Музыка для всех дает возможность развивать способности и таланты, раскрыть свой внутренний потенциал, как ученикам, так и нашим любимым, уважаемым учителям. Крупномасштабный проект внедрения музыкального образования в школах и детских садах республики определяет не только новые цели детского музыкального образования, но что не менее важно, меняет и подход к их достижению.
11.10.2014г. в Москве состоялась встреча Михаила Ефимовича Николаева с членами научно-методического совета проекта «Музыка для всех», профессорами Эдуардом Борисовичем Абдулиным и Марком Моисеевичем Берлянчиком, по итогам летней работы в республике.
Когда речь зашла об использовании методик при подготовке к урокам, Михаил Ефимович предложил подробнее обсудить эту тему. Он высказал предложение о необходимости соответствующих мер по созданию в школьных учебных заведениях благоприятного климата для успешного творческого процесса учителей музыки. Давать им возможность самим определять и разрабатывать новые принципы и методы, которые, на их взгляд, способствуют наиболее полному развитию личности, воспитанию в духе креативности, т.е. стимулировать разработку новаторских идей и стратегий, приспособленных к новым задачам обучения и воспитания.
В своих рассуждениях Михаил Ефимович основывается на колоссальном опыте, приобретенном в период динамичного реформирования системы образования республики в 1990-е годы. В результате оценки задач и проблем, вставших перед обществом в тот исторический период, изменился подход к целям образования. От учителей особые ожидания возлагались на понимание ценности свободного педагогического поиска, творчества, ответственности, права выбора, конкуренции.
Этот процесс, как мы знаем, при самой активной поддержке государства и под его особым вниманием принес впечатляющие результаты. Открылись 6 авторских школ, внедрялись уникальные методики. Локомотивом образования стала созданная в 1997 году сеть инновационных Президентских школ, в которую вошли 22 школы, к 2001 году это число выросло до 42 и многое, многое другое. Важным в этом бурном процессе было и то, что в сознание общества постепенно стало входить понимание приоритетности человеческого капитала в условиях глобализации и повышения международной конкуренции.
История отчасти повторяется. Сегодня в руки учителей дали еще один мощный инструмент педагогического воздействия. Напомним читателям, как определяет главную цель Проекта Михаил Ефимович: «Суть проекта заключается в следующем: мы не готовим композиторов или музыкантов, мы будем использовать музыку как образовательную технологию, нацеленную на развитие восприятия ребенка, его мозга, его способностей. Мы хотим, чтобы ребенок не только воспринимал посредством музыки прекрасное, но и легче воспринимал и физику, и химию, информатику и языки».
По мнению Михаила Ефимовича, творческий процесс подготовки к занятиям, сопряженный с мучительным поиском, вдохновением самого учителя музыки в скором времени даст прекрасные плоды. Не стоит усиленно навязывать готовые рецепты. Учитель даже сам может сочинять свою авторскую музыку, культурная самобытность северных народов во всем ее богатстве и разнообразии, открывает здесь большие просторы. Сам сочинил, сам и продирижировал вместе с детьми, для них это будет самый яркий пример креативности. А все профессиональные тонкие нюансы инновационных технологий, конечно же, можно обсудить в оживленных, порой и острых дискуссиях.
Наталия Колодезникова