Субботf, 13 сентября 2014 года, Первый Президент Республики Саха, депутат Госдумы РФ Михаил НИКОЛАЕВ провел II-е «Ленские встречи», дискуссионный клуб ученых-политологов четырех стран: Китая, России, Южной Кореи и Японии по вопросам геополитики Востока.
Заседание клуба прошло в гостевой резиденции Правительства республики на живописном Табагинском мысе на берегу реки Лена, недалеко от деревни Старая Табага.
Основателем дискуссионного клуба «Ленские встречи» является Первый Президент Республики Саха Михаил НИКОЛАЕВ, которому пришла идея создания геополитического форума для обсуждения широкого круга животрепещущих геополитических проблем Евразии и Азиатского континента со знаковыми экспертами, формирующими взгляды в отношении России в своих странах. Рабочим языком дискуссионного клуба является русский язык.
Организатором «Ленских встреч» выступает Северо-Восточный федеральный университет. Первое заседание клуба прошло в августе прошлого года в Якутске и тогда осбужались три темы: «Будет ли XXI век ‒ веком Китая?», «Россия и ее место в геополитике Востока» и «США и ЕС: их место в геополитике Востока». В этом году в работе дискуссионного клуба принимают участие её постоянные члены: профессор ЛИ Фэнлинь, Чрезвычайный и Полномочный Посол, директор Института социального развития стран Европы и Азии при исследовательском центре развития Госсовета КНР; профессор СЮЭ Фуци, главный научный сотрудник Института России, Восточной Европы и Центральной Азии Китайской Академии Общественных Наук, руководитель отдела стратегических исследований; профессор КИМ Сок Хван, Президент Корейского института евразийских исследований, приглашенный профессор Ханкукского университета иностранных языков; профессор Канг Док СУ, Ханкукский университет иностранных языков, Президент Саха-корейской Ассоциации, Президент корейской Ассоциации славистов, член неправительственной организации Pacific Asia Society (PAS) – Тихоокеанское Азиатское Общество; профессор Кэн ИСИГООКА из Университета Рейтак (Токио, Япония), член редакционного комитета «Серия Евразийских Книг», автор книг: «Владимир Путин», «Геополитика в Евразии». «Распад Советского Союза», член консультационного комитета по странам СНГ Министерства иностранных дел Японии; профессор Виталий ТРЕТЬЯКОВ, российский политолог, ведущий программы “Что делать?” на телеканале “Культура”, декан Высшей школы (факультета) телевидения Московского государственного университета им.М.В.Ломоносова; профессор Владимир СУПРУН, директор Фонда социо-прогностических исследований "Тренды", доктор философских наук, ведущий научный сотрудник Объединенного института философии и права СО РАН (г.Новосибирск).
В работе первого утреннего заседания клуба приняли участие временно исполняющий обязанности Главы Республики Саха Егор БОРИСОВ и ректор Северо-Восточного федерального университета профессор Евгения МИХАЙЛОВА.
Темой дикуссии стали следующие вопросы: «Международное сотрудничество в Арктике и перспективы развития Северного морского пути» и «Перспективы развития Шанхайской организации сотрудничества и БРИКС».
В своем вводном слове Михаил НИКОЛАЕВ провел краткий обзорный анализ развития Арктики, и отметил важные тренды развития и приоритеты арктической политики России, связанные с защитой окружающей среды и улучшения качества жизни жителей Арктики. По его мнению Арктика должна развиваться на основе рационального международного сотрудничества с учетом интересов коренных жителей. При этом вопросы экологии и защиты биоразнообразия должны быть во главе угла при разработке арктических проектов.
Профессор ЛИ Фэнлинь отметил огромный вклад Михаила НИКОЛАЕВА в развитие проекта строительства нефте-газопровода Россия-Китай «Сила Сибири». «Эта была наша с Михаилом Ефимовичем мечта, ради которой мы так трудились последние 15 лет, и она осуществилась. Сейчас, благодаря этому проекту Россия и Китай открыли для себя новую страницу сотрудничества. Будущее светлее, но путь к ней извилист, так говорят у нас в Китае, или как говорят в Росии «лед тронулся». Богатства земли – это потенциальные богатства, которые нужно извлечь, обработать и реализовать на рынка. У вас сейчас удивительная возможность создать полностью интегрированную транспортную систему через железную дорогу, далее по реке Лена до порта Тикси и к Северному морскому пути», сказал посол ЛИ.
Глава республики Егор БОРИСОВ заметил, что треть Северного морского пути пролегает по акватории республики и есть потенциал для развития транспортной системы с использованием мощностей речного порта Якутска, способного пропустить свыше 5 миллионов тонн грузов в год. «При исследовании только 10% территории Якутии, были обнаружены запасы полезных ископаемых на 3,5 триллионов долларов США, поэтому потенциал республики огромен», сообщил Глава республики.
По предложению Михаила НИКОЛАЕВА, и профессоров ТРЕТЬЯКОВА и КИМ ректор МИХАЙЛОВА рассмотрит возможность создания центра арктических исследований с приглашением для участия в работе специалистов центра Международного Арктического университета, Архангельского Университета, Московского государственного университета и Ханкукского университета.
Встреча прошла на высокой ноте. Участники клуба приняли решение провести следующее заседание в мае-июне следующего года.
Материалы работы дискуссионного клуба будут опубликованы в виде сборника статей до конца текущего года.
Василий ПАВЛОВ
Ниже приводим транскрипты выступлений Первого Президента Республики Саха Михиала НИКОЛАЕВА на дискуссионном клубе «Ленские встречи».
Геополитика Арктики
Когда мы вели дискуссию в прошлом году о геополитике Востока многие сомневались в целесообразности рассматрения мировых событий через призму геополитических игр. Многие думали, что геополитика - это анахронизм, присущий милитаризму и национальному эгоизму времен появления на мировой сцене новых национальных государств как бисмарковская объединенная Германия 19 века. Но события лета этого года показали, что «реальная политика или реал-политик» Людвига фон Рохау существует и ныне и даже процветает.
Геополитика стала затрагивать все части мира. Не остались вне поля действия геополитических интересов и последние границы цивилизации. Раньше тихие уголки мира Арктика и Антарктика были прибежищем ученых, аборигенных народов и редких видов фауны и флоры, а сейчас становятся горячими областями, где начинают бушевать политические страсти и ресурсная лихорадка за новыми богатствами недр, где открывается поле для соревнования и соперничества между ведущими супердержавами, бывшими и действующими, где появление новых игроков создает новые реалии геополитического миро-разделения.
Арктика – это огромный, большей частью покрытый льдом океан, окаймленный вечной мерзлотой северных окраин Европейского континента, России и Северной Америки. Веками и тысячелетиями здесь царствовала зима. Это регион невероятной природной красоты и хрупкой экосистемы. Здесь все, люди, животные и растения выживают в экстремальных климатических условиях. Тысячелетиями жители крайнего севера выживали адаптируясь, сообразуя свои нужды с природными условиями. Более 4 миллионов людей, называющие Арктику своим домом, создали уникальную циркумполярную цивилизацию, основанную на бережном отношении к природе и устойчивом развитии. В связи с тем, что Арктика является последней кладовой мира, где имеются 20% запасов мировых недровых ресурсов, есть большое желание использовать эти ресурсы здесь и сейчас. В случае интенсивного освоения ресурсной базы Арктики в первую очередь огромному стрессу подвергнется циркумполярная цивилизация.
В этой связи, все вопросы связанные с Арктикой я разделил бы на 4 категории:
1. Экологическую
2. Экономическую
3. Безопасности
4. Управления
Когда мы говорим об Арктике в первую очередь нужно помнить о хрупкости северной природы. Природа Арктики невероятно ранима. Стоит вездеходу проехаться по тундре, след от гусениц останется живой раной на многие десятилетия. Также ярким примером хрупкости природы Арктики является последствия катастрофы нефтяного танкера Эксон Валдез на Аляске. Когда в море вылилось 40 миллионов литров сырой нефти, на обозримой площади погибла почти вся живность, популяции так и не восстановились. Прекратили существование многие аборигенные общины.
Происходящие сейчас в Арктике изменения непосредственно связаны с глобальными экологическими процессами. Глобальное потепление климата из-за чрезмерного выброса углекислого газа вызвало больше изменений в Арктике, чем где-либо на земле. В 1980 году летний покров льда Северного Ледовитого океана достигал 8 млн кв. километров (около половины территории России), а в прошлом году площадь льдов была чуть больше 4 млн.кв.км. Таким образом площадь летнего ледяного покрова за последние 30 лет сократилась в 2 раза. Еще одним примером является Гренландия, которая за последние 10 лет потеряла 3000 гигатонн льда или 2700 куб км льда. При этом наблюдается ускорение процесса таяния льдов. Все это, безусловно, отражается на всей экосистеме. Изменениям подвергается и вечная мерзлота на суше и на дне ледовитого океана. Увеличивается уровень выброса метана вследствие таяния вечной мерзлоты, что тоже усиливает парниковый эффект. Эти процессы обрели собственную инерцию и ускоряются, фундаментально меняя весь облик и уклад жизни в Арктике.
Тем не менее, климатические изменения не только меняют экологическую ситуацию, но и открывают новые экономические возможности. Открытие значительных территорий от ледяного покрова делает эксплуатацию региона более экономически целесообразной. Возникают новые возможности навигации, бурения и добычи нефти и газа, редкоземельных минералов и прочих богатств недр, раскрываются новые горизонты финансирования многих арктических проектов добычи полезных ископаемых. Проекции экспертов указывают, что свободный от льда так называемый Северный морской путь, пролегающий в основном по территории Российской Арктики, появится к 2030 году. В 2012 году судно из Китая с грузом из контейнеров добралось из Дальяна до Роттердама на 9 дней быстрее, чем по Суэцкому каналу, сократив путь на 2400 морских миль, сэкономив большое количество топлива и нагрузив на борт на 25% больше грузов. При этом следует учитывать, что годовой оборот контейнеров из Азии в Европу составляет 14 млн. единиц, а из Европы в Азию 6,5 млн. Также перспективным становится перевозка сжиженного природного газа, годовая потребность которого в Азии составляет 168 млн. метрических тонн. Потребности на сжиженный газ будут только расти. И по подсчетам экспертов достигнут свыше 300 млн. метрических тонн к 2030 году, что связано с увеличением потребления в Китае и Японии. Компания Газпром уже провела пробный рейс в 2012 году, доставив сжиженый природный газ норвежской компании Статойл из Баренцового моря до Японии через СМП.
Экономические возможности идут рука об руку с вопросами безопасности. Основным драйвером энергетической безопасности Юго-Восточной Азии являются так называемые «бутылочные горла» - Суэцкий канал и Маллакский пролив, где сохраняется и усиливается общий уровень опасности в связи с усилением террористической деятельности радикальных организаций. На Северном морском пути вопросы безопасности связаны с организацией системы поиска и спасения. В настоящее время имеются только три базовых пункта – Диксон на западе, Тикси в середине и Певек на востоке Северного морского пути, которые действуют с июля по октябрь. К 2015 году планируется открыть еще 10 пунктов поиска и спасения. Также требуется наличие крупных атомных ледоходов, каковых в России имеется 6, что делает её почти монополистом. Но и этого количества чрезмерно мало. Также требуются международные нормативы так называемого Полярного кодекса мореплавания, который создает Международная организация мореплавания. Его принятие запланировано к 2016 году. Сейчас траффик через СМП небольшой. В 2013 году 71 судно находилось в районе СМП, из них только 10 прошли весь путь, 9 из которых были российскими судами. Примечательным было прохождение одного судна по всему СМП и затем возвращение в Европу по Северо-западному проходу через весь Канадский арктический архипелаг. Судну удалось срезать 2400 морских миль и сэкономить 14 дней. Используя так называемый «Арктический Мост» из Черчилля на побережье Гудзоновского залива Канады до Мурманска, затем по СМП и далее по «Северо-Западному Проходу» можно создать новый, очень экономный транспортный круг при решении основных вопросов, связанных с безопасностью.
Все эти возможности могут быть реализованы только при хорошем управлении процессом. Управление в Арктике является исключительно хорошим примером международного сотрудничества. Подписание Рованиемской декларации о Стратегии охраны окружающей среды Арктики в 1991 году стало основой для создания в 1996 году 8 арктическими странами – Россией, США, Канадой, Финляндией, Швецией, Исландией, Норвегией и Данией «Арктического Совета» – уникального политического форума, где в качестве постоянных членов привлечены организации аборигенных народов Арктики: Арктический совет племен Атабасков, Международная ассоциация Алеутов, Международный совет племен Гвуичин, Циркумполярный совет Инуитов, Совет Саами, и Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. В качестве постоянных наблюдателей привлечены международные неправительственные организации и неарктические страны: Китай, Япония, Южная Корея, Сингапур, Индия, Франция, Испания, Германия, Польша, Голландия, Италия и в качстве непостоянных наблюдателей Евросоюз и Турция.
Основной функцией Арктического совета является производство знаний и он успешно с этим справляется. Постепенно совет превращается в орган, инициирующий политические решения и в этом есть огромная положительная сторона, так как совет работает на основе всеобщего консенсуса и доброй воли, вовлекая сильные экспертные организации, представителей коренных народов Севера и Арктики, учитывая интересы широкого круга игроков.
В этой связи интересно узнать состояние и арктические амбиции основных игроков в Юго-Восточной Азии, коими являются Китай, Южная Корея и Япония, основные выгодоприобретатели в результате успешного освоения Арктики и СМП.
Япония была первой азиатской страной, активно участвовавшей в исследованиях Арктики. Это и программы ЖАНСРОП – Японская программа Северного морского пути и ИНСРОП – Международная программа северного морского пути, инициированная Фондом исследований океанской политики Японии. Будучи первой азиатской страной, участвовавшей в Арктических исследованиях и накопившей огромный исследовательский материал, Япония традиционно придерживается весьма осторожного подхода, при этом постоянно подчеркивая, что Арктика является общим наследием Человечества.
Пожалуй, для Китая стратегически важным является обеспечение своей энергетической безопасности. Будучи крупнейшей экономикой мира, Китай является активнейшим игроком в арктической политике, чьи интересы включают почти все сферы деятельности Арктического совета. Также Китай ищет возможности двусторонних и субнациональных отношений по Арктике, ожидая более активного участия ООН и других международных организаций.
Южная Корея являясь страной, всецело зависимой от международной торговли, имеет самый прямой интерес в развитии Арктического региона. Здесь увязаны и проблемы транспортировки грузов, сжиженного газа, строительства супертанкеров, предназначенных для СМП, арктической инфраструктуры, освоения недр, техническое и иное участие в эксплуатации нефтяных и газовых месторождений. При этом Южная Корея имеет долгосрочные торговые, экономические связи с участниками Арктического совета, особенно с Норвегией.
Сложные вопросы, связанные с развитием Арктики как нового региона международной экономической активности, в связи с возросшим противостоянием Запад-Восток, начинают увязываться с милитаризацией региона. Претендуя на половину Арктики Россия укрепляет свои суверенные права в регионе, усиливает свое постоянное военное присутствие, открывая новые военные базы в наиболее дальних арктических форпостах и логистической инфраструктуры. Кроме того, Россия начала вести активное патрулирование акватории Северного Ледовитого океана против подводных лодок. Свое наземное присутствие также усиливает Канада, которое претендует и на территории самого северного полюса. Самая крупная военная сила региона США пока не форсирует события, утверждая, что нет необходимости физического присутствия в Арктике, и полагает, что военные силы на Аляске и военная база в Исландии достаточны для поддержания стабильности в регионе.
Как бы то ни было, милитаризация и разные геополитические маневры меняют политическую картину Арктики. Сумеет ли сохранить Арктика идеалы сотрудничества и кооперации, сумеет ли показать миру с его застаревшими конфликтами новый путь мирного освоения последнего неосвоенного региона мира в северной полушарии, основанного на добрых традициях последних 30 лет, будет всецело зависеть от игроков политического процесса, в том числе стран Юго-Восточной Азии. Условия жизни, демографическая ситуация обуславливают слабый рост населения, что потребует интенсивного использования человеческих ресурсов в освоении Арктики. Многие страны Арктического совета сумели решить эту проблемы, повышая индекс человеческого потенциала через развитие образования и систему переквалификации. Для России опыт Скандинавских стран является положительным примером. Для дальнейшего роста приоритетным является инвестиции в человеческий потенциал. Также важным моментом является усиление экологического компонента Арктической политики РФ. Необходимо поднять защиту окружающей среды на еще более качественно высокий уровень в связи с усиливающимся освоением региона. В нашей республике впервые в истории России была создана система особо охраняемых территорий и этот ценный опыт необходимо продолжить, наполнив новым содержанием. Главное в освоении Арктики, я считаю, является достижение высокого качества жизни для жителей региона при сохранении природы Арктики на основе разумного, целесообразного освоения, опираясь на всемерную международную кооперацию и обмен опытом и ноухау. Считаю важным сохранить вектор развития Арктики на основе широкой международной кооперации.
И последнее: нам, жителям этой труднодоступной, экологически не защищенной, но по своему красивой и суровой земли хорошо видны её проблемы. Нам хотелось бы узнать со стороны как наши азиатские соседи видят эти трудности, эти проблемы и как можно объединить наш усилия в мирном и устойчивом развитии Арктики.
Спасибо за внимание!
Геополитическая дуальность нового мирового порядка
Новая геополитическая реальность возникла с созданием предвестников так называемого мульти полярного мира, Шанхайской организации сотрудничества в 1996 году и БРИКС в 2006.
Первая возникла на развалинах Советского Союза и процесса восстановления отношений с Китаем, которые были очень тесными в 1950-1960 годы во времена существования Советского блока, где Китай играл роль основного союзника в борьбе за сферы влияния против государств с другой идеологией. В состав ШОС входят Китай, Россия, Казахстан, Таджикистан, Киргизия и Узбекистан. Эти страны занимают 60% территории Евразии с населением свыше 1.5 млрд человек с ВВП 11 триллионов долларов США.
Вторая организация, получившая название с легкой руки финансового аналитика Джима О’Нила, первым заметившего общие экономико-социальные черты стран участниц, Бразилии, России, Индии, Китая и Южной Африки, которые объединяют 40% населения мира.
Начав скромно эти организации, обрели солидный портфолио совместных проектов, затрагивающих самые разнообразные сферы сотрудничества, включая экономику, культуру, науку и образование. При этом ШОС показывает наиболее сильную активность в сфере военного сотрудничества, вытесняя из важного Среднеазиатского региона США и её союзников, о чем свидетельствует закрытие под давлением организации американских военных баз, имеющих стратегическое значение для выполнения внешнеполитической доктрины НАТО. Тем временем БРИКС стал фокальной точкой финансовых проектов, путем создания финансового пула, инвестиционных и стабилизационных инструментов, возможной целью которых является создание альтернативы к американской финансовой системе.
Как бы там ни было, деятельность этих организаций значительно пересекается с деятельностью ООН, НАТО и других субнациональных институтов, являющихся основными опорами послевоенного мироустройства.
В политике важную роль играют образы. Создание ШОС например перекликается с примерами возникновения евразийской империи Чингисхана и «Великой Игрой» в геополитику Британской и Российских империй в 19 веке за господство в Центральной Азии. Поэтому значение ШОС и БРИКС не эфемерно, их воздействие на мировые процессы формирует ландшафт нового мироустройства. По словам министра иностранных дел России Сергея ЛАВРОВА: «ШОС работает над установлением рационального и справедливого миропорядка».
США в силу сильных изоляционистских традиций и фокуса на развитие внутреннего рынка как всегда оказались в роли догоняющих. Стремительные геополитические увертюры ведущих стран второго мира, ведомые все время усиливающимся стратегическим партнерством Китай-Россия, создали условия выталкивания США и её ближайших союзников из богатых ресурсами и потенциально нестабильных регионов Средней и Юго-Восточной Азии.
И как всегда США находит в конце концов «правильное решение» как ответ появившимся геополитическим альянсам, несущим явную и неявную угрозу интересам США и её союзников, по крайней мере, имеющим вектор соперничества со странами первого мира. В Юго-Восточной Азии этим решением стало её участие в альянсе «Транс-Тихоокеанское партнерство», где главную скрипку будет играть дуэт США и Японии. В Евразийском пространстве - партнерство между Евросоюзом и США. В обоих случаях предусматривается усиление экономической взаимозависимости, унификация стандартов и совместной стратегии контрбаланса возрастающему влиянию БРИКС и ШОС.
Мир проходит фазу стремительной диверсификации. Отброшен статус-кво послевоенного мира как следствие невероятно возросших потенциалов и амбиций «новых» старых игроков, ранее находившихся в идеологически обусловленной экономической спячке – России и Китая. В мире нет ничего вечного. Рушится Бреттон-Вудский мир, принесший миру неведомый ранее уровень процветания, стабильности и свободного кредита. Свой «новый храбрый мир» строят новые герои мировой экономики страны БРИКС. К 2030 или самое позднее на рубеже 2050 годов они достигнут экономического паритета со странами G7 («Большой семёрки»).
Экономика относится к гуманитарной науке, так как её законы основаны на отношениях между людьми, но эти отношения имеют количественный характер. В послевоенном мире более 50% экономики относилась к странам G7 («Большой семёрки»). Распад Советского Союза и её военной империи открыл новые возможности экономического роста и появились новые игроки. Радужные мечты либеральных лидеров Европы и наивных ковбоев сделать Россию членом их клуба развалились самым впечатляющим образом, что ярко продемонстрировали события этого года. Олицетворением этого феномена стало образование G20 («Большой двадцатки»). Дальнейшее развитие идей многополярности мира привело к размежеванию между странами «Первого» и «Второго» мира», где четко определились свои экономические лидеры, драйверы их роста – США и Китай. Мир, возможно, становится или уже стал миром Джи-Два G2 («Большой пары»).
Россия сделала выбор: она показала, что подвержена к гравитационной тяге Востока. В сущности это свидетельствует о том, что Россия также является восточной страной. Её видение мира, моральные и гражданские ценности не совпадают с таковыми на Западе.
Данная ситуация имеет четкое логическое геополитическое обоснование. Богатство недр и неразвитость гражданского общества делает её основным игроком не в мире установившихся и окостеневших правил и легальных ограничений, не позволяющим её политической элите упражняться в полной мере в применении потенциала властных функций. Но делает её одной из ведущих сил в стане новых геополитических сил, находящихся примерно в такой же стадии развития общества.
Согласно древним китайским философским воззрениям мир – это результат гармонии двух противоположных сил «Инь и Янь». В геополитике этими силами я бы назвал «Восток» и «Запад».
Напомню вам стихи поэта времен английского колониального империализма Киплинга:
Запад есть Запад, Восток есть Восток, не встретиться им никогда,
Пока будут Небо с Землей таковы, какими их Бог создал.
Но Запада нет и Востока нет, нет наций, родов и преград,
Когда двое сильных и смелых друг другу в глаза глядят!
Герои этого стихотворения станут друзьями, я полагаю, что нет преград сотрудничеству между западом и востоком при взаимном уважении ценностей друг друга.