М.Е. Николаева, Первого Президента Республики Саха, члена Комитета ГД ФС РФ по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока о чем предметно говорили парламентарии в ходе «Правительственного часа» с министром экономического развития РФ А.В. Улюкаевым в ходе осенней сессии Государственной Думы ФС РФ шестого созыва 8 октября 2014 года.
Министр начал свой доклад Государственной Думе РФ с краткой характеристики сегодняшней экономической ситуации. Согласно статистике, за восемь месяцев экономика, по словам докладчика, развивается чуть лучше, чем было написано в прогнозе.
Сейчас наблюдается 0,7 процента рост ВВП. По прогнозу мы должны за год уложиться не менее чем в 0,5 процента. Это результат, прежде всего, динамики в реальном секторе. Год назад в это время промышленное производство, его динамика находились в отрицательной плоскости, особенно динамика обрабатывающей промышленности. В этом году динамика промышленного производства составляет 1,3 процента к соответствующему периоду прошлого года. Динамика обрабатывающей промышленности - 2,2 процента к соответствующему периоду прошлого года. И особенно, конечно, сельское хозяйство, тут 4,9 процента роста. Правда, и в прошлом году село тоже было не в отрицательной, а в положительной плоскости, но в четыре раза меньше по динамике. Это та база, которая позволяет немножко продвигаться вперёд. Это связано отчасти с объективной ситуацией - с ситуацией снижения курса национальной валюты и импорта, что позволяет нашему производителю выигрывать конкуренцию. С другой стороны это отчасти связано и с теми мерами, которые Правительство РФ предприняло в части контроля тарифов естественных монополий, которые позволили снизить нагрузку на российский бизнес. Дополнительным свидетельством этого является совершено иная динамика финансового результата деятельности предприятий. Если в прошлом году по итогам восьми месяцев было примерно 20-процентое снижение прибыли предприятий, то в этом году имеем некоторый рост, 9,8 процента. Это означает, что издержки стали немного меньше и предприятия «задышали». Обольщаться этими цифрами нельзя, потому что всё-таки интегральный показатель, рост ВВП, крайне низкий, что определяется плохой динамикой инвестиций. И это тот базовый показатель, по которому динамика этого года существенно хуже, чем было даже в прошлом неудачном году. Сейчас, докладывал министр, минус 2,6 процента инвестиций в основной капитал и корреспондирующая с этим динамика строительства - минус 3 процента. В прошлом году был хоть маленький... Это в свою очередь связано с тремя базовыми обстоятельствами. Экономика столкнулась с тремя фактически циклами одновременно. Это частично нисходящая ветвь делового цикла, снижение конъюнктуры, спросовые ограничители. Во-вторых, это мощные структурные ограничения, которые связаны с высокими издержками предприятий - тарифы, давление заработной платы, высокие издержки на логистику, транспортировку товаров, доведение их до потребителей.
И это косвенные, или трансакционные издержки: налоговое и квазиналоговое бремя. Под квазиналоговым бременем министр имел в виду различного рода экологические, природоохранные платежи, платежи за особо опасные условия производства, по сертификации и различному контролю и так далее. По разным оценкам трансакционные и косвенные издержки составляют 35-40 процентов в общем объёме издержек предприятий. Как выйти из этой ситуации? Надо помочь предприятиям делать инвестиции. Динамика кредитования нехорошая, и цена конечного заёмщика плохая, но в целом рост кредитного портфеля вполне приличный, порядка 15 процентов в год. Это означает, что нужно помочь предприятиям сделать выбор в пользу инвестиционного развития, это, прежде всего, создание удобных, комфортных инструментов для инвестирования.
Создана специальная нормативно-правовая конструкция проектного финансирования. Принято специальное постановление Правительства и приняты нормативно-правовые акты Банка России, которые позволяют для целей инвестиций в размере от миллиарда до 20 миллиардов рублей в отрасли материального производства на длительные сроки, до 10 лет, привлекать финансирование не свыше 9 процентов по сегодняшним нормам. Притом что банки-кредиторы могут фондировать эти кредитные требования в Банке России под ставку - ключевая минус 1 процент, то есть примерно под 7 процентов, что даёт им маржу в 200 базисных пунктов, позволяет работать, с другой стороны, позволяет заёмщику иметь такую цену ресурса на весь длительный цикл своего инвестиционного проекта, которая позволяет ему этот проект реализовать.
Для того чтобы снизить риски, которые здесь возникают в плане необеспеченности реальными активами этих проектов, принято решение о том, что 25 процентов стоимости кредита будут гарантироваться специальными кредитами, гарантиями Правительства Российской Федерации, которые будут отдельной строкой с особыми условиями, сформулированные в приложениях к закону о бюджете текущего года. Это механизмы профессионального развития работников, составления соответствующих справочников наилучших технологий, и так далее.
Отдельно стоит вопрос с уязвимым блоком наших предприятий, которые находятся в так называемых моногородах. Сейчас формируется фонд развития моногородов, под эгидой Внешэкономбанка, где сформирован соответствующий проектный офис. Этот фонд развития будет формировать совместно с территориями финансирование инфраструктуры, то есть этих же самых производственных инновационных кластеров, промышленных парков, инкубационных парков, где можно было бы абсорбировать излишнюю рабочую силу с тех градообразующих предприятий моногородов, которые находятся под риском.
В этом году пять моногородов включены в программу и начинают получать финансирование из фонда. А затем, по плану, 32 миллиарда рублей на трёхлетку, с 2015 по 2017 годы, предусмотрено для того, чтобы в большом количестве моногородов такую инфраструктуру создавать и тем самым снимать социальные риски высвобождения рабочей силы, и одновременно формировать новые полюсы производства современной высокотехнологичной продукции.
И наконец, третье, о чём сказал министр, - это наши непростые глобальные условия, тот риск, под который поставлены внешнеэкономические связи, финансовые связи, механизмы введённых санкций, которые имеют явно политическую природу, экономически никак не обоснованы. Важнейшим здесь риском является риск закрытия финансовых рынков, собственно это риск уже материализованный, на сегодняшний день глобальные финансовые рынки для наших заёмщиков закрыты. Это означает, что до конца 2015 года суммы порядка 160 миллиардов долларов должны будут рефинансированы за счёт внутренних источников.
Правительство разрабатывает программу импортозамещения. Не было бы счастья, да несчастье помогло… Санкционный режим заставил заниматься диверсификацией импорта, экспорта, и созданием новых производственных мощностей, которые замещают соответствующие ресурсы. Этому, конечно, помогает изменение курсовых соотношений, которое позволяет нашим производителям выигрывать конкуренцию у импортёров. Тем не менее, такого рода проекты подготовлены по промышленности, и по сельскому хозяйству. Импортозамещение ни в коем случае не должно стать системой консервации устарелых технологий, подчеркнул министр.
После него выступила В. Е. Чистова, заместитель Председателя Счетной палаты Российской Федерации. По ее словам, Счётная палата уже отчиталась по всем материалам проверок, которые она осуществляла в интересах Минэкономразвития, включая такие вопросы, как малый бизнес, инвестиционная политика, политика закупок и так далее...Поэтому В. Е. Чистова больше говорила о месте и роли Минэкономразвития в иерархии принятия решений по социально-экономическим и бюджетным вопросам и ответственности за них. Она внимательно изучила интересный материал - парламентские слушания 22 сентября, когда обсуждались предложения по ускорению социально-экономического развития России, на которых присутствовали многие депутаты. Там много говорилось о Госплане СССР. Были и позитивные отзывы, и, соответственно, негативные. В ходе дискуссии представители финансового сектора утверждали, что дополнительное насыщение деньгами экономики бессмысленно и даже вредно, поскольку нет свободных производственных мощностей для их освоения, и отсутствует соответствующая рабочая сила. Представители РАН и производственники говорили о другом, они говорили, что незадействованной мощности сегодня 20-30 процентов, и примерно столько же у нас имеется, соответственно, избыток рабочей силы. К сожалению, отметила выступающая, этот спор ни Минэкономразвития, ни Минпромторг не опровергли. Но во времена Госплана вряд ли это было возможно, потому что баланс трудовых ресурсов был скрупулёзно представлен этим серьезным органом. И такой метод, как балансовый, имел в то время очень важное значение. И не надо его политизировать. Это абсолютно не политический инструмент. Это инструмент правильного балансового планирования. Докладчик напомнила, что впервые была даже получена Нобелевская премия в 1973 году именно за первый межотраслевой баланс.
Мы все работали над законом "О стратегическом планировании в Российской Федерации", заметила В.Е. Чистова. Где напрямую не указан орган, который отвечает за основную работу по стратегическому планированию социально-экономического развития, но бесспорно, что Минэкономразвития должен играть в этом процессе ведущую роль. Во всяком случае, такие важные документы стратегического планирования, как прогноз социально-экономического развития на среднесрочную и долгосрочную перспективу, стратегия социально- экономического развития, документы в рамках системы планирования программирования, госпрограммы, схема территориального планирования. Это те продукты, которые должен выдавать Минэкономразвития. Докладчик также остановилась на проблеме кадров - сегодня для реализации труднейшей задачи модернизации сраны на выходе из кризиса является наличие трудовых ресурсов, которые бы всю эту работу смогли решать и качественно выполнять.
К сожалению, у нас сегодня нет недостатка в амбициозных, образованных специалистах с несколькими дипломами, даже включая ведущие зарубежные учебные заведения.
И я не могу не согласиться в этом с В.Е. Чистовой. Но эти специалисты не знакомы с нашей российской действительностью, не знают российских реалий и практических повседневных условий функционирования нашей экономики. Но здесь есть у нас объяснение, мы помним известный кадровый разрыв 90-х годов, поэтому это всё тоже надо навёрстывать. Переход на программный принцип планирования предполагает соответствующее распределение полномочий в сфере формирования программ и единства подходов в представлении конечного продукта. В настоящее время такой согласованной политики нет. Деньги отдельно, результаты отдельно.
И на коллегии Счётной палаты в присутствии Минфина мы эту тему затрагивали, заявила докладчик. И что мы слышим? Минфин говорит, что деньги - это мы, а по показателям - в Минэкономразвития. Это противоречит вообще самому принципу системы планирования и программирования. И с такой позицией мы, конечно, не сделаем госпрограммы тем инструментом, ради которого они и создавались. Мы продолжаем тематические проверки по ряду направлений, а также рассмотрим наиболее критические позиции в части исполнения госпрограмм. И помимо недостатков с точки зрения отражения показателей анализ государственных программ подтвердил существующие системные проблемы, о которых мы говорили и в прошлом году: некорректность целей, недостаточная согласованность целей и задач, использование в качестве показателей не интегрированных, а ведомственных показателей, отсутствие во всех программах современной системы управления рисками.
И в связи с этим В.Е. Чистова упомянула не очень « актуальную» тему: изменение бюджетных ассигнований 2015-2017 годов предполагало, что в парламенте появятся документы, паспорта с изменёнными показателями государственных программ. Сегодня их нет!..
Соответственно, не могу не заметить с горечью, - сделать вывод о целесообразности вложения дополнительных средств либо их уменьшения и сравнить их с результатами, которые от этого будут получены, без дополнительных экспертных мероприятий вряд ли возможно. О чем говорили и многие депутаты в ходе обсуждения. Разговор получился очень острый. Полагаю, он пойдет на пользу и всем нам и министру экономического развития РФ, и его коллегам, которые, не сомневаюсь, внимательно следили за дискуссией по мониторам в своих кабинетах.