М.Е. Николаева, Первого Президента Республики Саха, члена Комитета ГД ФС РФ по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока о пленарном дне работы осенней сессии Государственной Думы ФС РФ шестого созыва 21 октября 2014 года.
Во вторник, в 9.00 утра, наша парламентская группа «Единой России», которой руководит первый заместитель председателя фракции О.И. Аршба, как всегда собралась, чтобы обсудить наиболее важные законопроекты на предстоящую неделю, выработать общую линию поведения. В эту неделю нам предстоит обсудить в первом чтении главный законопроект года - о Федеральном бюджете. Бюджет сверстан Правительством РФ. Он - весьма напряженный, но вполне реальный, отмечали выступающие. И, прежде всего, его достоинство в том, что он предполагает все социальные выплаты населению в полном объеме. Поэтому мы будем поддерживать документ единогласно. К чему призываем и наших коллег из других фракций, которые пока, к сожалению, требуют невозможного. Хотя также хорошо понимают ситуацию, сложившуюся в связи с международными экономическими санкциями и надвигающимся из-за этого серьезным кризисом. Не только у нас, но и в целом ряде государств Европы и мира. И все же мы выразили надежду, что наши коллеги по Государственной Думе РФ, еще и еще раз осмыслят свою позицию и поддержат бюджет, который мы будем рассматривать в ближайшую пятницу. А сегодня нам предстоит обсудить 46 вопросов, мы выделили наиболее значимые из них и постарались вникнуть в их суть.
А пленарное заседание началось с принятия Обращении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "К Генеральной Ассамблее Организации Объединенных Наций, парламентам государств – членов Организации Объединенных Наций и международным парламентским организациям о необходимости прекращения экономической, торговой и финансовой блокады Республики Куба. В связи с предстоящим рассмотрением Ген. Ассамблеей ООН 28.10.2014 года проекта резолюции "Необходимость прекращения экономической, торговой и финансовой блокады, введенной Соединенными Штатами Америки против Кубы". ГД подтверждала свою позицию, изложенную в заявлениях от 14.10.1994, 17.05.1995, 06.03.1996, 22.03.1996, 01.10.1999, 03.11.2006, 18.10.2007, 17.10.2008, 23.10.2009, 22.10.2010, 20.11.2012 и 22.10.2013 годов о необходимости прекращения экономической, торговой и финансовой блокады Республики Куба. И сегодня депутаты решительно поддержали стремление народов мира к отмене экономической, торговой и финансовой блокады Республики Куба.
В третьем чтении приняли законопроект "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации". Закон вносит изменения в 12 законодательных актов РФ с целью приведения их в соответствии с терминологией ФЗ "О бухгалтерском учете", в части уточнения полномочий по регулированию бухгалтерского учета, обязанностей хозяйствующих субъектов по представлению и опубликованию бухгалтерской (финансовой) отчетности и терминологии:
Передали на рассмотрение Совета Федерации РФ и законопроект "О внесении изменений в статью 8 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" (в части обязанности кредитных организаций раскрывать информацию о квалификации и опыте работы своих руководителей). Закон устанавливает обязанность кредитной организации раскрывать неограниченному кругу лиц на своем сайте в сети "Интернет" определенную документально подтвержденную информацию о квалификации и опыте работы членов совета директоров (наблюдательного совета) кредитной организации (КО), лиц, занимающих должности единоличного исполнительного органа, его заместителей, членов коллегиального исполнительного органа, главного бухгалтера, заместителя главного бухгалтера КО, а также руководителя, главного бухгалтера филиала КО. В частности, предусматривается раскрытие в отношении указанных лиц информации о фамилии, имени, отчестве (если последнее имеется), наименовании занимаемой должности, о профессиональном образовании (с указанием наименования образовательной организации, года ее окончания, квалификации, специальности и (или) направления подготовки), о дополнительном профессиональном образовании с указанием освоенной программы и даты ее освоения, об ученой степени и дате ее присуждения, ученом звании и дате его присвоения), а также сведения о трудовой деятельности за 5 лет, предшествовавших назначению на занимаемую должность. В случае непредставления КО членом совета директоров указанных сведений, КО обязана в том же порядке раскрыть информацию о непредставлении таких сведений указанным лицом.
Таким образом, мы законодательно потребовали от банковской системы большей прозрачности, в чем, наверняка заинтересовано все население.
Рассмотрели во втором чтении ряд интересных законопроектов. "О внесении изменений в статью 6 Федерального закона "Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов" и статью 20.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части уточнения состава административного правонарушения). Законопроектом предлагается установить запрет на пропаганду либо публичное демонстрирование атрибутики или символики организаций, сотрудничавших с группами, организациями, движениями или лицами, признанными преступными либо виновными в совершении преступлений в соответствии с приговором Международного военного трибунала (Нюрнбергского трибунала) либо приговорами национальных, военных или оккупационных трибуналов, основанными на приговоре Международного военного трибунала (Нюрнбергского трибунала) либо вынесенными в период Великой Отечественной войны, Второй мировой войны.
Не менее востребован будет и законопроект "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации" (в части введения института налогового мониторинга). Он предусматривает введение института налогового мониторинга, в рамках которого осуществляется информационное взаимодействие между налогоплательщиком и налоговым органом в целях осуществления контроля за правильностью исчисления и своевременностью уплаты налогов, сборов ("превентивный налоговый контроль"). Налоговый мониторинг проводится налоговым органом на основании решения о проведении налогового мониторинга по заявлению налогоплательщика - организации. В ходе налогового мониторинга налоговый орган направляет налогоплательщику мотивированное мнение по собственной инициативе или по запросу организации.
При этом мы одобрили и законопроект "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (об отдельных вопросах налогового администрирования). Предлагается ввести понятие "личный кабинет налогоплательщика" – это информационный ресурс, размещенный на официальном сайте ФНС России в сети "Интернет", ведение которого осуществляется указанным органом в установленном им порядке. Личный кабинет может быть использован налогоплательщиками и налоговыми органами для реализации своих прав и исполнения обязанностей, установленных НК РФ. Установить, что документ в электронной форме, подписанный автоматически созданной электронной подписью налогового органа, признается равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью должностного лица налогового органа. Предусмотреть возможность списания безнадежной ко взысканию задолженности, числящейся за налогоплательщиками более 5 лет и равной или превышающей размер требований к должнику для возбуждения дела о банкротстве. Установить возможность налоговых органов признать безнадежной к взысканию недоимку, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся по состоянию на 01.01.2015 г. за организациями, которые отвечают признакам недействующего юр. лица. Освободить от обложения налогом на имущество организаций также имущество государственных научных центров. Установить особенности подачи налог. декларации крупнейшими налогоплательщиками.
Рассмотрели законопроект "О внесении изменения в статью 13 Федерального закона "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" (в части совершенствования механизмов конкурсного отбора кандидатов на замещение вакантных должностей муниципальной службы). Предусматривается, что на официальном сайте государственной информационной системы в области государственной службы в сети "Интернет" размещается информация не только о кадровом обеспечении государственного органа, но и о кадровом обеспечении органа местного самоуправления.
Одобрили законопроект "О внесении изменений в статьи 1 и 4 Федерального закона "О национально-культурной автономии" (в части наделения национально-культурной автономии правом осуществлять деятельность по социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов). Предлагается расширить виды деятельности национально-культурной автономии следующими критериями: укрепление единства российской нации, гармонизация межэтнических отношений, содействие межрелигиозному диалогу, а также осуществление деятельности, направленной на социальную и культурную адаптацию и интеграцию мигрантов. Для осуществления указанных видов деятельности национально-культурные автономии наделяются правом получать поддержку со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Обсудили законопроект "О нормативе финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по обеспечению лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, на 2015 год". Законопроектом предлагается установить норматив фин. затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов в 2015 году в размере 707 руб.
И одобрили законопроект "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда". Законопроект подготовлен в рамках работы по поэтапному доведению минимального размера оплаты труда (МРОТ) до величины прожиточного минимума трудоспособного населения согласно требованиям ТК РФ. Предлагается с 1 января 2015 г. установить МРОТ в сумме 5 965 рублей в месяц (63,4% от величины прожиточного минимума трудоспособного населения).
Рассмотрели законопроект "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу о распространении на иностранных граждан обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством". Законопроектом предлагается распространить механизм обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих на территории РФ, заключивших трудовой договор на неопределенный срок либо срочный трудовой договор на срок не менее 6 месяцев в общей сложности в течение календарного года у одного страхователя. В отношении выплат таким лицам тариф страх. взносов в Фонд социального страхования РФ устанавливается в размере 1,8%. Пособие по временной нетрудоспособности будет выплачиваться данным лицам при условии уплаты за них страховых взносов за период не менее 6 месяцев, предшествующих месяцу, в котором наступил страховой случай. Пособие в связи с материнством – после приобретения ими статуса временно или постоянно проживающих на территории РФ (как и в наст. время).
Одобрили очень важный законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" (в части приведения Федерального закона в соответствие со статьями 83 и 129 Конституции Российской Федерации). Устанавливается, что прокуратура РФ осуществляет надзор за исполнением законов (т.н. общий надзор), в т.ч. и в отношении Следственного комитета РФ.
Рассмотрели и законопроект, который давно ждали, - "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и иные законодательные акты Российской Федерации" (в части совершенствования налогового администрирования). Предусматривается, в частности увеличение с 9% до 13% ставки НДФЛ в отношении доходов от долевого участия в деятельности организаций, полученных в виде дивидендов физ. лицами – налоговыми резидентами РФ. Установление ставок акцизов на период 2015 – 2017 гг. При этом в 2015 и 2016 гг. в отношении крепкой и слабоалкогольной продукции сохраняются размеры ставок акцизов на уровне 2014 г. В отношении табачной продукции – индексация темпами, опережающими уровень инфляции. Ставки акцизов на 2017 г. предлагается проиндексировать с учетом индекса инфляции в размере 4,5%.
Будет применяться к ставкам водного налога коэффициент Кп = 1,1 в отношении водопользователей, не имеющих водоизмерительных приборов для учета воды, забранной из водного объекта (в целях стимулирования рационального водопользования). Предусматривается реализация "налогового маневра" в нефтяной сфере. Предлагается поэтапно (за 3 года) сократить вывозные таможенные пошлины на нефть и нефтепродукты (в 1,7 раза за 3 года на нефть, 1,7 - 5 раз на нефтепродукты в зависимости от вида нефтепродуктов) с одновременным увеличением ставки НДПИ на нефть (в 1,7 раза) и газовый конденсат (в 6,5 раз). Также предлагается поэтапно сократить ставки акциза на нефтепродукты. С целью недопущения роста цен на внутреннем рынке.
От себя замечу – с каждым днем наша работа становится более предметной и прагматичной, она все больше и больше учитывает интересы простых людей. И это очень приятно. Законопроекты получают общественное звучание. И пусть их порой критикуют, только хотелось бы критики не ради критики, а конструктивных замечаний. Мы их непременно учтем и внесем необходимые поправки. Поскольку мы избраны народом и призваны служить его интересам. Поэтому прошу избирателя не обращать внимания на популистские предложения некоторых депутатов, которые любят транслировать многие СМИ, а задуматься над простым вопросом – как бы жила наша обновленная Россия, не будь законотворчества? А процесс этот не самый легкий. Тут каждая деталь важна, каждое слово.