать равномерное, а не выборочное развитие территорий.
Семейное воспитание — краеугольный камень в становлении личности. Не случайно вместе с соратниками 11 лет тому назад я создал национальный общественный комитет «Российская семья», который многое сделал на уровне регионов по решению проблем семьи и детства. Но безработица на некоторых территориях 30—40 процентов. Между тем экономический фактор порой превалирует и над политикой, и даже над идеологией. И совершенно необходимо иметь общественный договор народов России по межнациональному согласию, специально провести форум или конгресс российской интеллигенции. Именно интеллигенции. Простой народ, особо подчеркну, что на Кавказе, что в тундре, понимает: жить надо только в мире и согласии. А есть и определенная прослойка, у которой в голове совсем другое... Их пригласить и заключить договор. Всенародно! И хорошо осветить в СМИ, Интернете.
Я с удивлением смотрел итоги последней переписи населения России: в некоторых регионах русская нация, которая цементирует наше государство, Российское государство, составляет всего 0,5 процента, один процент, два процента... Что будет с этими территориями? Кто принесет туда русский дух, русскую философию, культуру? И все-таки что неизменно беспокоит людей больше всего? Несправедливость. И в большом, и в малом. А корень зла в том, что субъекты, повторюсь, очень неравномерно развиваются. И в коррупции!
Можно с полным основанием утверждать, что уровень различий в доходах — это показатель социальной разобщенности общества. В России уровень неравенства доходов высок и продолжает расти, достигнув в среднем 16 раз. Самая высокая поляризация населения по доходам — в Москве. Она здесь достигает 40 раз. Столица остается субъектом РФ с самым большим количеством малообеспеченных. Для преодоления негативной тенденции надо активнее использовать возможности налоговой политики. А муниципальные власти должны знать поименно беднейшие семьи и оказывать им адресную помощь.
Необходимо продолжить формирование законодательства, в котором надо предусмотреть социальную ответственность бизнеса в кризисных экономических ситуациях. На первое место должны выходить не экономические, а социальные проблемы, от решения которых зависит стабильность общества. Интегрировать социальное измерение в экономическую жизнь. Необходимо создать правовые основания и реальные механизмы, с помощью которых институты гражданского общества могли бы контролировать бизнес и органы власти, а также влиять на распределение ресурсов.
Пока лишь закладываются отдельные элементы. Чтобы они стали эффективным средством, нужно создать систему реального участия граждан в политической жизни общества, преодолеть политическое отчуждение и социальную апатию. Социальная сплоченность возможна при реальном включении граждан в принятие управленческих решений. Она самым непосредственным образом связана с созданием и функционированием демократической системы управления. Это относится не только к тому, какой процент граждан голосует на выборах или иным образом активно участвует в демократическом процессе. И как органы власти приходят к тем или иным решениям, до какой степени они учитывают широкие интересы общественности. В связи с чем стратегический замысел формирования сплоченного общества должен опираться на интенсивное развитие местного самоуправления, а не только на укрепление вертикали политической власти.
Собственные доходы — самая сложная проблема местного самоуправления, особенно на селе. В подавляющем большинстве сельских администраций их доля колеблется в пределах 5—7 процентов. Не лучше обстоят дела и на районном уровне, необоснованно отнесенном к системе местного самоуправления. Международный опыт показывает, что для обеспечения организационной и финансовой самостоятельности органов местной власти доля этих доходов должна составлять порядка 75 процентов. В сельских поселениях России этот показатель в 12—15 раз ниже общепризнанного норматива. Уровнем самостоятельности, соответствующим общемировым стандартам, у нас обладают не более 5 процентов муниципальных образований. Вдобавок ко всему, не устану повторять, катастрофическая разница в уровне социально-экономического положения российских регионов. По объему валового регионального продукта на душу населения российские регионы отличаются более чем в 40 раз. По уровню безработицы — в 50 раз. По объему инвестиций в основной капитал на душу населения — в 250 раз.
Устойчивой тенденцией остается растущая концентрация экономики России в Москве, Санкт-Петербурге, Тюменской области с автономными округами, Татарстане. В числе экономически отсталых территорий — окраинные северные и восточные регионы России, которые в силу большой удаленности от центра, слабой транспортной освоенности и длительного периода относительной замкнутости хозяйства развивались замедленными темпами. Централизация доходов и полномочий по принятию решений ведет к снижению бюджетной автономии регионов. В результате регионы становятся более зависимыми от федеральной помощи. Поступления от «собственных» налогов покрывают менее 40 процентов расходов региональных бюджетов и лишь 13 процентов — расходов местных бюджетов. Внутри регионов финансирование всех социальных отраслей также постепенно перераспределяется вверх—с местного на региональный уровень. Фактически социальные функции и обеспечивающие их расходные полномочия все дальше «отодвигаются» от самого близкого к населению уровня принятия решений. Политика перераспределения ресурсов порождает сильные иждивенческие настроения. Порой становится выгодным быть слабым.
Острейшая социальная проблема — массовая бедность. Она содержит потенциал для социального распада, в частности, для разрушения семьи, формирования неблагополучных районов, роста уровня преступности. По экспертным оценкам, доля малоимущих достигает почти 30 процентов населения. География бедности самым непосредственным образом зависит от региональных различий в доходах населения. Минимальную долю бедных имеют нефтегазоэкспортные округа Тюменской области (7—8 процентов). Максимальный уровень — в Ингушетии (57) и Калмыкии (49). В большинстве регионов уровень бедности выше среднего по стране, который, по официальным данным, составляет 19 процентов населения. Крайняя бедность все более смещается в сельскую местность. Доля сельского населения в России — 27 процентов. Но на него приходится более половины всех бедных домохозяйств страны. Это означает, что уровень бедности в сельской местности в два раза выше, чем в городе. В результате наблюдается отток людей из села — и оно приходит в упадок. Между тем основу благополучия России всегда составляли сельские семьи, которые кормили всю страну. Сельским семьям нужны доступные кредиты и безвозвратные ссуды для того, чтобы приступить к производству продуктов на современной основе с использованием новой техники и новейших технологий.
Серьезно обострились проблемы демографии. Перспектива старения общества ставит вопрос о том, как скорректировать пенсионную систему, чтобы социальная защищенность пожилых людей сочеталась в ней со справедливостью между поколениями. Основные идеи, предлагаемые в настоящее время, просты и прямолинейны. Очень мало обсуждаются возможности создания условий для профессионального долголетия. Увеличение пенсионных взносов требует соответствующего уровня экономического роста. В условиях кризиса это труднодостижимый путь. Поэтому стратегический замысел должен быть направлен не столько на увеличение пенсионных накоплений, сколько на рост продолжительности трудоспособной жизни. Нужно с помощью законодательной базы изменить политику занятости таким образом, чтобы более пожилые работники не вытеснялись с рынка труда, а стареющие работники обеспечивались подходящими рабочими местами. Также надо пересмотреть фактически сложившиеся правила возрастного ограничения карьерного роста. Главное же — нельзя подрывать положение пенсионеров, добросовестно проработавших всю свою жизнь и получивших право на достойную пенсию.
Продолжается снижение значения семьи. Две трети браков распадается. Почти 10% семей не состоят в зарегистрированном браке. Следствием становится ряд социальных проблем, главными среди которых являются демографический кризис, рост детской беспризорности и сиротства, духовное оскудение людей. Необходим «железный» механизм экономического стимулирования создания многодетных семей. Надо прекратить вбрасывать в общество мысль о возможности завершения практики материнского капитала. Предоставлять родителям при рождении третьего ребенка хорошие земельные участки с привязкой к коммуникациям, вблизи городов, поселков. Нужны налоговые послабления работникам, имеющим детей. Все общество должно осознать, что социальные расходы на семью — это наиболее продуктивные инвестиции.
Велики различия получения квалифицированной медпомощи в зависимости от места проживания. Наиболее ущемленными в доступности к медицинским услугам опять оказываются сельские жители. И поэтому село «превосходит» город по уровню смертности на 20 процентов. Сильное влияние на состояние социальной сплоченности оказывают права на жилище. А ведь они признаны целым рядом международных документов. В России обеспеченность жильем составляет в среднем около 20 кв. м. Но надо иметь в виду, что эти показатели скрывают сильную имущественную поляризацию. За два десятилетия региональная дифференциация в обеспеченности жильем увеличилась с 2,3 до 4,1 раза. Различия зависят от уровня урбанизации, экономического развития и освоенности территории. Высок уровень ветхого и аварийного жилья. Добиться перелома можно, лишь изменив всю градостроительную политику. Следует развернуть массовое коттеджное строительство с участием граждан. Надо больше строить в малых городах и сельской местности. Необходимо внедрять новые строительные технологии и материалы. И воскресить старые - крупное панельное домостроение. Каждый гражданин должен реализовать свое право на достойное жилье по разумной цене.
Надо переосмыслить деятельность всех органов власти, все принятые и вновь предлагаемые проекты и программы. Нужно понять, в какой степени они социально сплачивают или разобщают общество. Совместно с общественными и политическими организациями необходимо сформулировать стратегию достижения социально справедливого и единого общества.
В какой-то мере нам в этом помогли жестокий кризис на Украине, санкции Запада. Внешние угрозы всегда сплачивали наш народ. Однако присутствует и инакомыслие, что показали сентябрьские митинги, высказывания отдельных деятелей культуры, политиков. То есть людей, готовых расшатать лодку, достаточно. Потому у нас нет времени на раскачку, надо действовать решительно и эффективно в интересах всех россиян.
Из материалов издания "РФ-сегодня"
13.11.2014