М.Е. Николаева, Первого Президента Республики Саха, члена Комитета ГД ФС РФ по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока о первом пленарном дне работы Государственной Думы ФС РФ 16 сентября 2014 года.
Осеннюю сессию открыл Председатель Государственной Думы ФС РФ С.Е. Нарышкин. Полностью согласен со спикером ГД РФ, - мы начинаем работать в условиях серьёзного обострения международной обстановки. Долгожданный режим прекращения огня в Донецкой и Луганской народных республиках приостановил масштабное кровопролитие. Но накал политических страстей не снизился. И хаос, спровоцированный в самом центре Европы, никак не остудил воинственный пыл тех, кто его устроил ещё полгода назад.
Из разных источников мы слышим, что киевскому режиму были обещаны поставки оружия из отдельных государств-членов этого блока, что грозит стать уже откровенным вмешательством во внутренние дела Украины. Все маски сброшены. Мы видим, что граждане многих европейских стран, живущие в условиях информационной блокады, стали задавать своим властям «неудобные» вопросы. Сергей Нарышкин верно подметил, что и граждане, и бизнес многих стран терпят реальные экономические убытки, а над общеевропейским пространством – нависла угроза дестабилизации. А в дальнейшем – и дезинтеграции.
Это хорошо осознают порядочные люди, работающие в национальных парламентах – уважающие своих избирателей и самих себя. Они никогда не откажутся от межпарламентского диалога по чужому «приказу», откуда бы он ни поступил. С.Е. Нарышкин выразил благодарность всем фракциям Государственной Думы за активную поддержку внешней политики.
И правильно подметил, - однако избиратели оценивают деятельность парламента не только и не столько по этой сфере. Наших граждан, прежде всего, интересует качество принимаемых законов и их влияние на повседневную жизнь. Мы никогда не должны забывать об их благополучии и насущных проблемах. Действительно, в эти парламентские каникулы мало кому из вас удалось полноценно отдохнуть. В том числе, из-за подготовки к Единому дню голосования, итоги которого мы ещё не раз будем анализировать. Тем не менее, должен тысячу раз поддержать Председателя Государственной Думы ФС РФ, на нас ложится вся ответственность за предстоящую историческую ратификацию Договора о Евразийском экономическом союзе, рассмотрение законопроекта о промышленной политике. И, конечно же, закона о федеральном бюджете.
После С.Е. Нарышкина по традиции выступили руководители всех парламентских фракций. Потом мы приступили к обсуждению повестки дня и одобрили примерную программу законопроектной работы Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в период осенней сессии 2014 года. В первый день мы рассмотрели 45 законопроектов. Остановлюсь на приоритетных. В третьем чтении рассматривали только один законопроект, уточняющий полномочия госорганов при проведении проверок "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с уточнением полномочий государственных органов и муниципальных органов по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". В результате обсуждения вернули его во второе чтение. Слишком он еще сырой, поскольку вносит изменения сразу в 34 законодательных акта, в части уточнения контрольных и надзорных полномочий ряда государственных органов, в т.ч. органов исполнительной власти субъектов.
Далее - рассмотрели совершенствование особого порядка судебного разбирательства в уголовном процессе ("О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации", второе чтение). Законопроектом предлагается установить обязательное и незамедлительное уведомление прокурором потерпевшего о ходатайстве обвиняемого о применении особого порядка судебного разбирательства..
Обсудили возможность усиления уголовной ответственности за преступления, связанные с оборотом взрывчатых веществ и взрывных устройств ("О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации”, второе чтение). Должна быть установлена административная ответственность юридических лиц и должностных лиц за нарушение правил производства, приобретения, продажи, передачи, хранения, перевозки, ношения, коллекционирования, экспонирования, уничтожения или учета оружия и патронов к нему, а также за нарушение правил производства, продажи, хранения, уничтожения или учета взрывчатых веществ и взрывных устройств, пиротехнических изделий, порядка выдачи свидетельства о прохождении подготовки и проверки знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием или медицинских заключений об отсутствии противопоказаний к владению оружием (если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния). Также вводится административная ответственность за распространение в СМИ, в информационно-телекоммуникационных сетях сведений, содержащих инструкции по самодельному изготовлению взрывчатых веществ и взрывных устройств.