М.Е. Николаева, Первого Президента Республики Саха, члена Комитета ГД ФС РФ по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока о пленарном дне работы осенней сессии Государственной Думы ФС РФ шестого созыва 24 октября 2014 года.
В пятницу мы работали также без перерывов, потому что рассматривали главный законопроект года – о Федеральном бюджете. Всего же законопроектов было 33. Дебаты были действительно весьма напряженными. Но все-таки почти все выступающие отмечали, что законопроект о федеральном бюджете очень хорошо просчитан, проработан, почти бездефицитен и носит явно выраженный социальный характер. В условиях крайне сложного международного положения и вполне осязаемого кризиса в экономике не только нашей страны, но и многих других государств, сверстать такой бюджет было довольно трудно. И все-таки это сделано. Повышаются пенсии, индексируются зарплаты, растут стипендии студентов. Проявляется забота о материнстве и детстве, - материально! Есть возможность развивать сельское хозяйство, промышленность, в целом экономику. Учитываются интересы и проблемы регионов. Как не поддержать такой бюджет? Тем не менее, страсти разгорелись нешуточные, некоторые фракции, отдельные их представители решительно отказались голосовать за законопроект…Но наша фракция проявила выдержку и мудрость, и большинством голосов увела страну от финансового коллапса, приняв законопроект о Федеральном бюджете в первом чтении.
А пленарное заседание мы начали с рассмотрения кадровых вопросов - об изменениях в составах некоторых комитетов Государственной Думы. Внесли изменения в план проведения "правительственного часа" на осеннюю сессию. И в календарь рассмотрения вопросов Государственной Думой с 11 по 21 ноября 2014 года.
В третьем чтении приняли законопроект "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (о социальных гарантиях военнослужащим, сотрудникам некоторых федеральных государственных органов, пенсионерам из числа указанных лиц и членам их семей). Наделить руководителей ФОИВ, в которых проходят службу сотрудники, правом устанавливать конкретные размеры ежемесячной надбавки за работу с государственной тайной (полномочия руководителей указанных органов определяются Президентом РФ), а также ежемесячной надбавки за особые условия службы, надбавки за выполнение задач, непосредственно связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья в мирное время. Предоставить сотрудникам органов внутренних дел право на бесплатный проезд к месту проведения медико-психологической реабилитации и обратно. Уточнить порядок предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья, а также предоставления жилого помещения "очередникам". И т.д.
Передали в Совет Федерации РФ законопроект "О внесении изменений в статью 6 Федерального закона "Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов" и статью 20.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части уточнения состава административного правонарушения). Предлагается установить запрет на пропаганду либо публичное демонстрирование атрибутики или символики организаций, сотрудничавших с группами, организациями, движениями или лицами, признанными преступными либо виновными в совершении преступлений в соответствии с приговором Международного военного трибунала (Нюрнбергского трибунала) либо приговорами национальных, военных или оккупационных трибуналов, основанными на приговоре Международного военного трибунала (Нюрнбергского трибунала) либо вынесенными в период Великой Отечественной войны, Второй мировой войны.
Закончили работу над законопроектом "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (об отдельных вопросах налогового администрирования). Предлагается ввести понятие "личный кабинет налогоплательщика" – это информационный ресурс, размещенный на официальном сайте ФНС России в сети "Интернет", ведение которого осуществляется указанным органом в установленном им порядке. Личный кабинет может быть использован налогоплательщиками и налоговыми органами для реализации своих прав и исполнения обязанностей, установленных НК РФ. Устанавливаются особенности обмена документами, передачи сведений между налоговыми органами и налогоплательщиками (квитанции о приеме документов, акты сверки, налоговые уведомления, требования об уплате налога, заявлений и решений о зачете/возврате излишне уплаченного налога, налоговой декларации, представление истребуемых документов при проведении налоговых проверок и проч.). Предусмотреть возможность списания безнадежной ко взысканию задолженности, числящейся за налогоплательщиками более 5 лет и равной или превышающей размер требований к должнику для возбуждения дела о банкротстве, в случае возврата взыскателю исполнительного документа, а также отказа в возбуждении (прекращения) арбитражным судом дела о банкротстве в связи с отсутствием средств, достаточных для возмещения судебных расходов (в пределах 5-летнего срока сохраняется возможность погашения соответствующей задолженности при обнаружении имущества должника).
Приняли законопроект "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации" (в части введения института налогового мониторинга). Закон предусматривает введение института налогового мониторинга, в рамках которого осуществляется информационное взаимодействие между налогоплательщиком и налоговым органом в целях осуществления контроля за правильностью исчисления и своевременностью уплаты налогов, сборов ("превентивный налоговый контроль"). Налоговый мониторинг проводится налоговым органом на основании решения о проведении налогового мониторинга по заявлению налогоплательщика-организации.
Во втором чтении одобрили законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (о продлении срока вступления застрахованных лиц в программу государственного софинансирования добровольных пенсионных накоплений). Законопроектом предлагается продлить до 31 декабря 2014 г. срок вступления граждан в программу гос. софинансирования пенсионных накоплений (данный срок истек 1 октября 2013 г.). ФЗ вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых устанавливается иной срок вступления в силу.
Продолжили работу над законопроектом "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части исключения положений, устанавливающих преимущества для отдельных хозяйствующих субъектов" (в части развития конкуренции на рынке банковских услуг). Предусматривается, что вносимые в кредитные организации денежные средства будут застрахованы в системе обязательного страхования вкладов физических лиц и возмещены в полном объеме при наступлении страхового случая, предусмотренного ФЗ от 23 декабря 2003 г. № 177-ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации". Кроме этого в Трудовом кодексе РФ уточняется, что работник вправе заменить кредитную организацию, в которую должна быть переведена заработная плата, сообщив в письменной форме работодателю об изменении реквизитов для перевода заработной платы, не позднее чем за 5 рабочих дней до дня выплаты заработной платы.
Хорошо проработали законопроект "О внесении изменения в статью 31-1 Федерального закона "О некоммерческих организациях" (в части дополнения нового вида деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций). Предлагается ввести новый вид деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций – участие в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ.
Внесли поправки в законопроект "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "О днях воинской славы и памятных датах России" (об установлении памятной даты России "3 декабря - День Неизвестного Солдата"). 3 декабря 1966 года, в ознаменование двадцать пятой годовщины разгрома немецких войск под Москвой, прах неизвестного солдата был перенесен из братской могилы советских воинов, расположенной на 41-м километре Ленинградского шоссе и торжественно захоронен в Александровском саду у стен Кремля.
Доработали законопроект "О меценатской деятельности". Дается определение понятий: "меценатская деятельность – деятельность по безвозмездной передаче имущества, в том числе денежных средств, или прав владения, пользования, распоряжения имуществом и (или) безвозмездные выполнение работ и оказание услуг в сфере культуры и образования в области культуры и искусства, направленные на сохранение культурных ценностей и развитие деятельности в сфере культуры и образования в области культуры и искусства"; "меценат - физическое или юридическое лицо, безвозмездно передающее свое имущество, в том числе денежные средства, или права владения, пользования, распоряжения своим имуществом и (или) безвозмездно выполняющее работы и оказывающее услуги в сфере культуры и образования в области культуры и искусства для сохранения культурных ценностей и развития деятельности в сфере культуры и образования в области культуры и искусства в формах, определенных законодательством РФ"; "меценатская поддержка", "получатели меценатской поддержки – государственные, муниципальные , негосударственные некоммерческие организации культуры, образовательные организации, реализующие образовательные программы в области культуры и искусства (не могут быть органы гос. власти и органы МСУ)". Предусматривается, что меценатская поддержка не является основанием для сокращения бюджетного финансирования деятельности получателей меценатской поддержки.
Одобрили законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и статью 47 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" (в части уточнения отдельных положений указанного Федерального закона). Законопроект направлен на уточнение ряда положений базового ФЗ, в т.ч. в части требований к рекламе, сносу объектов недвижимого имущества, расположенных на земельных участках, изъятых для размещения объектов инфраструктуры, а также подготовки документации по планировке территории для размещения необходимых объектов инфраструктуры. Предусмотреть, что изъятие земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, осуществляется в собственность РФ для размещения объектов инфраструктуры, финансирование строительства и (или) реконструкции которых предусмотрено полностью или частично за счет средств федерального бюджета либо полностью за счет средств юридических лиц.
Еще раз обсудили и внесли поправки в законопроект"О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "О парламентском контроле". Предлагается наряду с проектами основных направлений бюджетной и налоговой политики РФ включить в обсуждение палатами Федерального Собрания РФ проекта основных направлений таможенно-тарифной политики РФ, подготовленного Минэкономразвития РФ и проекта бюджетного прогноза (изменений бюджетного прогноза) РФ на долгосрочный период. Проект должен быть внесен для рассмотрения Комитетом ГД по бюджету и налогам одновременно с его внесением в Правительство РФ. При внесении в ГД предложений об изменении государственных программ, в т.ч. федеральных целевых программ, в состав документов должны быть включены обоснования необходимости изменения объемов финансирования в разрезе основных мероприятий подпрограмм и источников их финансирования. Включить в объекты парламентского контроля, наряду с государственными программами, также и федеральные целевые программы.
Внесли изменения в Федеральный закон "О Счетной палате Российской Федерации" (о повышении эффективности деятельности Счетной палаты). Предлагается предусмотреть, что заместитель Председателя Счетной палаты РФ (СП) может осуществлять руководство направлением деятельности СП. Перечень функций, осуществляемых СП, дополнить новой функцией – проведение экспертизы законопроектов, приводящих к изменению доходов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ, экспертизы доклада об итогах работы по реализации соглашений о разделе продукции, направленного ГД, подготовка и представление в ГД соответствующего заключения по указанному докладу, а также по документам стратегического планирования РФ. Предусмотреть осуществление в рамках проведения предварительного аудита формирования федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ оценки качества прогнозирования доходов не только федерального бюджета, но и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ;
И, наконец, мы рассмотрели в первом чтении важнейший законопроект - "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов". Мы утвердили основные характеристики бюджета. По доходам в 2015 году, в 2016 году. И по расходам. Условно утверждаемые расходы: в 2016 году - 406,8 млрд. руб.; в 2017 году - 854,4 млрд. руб. При этом дефицит федерального бюджета: в 2015 году 430,7 млрд. руб. (0,6 % ВВП); в 2016 году 476,3 млрд. руб. (0,6% ВВП); в 2017 году 540,9 млрд. руб. (0,6% ВВП). Уровень инфляции: в 2015 году – 5,5 %; в 2016 году – 4,5 %; в 2017 году – 4,0%. Объем Резервного фонда (прогноз, на начало года) составит: в 2015 году – 3 499,5 млрд. руб.; в 2016 году – 3 524,3 млрд. руб. и в 2017 году – 3 651,9 млрд. руб. Объем Фонда национального благосостояния (прогноз, на начало года): в 2015 году – 3 189,0 млрд. руб.; в 2016 году – 3 189,4 млрд. руб.; в 2017 году 3 297,0 млрд. руб.
Основными приоритетами расходов федерального бюджета являются выполнение социальных обязательств государства. Индексация с 01.10.2015 на 5,5% оплаты труда работников федеральных гос. учреждений, денежного содержания (зарплаты) судей, прокурорских работников и сотрудников Следственного комитета РФ, федеральных гос. гражданских служащих и других категорий работников федеральных гос. органов, денежного довольствия военнослужащих и приравненных к ним лиц. Индексация с 01.09.2017 на 4,0% стипендиального фонда и корректировка в 2015 и 2016 годах бюджетных ассигнований на указанные цели. По ГП "Социальная поддержка граждан" – 1 244,9 млрд. руб. в 2015 г., 1 235,3 млрд. руб. в 2016 г., 1 192,1 млрд. руб. в 2017 г. Увеличиваются расходы на развитие сельского хозяйства и регулирования рынков с/х продукции. На повышение оплаты труда педагогических работников образовательных учреждений 41,1 млрд. руб., работников учреждений культуры – 7,7 млрд. руб., научных сотрудников – 5,2 млрд. руб., социальных и медицинских работников – 11,6 млрд. руб. На повышение размера стипендий до величины прожиточного минимума нуждающимся студентам первого и второго курсов, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета по программам бакалавриата и программам подготовки специалиста и имеющим оценки успеваемости "хорошо" и "отлично" – 7,6 млрд. руб. (в 2016 г. – 7,9 млрд. руб. и в 2017 г. – 8,3 млрд. руб.). На увеличение "военных" пенсий – 64,7 млрд. руб. (в 2016 г. – 97,8 млрд. руб. и в 2017 г. – 134,8 млрд. руб.). На доведение уровня оплаты труда государственных гражданских служащих до конкурентного на рынке труда – 87,0 млрд. руб. На ликвидацию аварийного жилья – 57,0 млрд. руб. (в т.ч. имущественный взнос в Фонд ЖКХ – 51,0 млрд. р
В целях обеспечения сбалансированности бюджета Пенсионного фонда РФ общая сумма межбюджетных трансфертов из федерального бюджета составит в 2015 году 2 410,7 млрд. руб., из них: на пенсионное обеспечение – 1 682,0 млрд. руб.; на социальное обеспечение населения – 426,7 млрд. руб. и на выплату материнского (семейного) капитала – 344,5 млрд. руб. Размер материнского (семейного) капитала в 2015 году составит 453 026,0 руб.
В 2015 году предусмотрено предоставление региональным бюджетам бюджетных кредитов в размере до 150 млрд. руб. (на 70 млрд. больше, чем в 2014 г.) и на срок до 3 лет. Плата устанавливается в размере: 0,1% годовых в отношении предоставленных на частичное покрытие бюджетного дефицита или покрытия временных кассовых разрывов; 0% – для осуществления мероприятий по ликвидации последствий стихийных бедствий и техногенных аварий. Предусматривается резервирование бюджетных ассигнований в объеме 70 млрд. руб. на финансовое обеспечение реализации по решениям Правительства РФ дополнительных мер по поддержке отраслей экономики и социальной поддержке граждан.
В первом же чтении приняли и законопроект "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов". Особенностью формирования бюджета ПФР на 2015 - 2017 годы является изменение с 1 января 2015 года пенсионного законодательства в соответствии с ФЗ от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Расходные обязательства на выплату страховых пенсий на 2015 год определены с учетом увеличения стоимости пенсионного коэффициента (СПК) с 1 февраля 2015 года на 7,5% (на индекс роста потребительских цен за 2014 год) и установлением его с 1 апреля 2015 года. Индексация социальных пенсий, пенсий по государственному пенсионному обеспечению с 1 апреля: в 2015 году на 11,9%; в 2016 году на 6,7%, в 2017 году 4,4%. Среднегодовой размер страховой пенсии составит: в 2015 году – 11 970 руб. Среднегодовой размер страховой пенсии по старости составит: в 2015 году – 12 422 руб. Среднегодовой размер социальной пенсии составит: в 2015 году – 8 255 руб.
В комплексе рассмотрели и законопроект "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов". На оплату медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовом периоде, а также профилактического медицинского осмотра ребенка в течение первого года жизни ("родового сертификата") предусмотрены на 2015 -2017 годы по 19,03 млрд. руб. ежегодно. Стоимость "Родового сертификата" составит 11,0 тыс. руб. Размеры пособий: единовременное при рождении ребенка: в 2015 году – 14 497,80 руб.; в 2016 году - 15 150,20 руб. и в 2017 году - 15 756,21 руб. Ежемесячное по уходу за первым ребенком/вторым и последующими детьми (соответственно) до достижения им возраста 1,5 лет работающим гражданам (минимальные размеры): в 2015 году. - 2718,34/5 436,67 руб.; в 2016 году - 2 840,67/5 681,32 руб.; в 2017 году - 2 954,30/5 908,57 руб. Ежемесячного пособия по беременности и родам (предельный размер): в 2015 году – 49 639,45 руб.; в 2016 году - 53 887,12 руб. и в 2017 году - 57 884,93 руб.
Одобрили также и законопроект "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов". Предусматривается покрытие расходов в рамках базовой программы ОМС: оплата методов высокотехнологичной медицинской помощи, включенных в базовую программу ОМС; софинансирование расходных обязательств субъектов РФ, возникающих при оказании высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу ОМС в размере 5,0 млрд. руб.; поэтапное повышение оплаты труда работников здравоохранения; единовременные компенсационные выплаты в размере 3,2 млрд. руб. с целью привлечения медицинских кадров на село и др.
Рассмотрели законопроект "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (об особенностях уплаты налога на доходы физических лиц отдельными категориями иностранных граждан). Предлагается распространить обязанности по уплате НДФЛ в виде фиксированного авансового платежа на иностранных граждан, прибывших в РФ в порядке, не требующем получения визы, осуществляющих трудовую деятельность по найму у юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей. При этом уплата налога осуществляется в виде фиксированных авансовых платежей в размере 1000 руб. в месяц и подлежит индексации.
В заключение хочу сказать, что даже самые сложные дебаты в Государственной Думе РФ идут на пользу, имеют свое рациональное звено, потому что задействован коллективный и, смею заметить, патриотически настроенный коллективный разум выбранных народом депутатов. Никто не хочет нанести вред стране, но каждый видит ситуацию по-своему, со своей колокольни. Отсюда и разночтения, различные подходы, мнения, споры. Однако стране нужен результат, ей необходимы зрелые и оптимальные законы, которые помогут выжить даже в самой непростой ситуации. Я мне особенно приятно, что есть в Думе наша ответственная фракция, которая не подведет!