М.Е. Николаева, Первого Президента Республики Саха, члена Комитета ГД ФС РФ по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока о пленарном дне работы осенней сессии Государственной Думы ФС РФ шестого созыва 17 октября 2014 года.
По пятницам мы работаем в обычном, очень напряженном режиме. Тем более, что эта пятница была особая – на следующей неделе нам предстоит рассматривать главный законопроект года о Федеральном бюджете. Накануне в Комитете по бюджету и налогам мы обсуждали его постатейно. В течение целого дня, в присутствии высокопоставленных чиновников Правительства РФ, министерств финансов, экономики, развития Дальнего Востока и других, аудиторов Счетной палаты РФ каждый Комитет Государственной Думы РФ имел возможность отстаивать свою, консолидированную точку зрения, добиваться принятия поправок накануне первого чтения. И нашему Комитету по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока кое-что удалось, что называется, «пробить». Определены зоны опережающего развития Дальневосточного мегарегиона, на что только в будущем году выделяется 42 миллиарда рублей, в том числе две таких зоны в Якутии. К тому же,– добились увеличения финансирования высших образовательных заведений Дальнего Востока, включая Республику Саха. Мы не оставим накопившиеся проблемы и, если потребуется, вернемся к ним, когда законопроект подойдет ко второму чтению.
А сегодня мы рассмотрели 29 законопроектов. В третьем окончательном чтении приняли законопроект "О внесении изменений в статью 14 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части дополнения замещающих бензин газомоторного топлива, газовых смесей и электрической энергии иными альтернативными видами моторного топлива). Законом предлагается расширить список замещаемых видов моторного топлива альтернативными видами моторного топлива (природным газом, газовыми смесями, сжиженным углеводородным газом, электрической энергией), используемого транспортными средствами, в отношении которых предусматривается проведение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.
Ратифицировали Конвенцию о взаимной административной помощи по налоговым делам. Конвенция предусматривает оказание государствами-участниками взаимной административной помощи по налоговым делам в обмене информацией, проведении одновременных налоговых проверок, взыскании налоговой задолженности и принятии обеспечительных мер. Конвенцию ратифицировали с оговорками, в т.ч. по ограничению списка налогов, в отношении которых российской стороной будет оказываться помощь другим государствам, подписавшим Конвенцию и др. Справочно: задолженность юридических лиц государств - участников Конвенции перед Российской Федерацией составляет 6 236 361 тыс. руб.
Во втором чтении рассмотрели законопроект "О Национальном исследовательском центре " - Институт имени Н.Е. Жуковского". Законопроектом устанавливаются особенности статуса, правовые основы создания и деятельности Национального исследовательского центра "Институт имени Н.Е. Жуковского" (Центр). Предлагается создать Центр в форме федерального государственного бюджетного учреждения. Принадлежность прав на единые технологии, а также порядок осуществления таких прав Центром определяется в соответствии с законодательством РФ. Предусматривается разработка проекта плана деятельности Центра по развитию науки и технологий в авиастроении, в котором будут определяться целевые показатели, основные направления и задачи развития науки и технологий в авиастроении. Проект плана будет представляться в Минпромторг России для его рассмотрения и последующего направления в Правительство РФ для утверждения. Основные функции Центра: осуществление научно-исследовательской деятельности, разработка и научное сопровождение внедрения новых технологий в области авиастроения; подготовка предложений по координации научно-исследовательской, научно-технической и производственной деятельности организаций в интересах реализации крупных инновационных проектов в области авиастроения; участие в подготовке научных кадров в области авиастроения; прогнозирование научного и технологического развития РФ в области авиастроения и др.
Обсудили и одобрили законопроект "О внесении изменений в статьи 2 и 9 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" и статью 5 Федерального закона "Об автономных учреждениях" в связи с принятием Федерального закона "О Национальном исследовательском центре "Институт имени Н.Е.Жуковского". Законопроектом предусматривается наделить "Национальный исследовательский центр имени Н.Е. Жуковского" правом: осуществлять от имени РФ полномочия учредителя и собственника имущества организаций по перечню, утверждаемому Правительством РФ, в порядке и в объеме, которые будут устанавливаться Правительством РФ. Утверждать уставы унитарных предприятий, права собственника имущества которых осуществляются Центром, а также вносить изменения в уставы этих унитарных предприятий, в том числе утверждать уставы в новой редакции.
Рассмотрели также во втором чтении законопроект "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации". Законопроектом вносятся изменения в 12 законодательных актов РФ с целью приведения их в соответствии с терминологией ФЗ "О бухгалтерском учете", в части уточнения полномочий по регулированию бухгалтерского учета, обязанностей хозяйствующих субъектов по представлению и опубликованию бухгалтерской (финансовой) отчетности и терминологии:
Во втором чтении одобрили законопроект "О внесении изменений в статью 8 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" (в части обязанности кредитных организаций раскрывать информацию о квалификации и опыте работы своих руководителей). Законопроектом предлагается установить обязанность кредитной организации раскрывать неограниченному кругу лиц на своем сайте в сети "Интернет" определенную документально подтвержденную информацию о квалификации и опыте работы членов совета директоров (наблюдательного совета) кредитной организации, лиц, занимающих должности единоличного исполнительного органа, его заместителей, членов коллегиального исполнительного органа, главного бухгалтера, заместителя главного бухгалтера кредитной организации, а также руководителя, главного бухгалтера филиала кредитной организации. В частности, предусматривается раскрытие в отношении указанных лиц информации о фамилии, имени, отчестве (если последнее имеется), наименовании занимаемой должности, о профессиональном образовании (с указанием наименования образовательной организации, года ее окончания, квалификации, специальности и (или) направления подготовки), о дополнительном профессиональном образовании с указанием освоенной программы и даты ее освоения, об ученой степени и дате ее присуждения, ученом звании и дате его присвоения), а также сведения о трудовой деятельности за 5 лет, предшествовавших назначению на занимаемую должность.
В первом чтении рассмотрели законопроект "О внесении изменения в Федеральный закон "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (в части снятия ограничений на перерегистрацию в соответствии с законодательством РФ юридических лиц с публично-правовым участием). Законопроектом предлагается снять действующие ограничения на перерегистрацию в соответствии с законодательством РФ юр. лиц, имущество которых находится в собственности публично-правового образования, или юридических лиц, участником которых является публично-правовое образование.
В первом же чтении одобрили важный законопроект "О внесении изменений в статью 40-1 Федерального закона "О сельскохозяйственной кооперации" (в части уточнения порядка формирования фонда финансовой поддержки деятельности сельскохозяйственных кооперативов). Законопроектом предлагается предоставить с/х кредитным потребительским кооперативам право привлекать средства РФ, субъектов РФ и муниципальных образований. Устанавливается, что максимальная сумма денежных средств, привлеченных с/х кредитным потребительским кооперативом от юридических лиц, не являющихся его членами, не может составлять более 50 % общей суммы привлеченных денежных средств членов кооператива.
Начали работу над законопроектом "О внесении изменений в статью 27 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (в части установления ограничения въезда в Российскую Федерацию иностранным гражданам и лицам без гражданства, нарушившим правила временного пребывания в Российской Федерации). Законопроектом предлагается ограничить въезд в РФ сроком на 10 лет иностранным гражданам или лицам без гражданства, которые в период своего предыдущего пребывания в РФ находились непрерывно в РФ со дня въезда в РФ более одного года, не выехали из РФ по истечении срока временного пребывания и не предприняли предусмотренных федеральным законом действий для продления срока временного пребывания.
Приступили к работе над законопроектом "О внесении изменений в статьи 2 и 9 Федерального закона "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" (в части уточнения требований к кандидатам на должность члена Совета Федерации). Законопроектом предлагается расширить перечень кандидатов в члены СФ, на которых не распространяется требование о постоянном проживании на территории субъекта РФ, за счет включения в этот перечень лиц, в совокупности в течение 5-ти лет, предшествующих выдвижению кандидатом в члены СФ, проходивших или проходящих дипломатическую службу и имеющих дипломатический ранг Чрезвычайного и Полномочного Посла.
Рассмотрели законопроект "О внесении изменения в статью 223 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" (в части уточнения полномочий начальника подразделения дознания при отмене постановления о приостановлении производства дознания по уголовному делу). Законопроектом предлагается наделить прокурора полномочиями отменять признанное им незаконным или необоснованным постановление о приостановлении производства дознания по уголовному делу в срок не позднее 5 суток с момента получения материалов уголовного дела. При этом в случае истечения срока производства дознания прокурор устанавливает срок дополнительного дознания не более 10 суток. Наделить начальника подразделения дознания правом выносить мотивированное постановление об отмене признанного им необоснованным постановления о приостановлении производства дознания по уголовному делу и возобновлении производства дознания. При необходимости срок дополнительного дознания устанавливается прокурором до 10 суток на основании ходатайства начальника подразделения дознания.
Первое чтение прошел и законопроект "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части наделения дознавателя правом обжалования некоторых решений прокурора по уголовному делу, поступившему с обвинительным актом или обвинительным постановлением". Законопроектом предлагается внести изменения, предусматривающие порядок обжалования решений прокурора о возвращении уголовного дела дознавателю для производства дополнительного дознания, пересоставления обвинительного акта или обвинительного постановления, о направлении уголовного дела дознавателю для производства дознания в общем порядке, если дознание осуществлялось в сокращенной форме.
Пятница снова изобиловала отклоненными нами популистскими законопроектами. Три оппозиционные фракции никак не могут понять, что сейчас не время швырять деньги в пустоту, на ветер. Сейчас настало время сосредоточиться, хорошенько обдумать создавшееся положение, принимать взвешенные решения. Потому мы и занимались законопроектами о банковской деятельности, вносили изменения в Уголовный Кодекс, другими важными документами, которые должны помочь стране и каждому ее жителю выстоять в непростой ситуации, которая складывается в связи с санкциями Запада против России.