Новости библиотеки

140 лет открытию первой школы в Хангаласской улусе

Первый Президент Республики Саха, депутат Госдумы РФ Михаил НИКОЛАЕВ дал старт серии мероприятий, приуроченных к 140-летнему юбилею открытия Алексеевского инородческого народного училища для всех сословий в селе Октемцы Западно-Хангаласской управы Якутского уезда Якутской области. Школа с одним классом, построенная на средства состоятельного инородца Ивана ПАВЛОВА, была названа Алексеевской в честь посещения Якутии в 1872 году четвёртым сыном императора Александра II - великим князем Алексеем Александровичем, по пути его следования из Владивостока в Санкт-Петербург после успешной охотничьей экспедиции вместе со знаменитым американским охотником Буффало Биллом на бизонов в Северной Америке.

Импозантное деревянное здание большой школы с тремя печками и высокими окнами, 1914 года постройки, до сих пор украшает виды села Чапаева – муниципального образования Октемцы. Старинная школа, одна из немногих сохранившихся с того времени в Якутии, находится рядом с вновь открытой Новотроицкой церковью.

Рассказывают, что эту школу удалось сохранить благодаря усилиям Михаила НИКОЛАЕВА, который в начале 1980-х будучи министром сельского хозяйства остановил строительство на месте школы и церкви крупного животноводческого комплекса.

Как бы то ни было древнее деревянное здание школы сохранилось, а неподалеку возвышается махина Октемского лицея с новым корпусом общежития для лицеистов, библиотечного центра и уютной спортивной площадки, также построенными при содействии Первого Президента Республики.

Как главный попечитель своей родной школы Михаил НИКОЛАЕВ много сделал для её улучшения и развития.

Здесь его ждали как самого почетного и уважаемого гостя, даже скорее как близкого и горячо любимого отца.

Праздничное ожидание оправдалось сверх меры. Действительно украшением праздника стал приезд Михаила НИКОЛАЕВА и его блестящее выступление, раскрывающее горизонты нового и подчеркивающее вектор и стратегию развития лицея в ближайшей и дальней перспективе. Как всегда речь Первого Президента Республики была содержательна, четко и логично построена и несла в себе большую смысловую нагрузку – она была всецело обращена к будущему. Величайшей задачей школьного образования Михаил НИКОЛАЕВ определил воспитание человека современного мира, уверенного и умного, умеющего учиться и узнавать новое, способного целенаправленно заниматься своим самообразованием, в котором заложены уважение и восхищение общечеловеческими ценностями и добродетелями, обладающего фундаментальными навыками и умением креативного мышления и созидания, благодаря своим умственным способностям, которые удалось систематически и планомерно взрастить и раскрыть, используя силу музыки, изобразительного искусства, общения и изучения иностранных языков, искусства шахматной игры и спорта.

Жизнь школы Михаил НИКОЛАЕВ уподобил эпическому священному дереву Аал Луук Мас – древу мироздания, которое должно как и все деревья вечно расти, чтобы жить и развиваться, вбирая в себя все лучшее и мудрое.

Выступление Первого Президента Республики Саха несколько раз прерывалось бурными аплодисментами, его каждое слово было прочувствовано благодарной аудиторией.

После выступления собравшиеся долго и оживленно обсуждали речь, восхищаясь глубине анализа и охвату животрепещущей проблемы образования. Директор Октемского лицея Альберт РЕЕВ от имени коллектива, в атмосфере всеобщего воодушевления, вручил Михаилу НИКОЛАЕВУ сертификат о признании основателем Октемского лицея.

Сама церемония празднования прошла в лучших местных традициях, сложившихся у нас в последние годы. Нарядные линии школьников в парадной одежде – добротных серых костюмах – блейзерах с эмблемой лицея, радостно встречали гостей. Затем стосильный школьный хор стройно спел песню об октемской школе. На сцены в почетный президиум приглашались по очереди выпускники разных лет, отличники и медалисты, бывшие руководители школы. Всем было что вспомнить и рассказать. Ровесники Первого Президента вспомнили каким дисциплинированным и требовательным к себе был Михаил НИКОЛАЕВ, который был настоящим школьным лидером.

Многие добрым словом вспомнили учителя начальных классов Ивана ЛИХАНОВА, воспитавшего и давшего путевку в жизнь многим поколениям октемцев. Вспоминали долгие, полных чудесных событий походов и его игру на мандолине, песни которые они пели вместе с ним во время школьных перемен. В память о прекрасном учителе выпускники школы учредили гранты для лучших учеников начальных классов, памятуя слова старого педагога каким будет ученик в начальной школе таким он станет в старших классах.

Выступления и поздравления перемежались музыкально-танцевальными номерами, поставленными силами самих учеников. Также были приглашены юные дарования из Высшей школы музыки, еще одного любимого детища Михаила НИКОЛАЕВА. Запомнилась виртуозная игра 12 летнего виоленчелиста Айыллана САВВИНОВА и искрящаяся легкость трио девочек скрипачей, исполнивших чарующую музыку Вивальди. Праздник завершился сольным выступлением известной в республике оперной дивы Людмилы КУЗЬМИНОЙ, обладательницы чудесного меццо-сопрано, спевшей божественно и великолепно «Аве Мария» Баха-Гуно.

Из официальных лиц на празднике образования присутствовали заместитель министра образования Василий ПЕТРОВ, руководители муниципальных образований и образовательных учреждений Хангаласского улуса и республики.

 

Василий ПАВЛОВ

Транскрипция выступление Первого Президента Республики Саха Михаила НИКОЛАЕВА на церемонии открытия юбилейных мероприятий, посвященных празднованию 140 лет со времени открытия первой школы Хангаласского улуса.

Уважаемые родители, учителя, выпускники и учащиеся!

Мы сегодня задумались над тем, что есть неразгаданная тайна человека, созданная природой, это его стремление тянуться к чему-то, что имеет огромное для него эмоциональное значение. Для меня такая нить связи соединяет эту школу. Мы сегодня много говорим об октемской школе. Но в историческом плане мы многое упускаем из виду.

Во-первых, октемская школа располагалась в двух зданиях. Одна называлась «большой», другая «малой школой». К сожалению, маленькую школу мы не сумели сохранить. Но, я могу открыто сказать, что и эту школу мы тоже могли бы не сохранить. Вы, наверное, помните, что в 1980-е годы эта площадка была отведена для строительства животноводческого комплекса на 800 голов. И когда я стал министром сельского хозяйства, я взял на себя смелость отказаться от строительства и убедить областной комитет партии в том, что строительство на этом месте не целесообразно, аргументируя это тем, что здесь нет кормовой базы для такого большого комплекса. Во-вторых, Октемцы испокон веков были центром православия, а это уже память народа. Здесь учились и получили образование выдающиеся люди нашей якутской нации, которые имеют громадную заслугу перед республикой. Мы не должны забывать о них и должны сохранить о них память.

Когда я остановил строительство, здесь уже были забиты сваи. Потом, когда мы начали строить Физико-математический форум мы убрали все сваи. А подсобные пристройки комплекса мы сейчас используем как тепличное хозяйство. Судьба так распорядилась, что мы, хотя и с большим опозданием, сумели сохранить историческую память. Сегодня мы с большой гордостью, не скрывая искреннюю радость, можем сказать, что эта школа работает без перерыва более 140 лет. Непрерывно. Ни в годы гражданской войны, ни в годы великой отечественной войны, эта школа не закрывала свои двери. Школ с такой судьбой в республике очень мало. Здание большой школы существует с 1914 года. Я сомневаюсь: есть ли в республике здания школ, работающих с 1914 года. Это более ста лет. И нынче мы должны одновременно и отметить эту дату.

Сама школа была основана 1874 году. Я специально посмотрел в энциклопедии, чтобы узнать чем был знаменит этот год в нашей стране и в мире. Было много событий. Но я приведу лишь два примера, два события.

В год открытия нашей школы русский инженер Александр ЛОДЫГИН изобрел первую в мире электрическую лампу накаливания. Представьте себе, мир в большей части еще жил при свечах.

Том же году родился великий англичанин Уинстон Черчиль, один из величайших мировых политических деятелей, который сказал, что «без образования не может быть ни справедливости, ни свободы».

Этих великих людей объединяет одно – они оба родились в сельской местности, и учились в небольших сельских школах. Но то, что они получили свои первые годы обучения помогло стать те, кем они стали последствии.

Уважаемые коллеги!

Сегодня мы должны услышав столько рассказов представителей старших поколений, моих ровесников, людей моего возраста, людей, которые отдали очень много для развития образования, можем сказать, что они выполнили те задачи, которые в то время стояли перед ними, которые ставили перед ними руководство и сама жизнь. Но, сегодня мы живем в XXI веке. Великий сын Азии Джавахарлал НЕРУ однажды сказал, что «если бы человечество жило бы прошлым, то природа расположила глаза человека на затылке. А поскольку человек обязан видеть будущее природа расположила глаза по другому, чтобы он смотрел вперёд и думал о будущем». Давайте и мы тоже поразмышляем. Сегодня мы можем с уверенностью сказать, Важно то, что ты получил в первые годы своей жизни! Важно то, каким было наше дошкольное и начальное образование!

Сегодня, здесь мы услышали много слов о важности дошкольного образования. Раньше говорили, что в детском садике нельзя детей учить писать и читать. Утверждали, что у детей в школе возникнет апатия, им будет неинтересно. Такого отношение, не желания давать нагрузки, сохранялось до 4-5 классов. Но, я думая, что ребенок 7-8 лет, когда он поступает в начальную школ, должен прийти в школу подготовленным, с развитым умом, способным адаптироваться к новым школьным предметам. Думая, что важно то, что тебе научили еще детстве! Научили думать, мыслить, искать и находить новые знания, навыки и умения.

Считаю, что детские годы, дошкольный период еще до сих пор недостаточно изучен с педагогической перспективы. Какие методики обучения нужно использовать, чтобы именно в этом возрасте ускорить развитие умственных способностей ребенка, его мозга.

Со времени открытия первой школы в Октемцах в мире произошел невероятный расцвет науки и техники, были раскрыты многие тайны мироздания, человеческий гений достиг своего триумфа, человеческий потенциал достиг апогея и стал главным фактором развития экономики.

Копившиеся веками знания дали человеку инструменты для созидания, и закрутили вселенский маховик знаний, который поднял человеческие ресурсы на вершину прогресса производительных сил.

Сегодня только богатство человеческих ресурсов, не наличие нефти, не атомная энергетика, не вооружения, не освоение космоса, определяет успех развития экономики, культуры и общества.

Сейчас идет колоссальная борьба за таланты, за возможность воспитать и развить таланты.

Чем сильны сегодня Соединенные Штаты Америки? Сегодня США как громадный насос высасывает со всего света таланты и гениев.

Богатство человеческих ресурсов определяется образованием!

Современное образование должно помочь открыть человеку его потенциал, найти свой путь развития. Образование также помогает нам определить нашу ответственность и наше место в обществе, как гражданина страны и гражданина мира.

Мы не должны ограничиваться тем, что мы граждане России. Сегодня весь мир втянут в глобальные интеграционные процессы. Мы все становимся гражданами мира. Именно с этих установок, с этих требований мы должны воспитывать ребенка. Мы должны готовить своих детей к реальной жизни.

Раньше было достаточно научить читать и писать. Затем с внедрением общеобразовательной системы критерием образованности стал аттестат зрелости. Уверяю вас, что сегодня аттестат зрелости это уже не билет в мир. Аттестат зрелости не дает возможность получить работу. Это только маленький шаг. Но, тем не менее, это определяющий дальнейшую траекторию развития шаг.

До сих пор, для многих родителей – получение аттестата зрелости является достаточным, и некоторые полагают, что этот документ защитит их ребенка в бурно развивающемся современном мире. Но этого абсолютно недостаточно!

Мы вступаем в новую экономическую парадигму развития, где экономика будет в значительной степени основана на знаниях.

Это эпоха когда образование становится критическим фактором выживания!

Когда мы говорим об образовании – мы всегда думаем о будущем.

Образование определяет и будет определять наше будущее. Нет иных опций, нет иных путей, которое бы определяло наше будущее кроме знаний и образовния.

Мы не знаем каким будет будущее. Но одно мы знаем точно, будущее будет еще более интенсивным и напряженным, еще более основанным на знаниях.

Все ускоряющееся технологическая революция, глобализация, демографические изменения, рост надежд и желаний людей изменять наш мир до неузнаваемости.

Что произойдет?

Во-первых: сложное устройство экономики будущего потребует огромное разнообразие умений и специальных знаний, междисциплинарного подхода в решении проблем. То есть экономика будущего потребует разнообразные таланты, развитые до их полного потенциала. Востребованы будут именно таланты. Не середнячки со средним баллом 30-35 по единому государственному экзамену (ЕГЭ). Сегодня в нашей государственном университете проходной балл 70. Наш университет хоть и федеральный, но является провинциальным. И у нас требования к поступающим высокие.

В-вторых: исключительная быстрота изменений вернет нас к фундаментальным основам образования – способности постоянно обновлять свои знания и умения. Это прежде всего относится к нашим преподавателям.

Технологический прогресс вызвал потрясающие изменения. Так например, всемирный проект по расшифровке полного генома человека, его генетической информацию, начался в 1990 году и продолжался 13 лет, за это время на эти исследования было потрачено более 4 миллиардов долларов. Сегодня созданы сверх производительные приборы и существуют компании, которые могут полностью расшифровать геном человека за тысячу долларов в течении суток.

Не менее потрясающими являются изменения в области компьютерных технологий.

В сороковые годы первые полупроводниковые транзисторы стоили по миллион долларов, сейчас они в тысячи раз меньше и стоят одну миллионную часть доллара США.

Чем сложнее будет развитие будущего мира, тем больше будут востребованы разнообразные и уникальные специальности.

Недавно Высшая школа экономики в Москве опубликовала список специальностей, которые отомрут в ближайшее время, и какие появятся новые специальности. Согласно этому списку мы до сих пор готовим специальности, которых просто не будет в будущем. Это мы тоже должны знать.

На мой взгляд существует четыре пути подготовки наших детей к будущим изменениям:

Первое: Нужны будут глубокие практические знания. 10-11 лет общеобразовательной школы необходимы, но не достаточны. Чем сегодня слаба российская школа, и высшее и общее среднее образование? Нет практичности. Мы мало даем практических знаний. Наше образование очень теоретизированное. В университетах, входящих в десятку мировых лидеров по рейтингу, время обучения распределяется следующим образом: 30% лекционные занятия, 30% лабораторные работы и 40% практические занятия. Вот почему, наши выпускники, даже закончившие Бауманку и Московский университет, не могут устроиться – у них нет практики, они мало осведомлены или не знают о современных производствах.

Второе: коммуникационные способности. Умение разговаривать, рассказывать и передавать сложные идеи и концепции письменно, знание международного технического, делового языка – английского, для развития внутренней культуры и сохранения цивилизационной и исторической связи с богатыми традициями всего мира. Знание языков дает человеку возможность познакомится с разнообразной культурой человечества, чем больше вы знаете языков, тем вы будете культурно богаче, тем вы будете свободнее. Чем больше у вас развиты коммуникационные способности, тем больше вы конкурентноспособны.

При открытии лицея я подарил великолепное многотомное издание Энциклопедии Британика на языка оригинала и пожелал, чтобы каждый ученик в течение своих школьных лет прочитал эту энциклопедию, именно на языка, на котором она написана. Я вспоминаю один пример, когда из десяти октемских школьником, поехавших по моей настойчивой просьбе на пять месяцев учиться в знаменитой 25 школе города Пекина, трое были отобраны для дальней учебы. То есть ребята за несколько месяцев смогли научиться говорить и понимать этот очень сложный язык. Это хороший пример, который говорит о том, какие способные наши дети, хоть и родились они очень далеко от Китая, где-то у черта на куличках, где-то у заполярного круга, где ограниченное общение, и у них такие способности. А развивать эти способности и таланты должны учителя. Еще другой пример – Высшая школа музыки. За двадцать лет своего существования учащиеся школы завоевали более 600 призов и премий на всероссийский и мировых музыкальных конкурсах. Как они смогли достичь таких успехов. Конечно, это произошло благодаря Российской академии музыки имени Гнесиных. Руководством этой школы было столько труда. Именно благодаря упорной системной работе Высшая музыкальная школа, которую возглавлял Николай БОСИКОВ, была организована обучение профессионалами высочайшей категории, народными артистами и заслуженными деятелями культуры России. Это были постоянные командировки, мастер-классы, и летом и зимой. В результате мы получили феноменальный результат. Это показывает какие талантливые наши дети. Их могло быть еще больше, но мы их упускаем, не замечаем и не развиваем. Вот о чем мы должны задуматься. Сегодня ситуация совсем другая и школа совсем другая. Когда раньше можно было просто научить читать и писать, то сегодня этого недостаточно. Сегодя требования совсем другие. И это должен понимать прежде всего учитель, и родитель тоже должен понимать. Сегодня совершенно другой век.

В-третьих: индивидуальный путь развития. Только уникальный путь получения знаний и умений будет давать человеку преимущество в экономике будущего. Министерство образования республики сейчас принимает решение открыть на базе Физико-математического форума открыть «лабораторию одарённые дети». Мы будем искать и находить одаренных детей. И самое главное, мы должны их потерять.

В-четвертых: создание фундаментальных ценностей и умений, такие как музыкальные, изобразительные способности, умение заниматься спортом, умение изучать языка и пользоваться развивающими возможностями шахматной игры.

Сегодня каждые 2 дня в мире создается столько информации сколько было создана с начала времен до 2003 года. Информационная цивилизация, глобализация, вал технологической революции будет менять ландшафт наших знаний и умений в совершенно невероятных направлениях. Двадцать лет назад мир не знал, что будут сотовые телефоны, мы жили в те времена когда печатные машинки были вершиной технологического прогресса в конторах и офисах. Сколько бы мы не старались предугадать будущее, и тем более сказать какие профессии будут востребованы – мы никогда не сможем угадаем. Мир настолько быстро меняется и при том меняет нас. Сейчас самая важная проблема как бы не отстать от прогресса.

ПОЭТОМУ критическим является возможность дать ребенку базовые, фундаментальные знания и навыки, которые составляют основу мыслительного процесса – это музыкальное и шахматное образование, знание языков, умение рисовать и заниматься спортом.

Это позволить нашим детям вооружиться самыми необходимыми умениями на всю жизни – уметь адаптироваться и уметь учиться новому. Это веление времени. Шахматы, музыка и рисование – это мощнейшие педагогические технологии развития мыслительных способностей ребенка.

На данный момент мы разрабатываем новую программу «Рисуем все», что бы развить художественные способности ребенка. Это доступная программа. Здесь находится директор художественной школы из Покровска ХАРИТОНОВ, которые курирует этот проект при мощной поддержке министерства образования. Дети видят мир по своему. Вы увидите это сами, когда изучите рисунки ваших детей. С возрастом видение мира меняется и это отразится на рисунках детей. Вы увидите все эти изменения, наблюдая за изменением рисунков детей.

Что касается языка. То мы должны быть трехъязычными. Это абсолютно никакого труда не составляет. Я глубоко убежден, что россияне будут говорить на двух языках, будут двуязычными.

Эти фундаментальные навыки создадут социально-эмоциональные компетенции, которые будут нужны человеку XXI века.

Эти компетенции помогут нашим детям быть успешными и активными членами общества, трудового коллектива.

В этом все более взаимосвязанном новом информационном мире нашим детям будут нужны информационно-коммуникационные навыки, критическое и креативное мышление, общечеловеческая образованность и осознание ценностей гражданского общества, понимание ценностей глобального мира, и умение межкультурного, межцивилизационного общения.

В РЕЗУЛЬТАТЕ МЫ ДОЛЖНЫ ВОСПИТАТЬ УВЕРЕННОГО В СЕБЯ ЧЕЛОВЕКА, ОТВЕТСТВЕННОГО ГРАЖДАНИНА И САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ ЛИЧНОСТЬ ЗАНИМАЮЩУЮСЯ САМООБРАЗОВАНИЕМ.

Ребенок должен быть уверенным в себе.

В детстве я боялся смотреть в лицо старшим.

Для того, чтобы добиться этого мы должны поставить перед собой четкие цели и задачи и решать их планово и систематически.

Октемский лицей всегда был на передовой линии образовательного прогресса особенно последние 15 лет.

Несколько лет назад лицей разработал концепцию развития в первой четверти 21 века – своеобразную дорожную карту развития школы. Коллектив лицея работал над концепцией целый год, и потом я отдал эту концепцию в министерство образования России на экспертизу. Концепция получила положительную оценку.

Нужно быть достаточно гибкими и в то же время обязательными, показать настоящий результат работы, достойным славной 140-летней истории развития образования в Хангаласском улусе, в колыбели якутской цивилизации.

Для этого должна быть достигнута верность исполнения, которая возможна только при полном подчинении целям развития всей деятельности образовательного учреждения. Все части образовательного процесса должны поддержать эту основную цель. Это прежде всего касается мягкой инфраструктуры – учителей, их умений и знаний, самих школьников, их лидеров, всей сети бывших учеников и общественности.

Учителя – это основа всей системы образования. Никакая система образования не может быть лучше чем её учителя.

Учителями должны быть лучшие из лучших, которые сами стремятся к новым знаниям и изучают и используют новые методики обучения. Только постоянное самообразование, постоянная дисциплина и неистовое желание увидеть своих учеников успешными людьми может быть залогом успеха.

Учительство – это священное ремесло, и оно требует постоянного обновления и совершенствования.

Следующий важный элемент системы – это школьные лидеры. Мы постоянно должны находить школьных лидеров среди учащихся. Мы должны развивать их лидерские качества. Ибо чем раньше распознаешь лидера, тем богаче будет его опыт и умение вести за собой остальных.

И самыми важным элементом этой системы, играющим критическую роль являются родители. Только родители могут передать свой жизненный опыт и умения детям, стать хранителями их духовного равновесия и проводниками их личностного развития. В связи с этим необходимо активно включать в жизнь школы родителей. Нужно сделать родителей союзниками и партнерами в трудном процессе воспитания личности, открыто обсуждая и дискуссируя цели и стратегии образовательного процесса.

 

Путь образование – это благородный путь, полный сложностей развития и радостей познания нового. Мы не только формируем будущее нашим детям, но и создаем будущее нашей республики.

Хоть и будущее неведомо, мы должны стремиться дать нашим детям такие фундаментальные умения и навыки, которые понадобятся им в течение всей их жизни. Образование, которые мы даем нашим детям, должно дать им возможность стать полноправными членами современной экономики.

 

Поделиться в соцсетях: