Новости библиотеки

В Якутске в канун дня рождения Первого президента Якутии - Михаила Николаева прошла научно-практическая конференция посвященная вопросам работы с одаренными детьми приуроченная к 15-летию Ленского форума.

В конференции приняли участие представители из Москвы, Хабаровска, Новосибирска, Иркутска, Чебоксар и Ханты-Мансийска, которые поделились своим опытом работы с одаренными детьми в своих регионах. Основным докладчиком выступил директор физико-математического форума «Ленский край»  Владимир Егоров. Он рассказал о работе форума, видение руководством форума перспектив развития и об изучении мирового опыта работы с одаренными детьми. Он также подчеркнул, что открытие форума "Ленский край" послужило новым этапом в развитии физико-математического движения и образования в целом.  Владимир Егоров также добавил, что форум "Ленский край" с августа этого года является координационым и организационным центром с одаренными детьми по всем направлениям.

Российские ученые высоко оценили работу физико-математического форума "Ленский край" По их мнению, регионы России должны равняться на Якутию.

Как сказал директор СУНЦ школы-интернат им. А.Н.Колмогорова при МГУ им. М.В.Ломоносова, доктор физико-математических наук, профессор Андрей Ошемков, регионы России должны равняться на Якутию. "Видно, что в Якутии ведется работа с одаренными детьми и ярким примером этому служит форум "Ленский край". Помимо предоставления достаточно уникального образования, он является площадкой для проведения лекций, различных олимпиад, научных соревнований и конференций. Здесь дети живут и получают все, что требуется. И нельзя этого терять. Нужно развиваться дальше, чтобы другие регионы переняли этот опыт и создали у себя такие же центры", - отметил он.

По словам профессора экономических наук директора СУНЦ Новосибирского государственного университета, доктора физико-математических наук Николая Яворского, аналогов Ленскому форуму в России еще нет.  "Физико-математический форум "Ленский край" уникален по своей природе. Таких организаций во всей России очень мало и, если они есть, то равных ему точно нет. Ленский форум работает на протяжении 15 лет, когда как подобные ему организации начали функционировать только 2 или 3 года назад", - сказал Николай Яворский.

Участники форума также заслушали видео обращение Первого Президента Республики Саха , Основателя форума «Ленский Край» Михаила НИКОЛАЕВА:

Уважаемые участники конференции!

Приветствую участников и почетных гостей Всероссийской научно-практической конференции «Российский и международный опыт и перспективы работы с одаренными детьми»!

Вопрос о выявлении и развитии одаренных детей во многих странах мира рассматривается на государственном уровне, особенно в странах – мировых экономических лидерах, таких как Южная Корея, Япония, Сингапур, Великобритания, Соединенные штаты Америки.

Сегодня мир вступает в информационное высокотехнологическое общество, глобальный мир стал еще более взаимосвязанным и взаимозависимым. Информационное общество необратимо меняет облик мира. Знание становится главным товаром в глобальной экономике. При этом человечество свое устойчивое развитие видит в контексте улучшения качества жизни людей, продолжительности жизни, непрерывности образования, развития науки и культуры.

XX век доказал, что не наличие недровых богатств определяет уровень развития страны, а грамотное использование человеческого капитала, знаний. Только развитие науки и наукоемких технологий развивает мир. В этом развитии особое место занимают личности с незаурядными способностями.

Многие страны не способные подготовить свои национальные кадры стараются сделать все возможные условия для того, чтобы привлечь специалистов из других стран. В отличие от них, Россия имеет богатейший опыт подготовки высококвалифицированных кадров.

Так, основателем первой в мире специализированной физико-математической школы, открытой при Новосибирском Университете стал выдающийся ученый, академик Михаил Алексеевич Лаврентьев. Его идеи о создании системы углубленного изучения математики и физики на базе средней школы получили творческое развитие и воплощение практически повсеместно, но особенно интенсивно эти школы создавались в Москве, Ленинграде и Сибири. В итоге в 1960-е годы была сформирована сеть специализированных физико-математических  школ, которые стали готовить кадры для возрастающего научного комплекса страны.

Отличительной чертой всех этих школ было то, что они непременно создавались по инициативе, либо с непосредственным участием неординарных людей – выдающихся ученых и преподавателей.

Эти школы взяли на себя функцию отбора и подготовки кадров для технических ВУЗов страны. С ней они блестяще справились. Но, как ни парадоксально, эти школы не дали стране выдающихся ученых физиков, химиков или математиков, которые сделали открытия мирового уровня.

Возможно, мы идем правильным путем, но на данном этапе необходимо проанализировать, осмыслить, что было сделано. Возможно для того, чтобы стать великим ученым недостаточно лишь увлеченности одним предметом. Необходима еще высокая общая культура, понимание закономерностей познания и духовность. Может быть, именно этого не хватало в физико-математических школах. Они помогали делать жизненный выбор учащимся, давали качественное математическое образование, но слабо приобщали к мировой культуре и мало внимания уделяли формированию духовного мира учащихся. Поэтому нам нужно переосмыслить накопленный опыт работы физико-математических школ и, сохранив все лучшее, создать новую концепцию школы подготовки высококвалифицированных кадров мирового уровня в специализированных школах.

Надо дать мощный импульс развитию физико-математических школ и специализированных классов. Они должны научить учащихся уже в школе создавать на основе полученных знаний новые машины, материалы и инструменты, программное обеспечение. Их задача – не только давать теоретические математические и естественно-научные знания, но и прививать вкус и навыки их творческого практического использования.

Для этого нужны новые учебные программы, принципиально иное техническое оснащение, новая организация учебного процесса. Все школы и, в первую очередь, физико-математические нужно оснастить учебными лабораториями нового поколения, которые имеют возможности не для простой демонстрации физических и химических законов, а позволяют заниматься научным моделированием, вести научные исследования уже на школьном уровне. Цель таких исследований – не великие научные открытия, а формирование у обучающихся желания и умения творческого поиска, привитие исследовательских навыков и любви к естественным наукам.

Делая упор сегодня на одаренного ребенка, мы делаем прочный фундамент завтрашнего дня. Еще раз хочу подчеркнуть, что инвестиции в образование науку – это инвестиции без риска!

Целью конференции является обсуждение опыта работы с одаренными детьми, как ключевого фактора развития инновационной экономики в отечественной и зарубежной практике, и анализ результатов исследований по проблемам выявления и развития одаренных детей. Безусловно, здесь очень интересен опыт Южной Кореи, Японии, Англии и Сингапура.

Мы не должны вариться в собственном соку, в условиях мировой интеграции и глобализации мы должны пользоваться лучшими мировыми достижениями в области подготовки кадров, работы с одаренными детьми и развития одаренности у детей.

 

Желаю интересного и продуктивного обсуждения.

Благодарю за внимание!

По результатам конференции совместно со специализированным учебно-научным центром имени Андрей Колмогорова при МГУ было решено объединить усилия МГУ и Форума Ленский Край и организовать летнюю школу для детей не только из Якутии, но и других регионов.

«Все участники были заинтересованы конференцией. Общались между собой. Мы узнали много нового от наших приезжих коллег. Также мы наметили будущее сотрудничество. Можно сказать, что от конференции, несомненно, есть польза», - подчеркнул директор Форума «Ленский Край» Владимир Егоров.

Он добавил, что приезжих участников конференции заинтересовала система работы форума «Ленский край». «Их удивило то, что у нас нет постоянного своего контингента, но мы работаем со всей республикой. Дети приезжают на кратковременные учебные программы. Это и определяет уникальность нашего форума», - сказал он.

Информация из источников ЯСИА.

Поделиться в соцсетях: