С 2 по 15 ноября 2014 г. в г. Якутске в рамках Федеральной целевой программы «Культура России» проводится V Фестиваль косторезного искусства народов России. Также в эти дни в Доме дружбы народов им. А.Е. Кулаковского будет организована выставка изделий участников Фестиваля ‒ номинантов конкурса «Сказ на бивне мамонта». С 2 по 4 ноября в Торговых рядах «Кружало» пройдет Фестиваль косторезного искусства народов России. Организаторами и учредителями фестиваля-выставки являются Министерство культуры РФ, Министерство культуры и духовного развития РС(Я), Департамент по делам народов РС(Я) и Дом дружбы народов им. А.Е. Кулаковского.
Навстречу этому событию предлагаем Вашему вниманию статью Михаила НИКОЛАЕВА напечатанную в 2008 году в Российском журнале "Честь Отечества" №11-12
В ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОМЫСЛАХ – КУЛЬТУРА НАРОДА
Народные художественные промыслы – важная часть национального культурного наследия, олицетворение творческой самобытности народов России. Их история уходит далеко в прошлое и связана с бытовыми традициями и укладом жизни, развитием ремесла и торговли, промышленности и культуры. Именно поэтому в них так ярко проявились особенности национального характера, психологии, народные представления о красоте и гармонии.
Эти рукотворные изделия дороги нам как носители непреходящих духовных ценностей, как хранители историко-культурного опыта прошлого. Народные мастера на протяжении веков использовали секреты ремесла, художественные образы, сюжеты, передаваемые им наставниками, односельчанами. За каждым народным мастером стоит, таким образом, коллективный опыт многих поколений людей, как бы соавторов в изготовлении того или иного предмета. Формирование искусства в каждом центре народного творчества шло не путем развития индивидуальных особенностей каждого мастера, а путем укрепления коллективной технической и художественной традиции, в которой важнейшее место занимало повторение, шлифование приемов работы. Народные художественные промыслы – прямой наследник традиционного народного искусства.
Россия относится к числу немногих стран, сохранивших народные художественные промыслы. Это предмет национального престижа и общепризнанный вклад нашей страны в мировое культурное наследие.
Наша страна многонациональна. Многонационально и народное искусство: в каждой области, крае, республике есть талантливые люди, бережно хранящие многовековые традиции местных художественных промыслов, являющихся неотъемлемой частью национальной культуры.
Мир народного художественного творчества многообразен. Далеко за пределами нашей Родины известны хохломские, богородские и городецкие изделия из дерева, гжельский и кисловодский фарфор, оружие тульских и златоустовских мастеров, ростовская финифть, жостовские подносы, вологодское и елецкое кружево, псковская и скопинская керамика.
Из народной толщи вырастают настоящие таланты. Из Палеха родом знаменитый живописец Павел Корин, из смоленской деревни вышел замечательный мастер деревянной скульптуры Сергей Конёнков, а поморский крестьянин-косторез Федот Шубин стал выдающимся скульптором с европейским именем. И этот перечень замечательных мастеров изобразительного искусства, снискавших мировую славу, можно продолжать.
Культурная традиция жива, пока она пребывает в среде бытования, пока в обществе сохраняется установка на ее поддержание и действуют механизмы ее постоянного воспроизведения.
Народное творчество – это настоящая вершина искусства, которая создается и совершенствуется из века в век. Известно, например, что форма сосуда влияет на кристаллографическую структуру воды. В стеклянной банке вода – мертвая, а в глиняной крынке – живая. И гурманы знают, что кулинарное блюдо, приготовленное в обычной кастрюле, по вкусовым качествам намного уступает кушанью в глиняной посуде. А вот распространяемое псевдоискусство «а ля рюсс» – это отсебятина и своего рода извращение классики.
Сегодня, надо сказать, наблюдается и пренебрежительное отношение к народному творчеству, как к некой деревенской самодеятельности. Позиция подобных «ценителей» прекрасного примитивна своей прагматичностью. Не надо тратить силы и средства на сохранение того, что безвозвратно исчезло, надо делать то, что действительно необходимо для села – развивать инфраструктуру и средства связи, проводить газ, электричество, создавать новые рабочие места, улучшать систему образования. Люди избирают такой уклад жизни, который их устраивает, вне зависимости от каких-либо «этнических идеалов», сами сохраняют то, что им подходит. Это главные условия развития современной «народной» культуры.
Согласен, надо строить клубы в селах, открывать библиотеки, но что будем культивировать в этих клубах, какую музыку, кинофильмы, какими книгами будем комплектовать библиотечные фонды?
Отдавая дань новому веку с его информационной всепроникающей напряженностью, глобализацией и унификацией, необходимо предотвратить существующую для народного искусства опасность – потерю аутентичности и энергии, оторванность от корней и естественной среды под воздействием современных коммуникаций.
Именно народные художественные промыслы являются хранилищем исторической памяти народа, формируют национальную психологию гражданина, его эстетические вкусы и нравственный облик. Без народных промыслов невозможно представить всю панораму культурной жизни, взаимосвязь отдельных ее компонентов. Пренебрегая этим наследием, люди опускаются в бездуховность, теряют человеческую душу. Поэтому проблема развития народной художественной культуры лежит в плоскости стратегических интересов государства.
В современной жизни народные художественные промыслы стали важной сферой деятельности, сохранившей и развивающей традиции народного искусства.
Социально-политические и экономические изменения в стране последних десятилетий поставили художественные промыслы в новые условия. Заметно упал спрос на подлинные художественные изделия, рынок заполнился продукцией низкого художественного уровня и подделками. Появилась реальная угроза утраты мастерства, передаваемого от поколения к поколению.
Народные художественные промыслы как направление культуры и отрасль производства оказались в тяжелом состоянии: в 3–4 раза упали объемы выпуска изделий, значительно снизилось число настоящих носителей самобытного национального искусства. Нарушается преемственность традиций художественного мастерства, профессиональных навыков и секретов творчества.
Творчество народных мастеров базируется на коллективных, преемственных основах художественного развития промысла. Традиции промысла в процессе своего развития получают обновление в индивидуальном творчестве отдельных художников. Живая культура, культура как образ жизни, передаваемый от поколения к поколению, сохраняется в повседневной жизни. В то же время художественные промыслы – не просто один из компонентов профессионального искусства и примыкающей к нему художественной промышленности. В них следует видеть народные производства, в которых должны быть максимально закреплены, органично развиваться основные традиции народного изобразительного искусства.
Сегодня во избежание невосполнимых утрат искусства художественных промыслов важно сохранить самих носителей мастерства. Отказ от рукотворного создания художественных ценностей означает практически прекращение основной традиции народного искусства, превращение подлинно художественного изделия в штамповку. Вместе с тем сегодня актуальным остается вопрос об авторском праве и материальном обеспечении творчества мастеров.
В развитии художественных производств надо искать возможность решения проблемы постоянной занятости сельского населения, а также жителей малых городов. Проблема сохранения народных художественных промыслов – это направление развития не только национальной культуры, но и народного предпринимательства. Кроме того, многие организации народных художественных промыслов выполняют градообразующие функции, являясь реальным источником обеспечения занятости. Потенциально – это реальный и основательный источник для развития народного творчества.
К сожалению, далеко не всегда учитывается эта возможность, и дело огранивается выпуском сувениров, что пресекает возможность развитая своего, местного искусства и творческой самостоятельности мастеров.
Не надо ставить задачу возрождения всех когда-либо существовавших очагов народных художественных ремесел и промыслов. Бесперспективно возрождать промыслы, связанные с удовлетворением чисто практических запросов людей, с ушедшим в прошлое бытовым укладом.
Безусловно, многие предприятия народных промыслов создают и сегодня утилитарные, активно используемые в быту практические вещи. Но это вещи и художественные, по отношению к которым должны применяться высокие эстетические критерии.
Современные народные художественные промыслы – это собственно художественные производства, в отличие от народного искусства прошлого. Уже само их название, заменившее ранее признанное – «кустарные промыслы», характеризует их направленность на первоочередное решение художественных задач.
Важно создавать условия для возрождения, перенесения, восстановления, обновления любого производства, но при сохранении главной особенности промысла как специфического явления, самобытность которого определяется коллективным творчеством самих мастеров. Без этого главного стержня незачем культивировать в искусственных условиях ремесло, поставив его в рамки фабричного производства. Не правильнее ли организовать там, где есть необходимость, фабрику, завод, комбинат по производству современных художественных изделий самого различного рода.
Народное изобразительное искусство как огромный пласт культуры необходимо всесторонне исследовать. В этом отношении большую роль должны выполнять научные экспедиции. Важнейшая их задача – выявление мастеров, представляющих некогда существовавшие промыслы и ремесла и хранящих секреты местного мастерства. Наряду с научными исследованиями здесь также должны решаться важные практические задачи – выявление мастеров, развитие традиционных ремесленно-художественных приемов, определение наличия местного сырья, изучение вопроса о путях возрождения и развития промыслов.
Подчеркнем, что ни одна страна мира не может похвастаться тем, что имеет 14 направлений деятельности художественных промыслов, как Россия. Всемирно известные изделия Хохломы, Гжели, Палеха, Златоуста, Кубачей и других российских мест – это не только особая отрасль духовной и культурной жизни народа, но и своеобразная отрасль материального производства, нуждающаяся в сохранении и поддержке.
Сегодня только 18 предприятий народно-художественных промыслов находятся в федеральном ведении. Остальные переданы в ведение регионов. В Ассоциацию «Народные художественные промыслы России», созданную по инициативе профильных предприятий в 1990 г. в целях сохранения производств и защиты интересов промыслов, входят 250 предприятий. Сколько промыслов остается без поддержки!
Особенно тревожит то, что прекращается преемственность художественного мастерства поколений, передающих традиционные профессиональные навыки и секреты творчества молодым мастерам. Поэтому очень важное значение имеет профессиональная ориентация в центрах народных художественных промыслов.
В условиях рынка крайне необходимо совершенствовать инфраструктуру сбыта продукции, обеспечить возможность широкого участия в выставочной деятельности, как внутри страны, так и за рубежом, улучшать подготовку кадров для народных художественных промыслов и укреплять материально-производственную базу учебных заведений.
Немалую роль в возрождении народного художественного творчества сыграли бы регулярные смотры-конкурсы произведений художников народных промыслов с демонстрацией приемов их работы, а также Всероссийская выставка-ярмарка изделий народных мастеров.
Большое значение имеет активная пропаганда народного изобразительного искусства – не только через выставки и смотры-конкурсы, но в работах художников-монументалистов, архитекторов.
Совсем недавно открылась станция московского метро «Славянский бульвар». При оформлении станции авторы проекта больше руководствовались французскими декоративными мотивами. Здесь, на мой взгляд, было бы вполне уместно использовать русские растительные орнаменты. В области художественной культуры нам есть, что показать миру. Вообще в оформление интерьеров общественных зданий надо смелее вводить элементы народного искусства. Такая монументальная пропаганда отечественного декоративно-прикладного искусства будет формировать высокий художественный вкус.
И наше новое поколение надо приобщать к подлинному культурному наследию, начиная с детского сада и начальной школы.
Положение художественных промыслов в России закреплено Федеральным законом РФ № 7 «О народных художественных промыслах» от 6 января 1999 г., однако соответствующими функциями по выработке государственной политики не наделен ни один федеральный орган исполнительной власти. У половины субъектов Российской Федерации нет своих законов о народных художественных промыслах, в абсолютном большинстве регионов отсутствуют программы сохранения народной культуры.
В то же время многие федеральные министерства и ведомства имеют прямое отношение к сфере народных художественных промыслов.
Среди мер государственной поддержки художественных промыслов важное место должно принадлежать развитию специального художественного образования, организации школ, училищ, подготовке кадров, всевозможной популяризации искусства художественных промыслов, что немаловажно для формирования достойного имиджа России, как многонационального государства.
Не исключаю и того, что следует в незамедлительном порядке рассмотреть вопрос о создании уполномоченного координирующего органа по работе народных художественных промыслов и формированию соответствующей государственной политики.
Размышляя над проблемой сохранения и развития народных художественных промыслов, должен сказать, что народные художественные промыслы России – глубинный пласт нашей многонациональной культуры. Проблема сохранения и развития народных художественных промыслов – основополагающей части национального культурного наследия – является важной государственной задачей. Пожалуй, ничто так не доносит до нас глубину народного духа, как изделия художественных промыслов. Красота, историческая и культурная значимость рукотворных предметов народного искусства вызывает активное желание сохранить это национальное достояние для грядущих поколений.
М.Е. Николаев
Журнал «Честь Отечества», 2008, №11–12