Сегодня во всем мире понимают необходимость работы с одаренными детьми. В последние годы страны Юго-Восточной Азии, умело организовав системную работу в этом направлении, занимают ведущие места на международных олимпиадах по математике, физике, химии, интеллектуальному тестированию, тогда как команда России лишь с пятого по десятое.
Но все-таки это говорит о том, что и в нашей стране ведется неплохая работа с одаренными детьми, просто, видимо, России еще не хватает системности.
Взгляд на Запад
Англия, имеющая общую территорию чуть больше нашего Булунского улуса и в 1,3 раза меньше, чем Оленекский, в течение многих столетий владела почти половиной мира и сосредоточила у себя большую часть его банковской системы. Логично задать вопрос: как она умудрилась добиться такого глобального перевеса? Ответ прост. Она раньше других поняла, что этого можно достичь только образованием.
1 000 лет назад король Альфред Великий говорил, что государство может быть сильным, если оно опирается на знания. Он заботился об умственном образовании своего народа. Король повелел, чтобы «каждый молодой человек не смел расставаться с книгой». Он основал школы для детей знати и простолюдинов и следил за преподаванием, распорядился, чтобы государственные чиновники не смели занимать свои места, если не имеют образования.
И последующие короли также ставили образование первоочередной задачей. Благодаря такому подходу в 1096 году был основан Оксфордский университет вдали от больших городов в сельской местности. Из стен этого вуза вышли 26 премьер-министров Великобритании, 30 глав других государств, 12 христианских святых. А Кембриджский был основан в 1209 году. Здесь учились Ньютон, Дарвин, Френсис Бэкон, Резерфорд, Неру, Байрон, Бертран Рассел и другие знаменитости. Из его стен вышли 15 премьер-министров Великобритании, 28 глав других государств. С 1901 года вручаются Нобелевские премии, но их лауреатами из России стали всего 26 человек, а из выпускников Оксфордского и Кембриджского университетов аж 148! Объединенный внебюджетный фонд этих двух университетов на сегодня составляет 14 миллиардов долларов, что в переводе на наши деньги около 500 миллиардов рублей. Впечатляющее финансирование всего лишь двух учебных заведений, если иметь в виду, например, годовой бюджет нашей республики за 2014 год в размере 150 миллиардов рублей. Эти фантастические материальные возможности и блистательный ряд выпускников двух указанных университетов стали возможны благодаря работе с одаренными от природы интеллектуалами. Как раньше, так и сейчас модернизацию общества и экономики способны продвигать лишь наиболее восприимчивые творческие личности.
Нужен критический анализ
Еще в 90‑е годы наш первый президент Михаил Николаев, несмотря на необычайные трудности перехода к рыночным отношениям, массу неразрешенных проблем в экономической жизни, производстве, нашел смелость зрить в корень и во главу угла своей политики поставил вопросы образования, высшей школы и науки. Благодаря полученной поддержке за десять с лишним лет почти удвоилось количество студентов Якутского госуниверситета. Михаил Ефимович нашел возможность масштабно расширить материально-техническое сопровождение университета, открыть филиалы в Мирном, Нерюнгри, пустить в самостоятельное плавание сельхозинститут, преобразовав его в Академию с неплохими филиалами в Олекминске и Октемцах. В 1992 году был открыт Центр по подготовке кадров за пределами республики, в странах СНГ и дальнего зарубежья, затем преобразованный в Департамент по прогнозированию, подготовке и расстановке кадров при президенте, который уже к 2001 году имел договорные отношения с 350 вузами России, стран СНГ и дальнего зарубежья. Впервые в истории России в сельской местности открылся Чурапчинский институт физкультуры. Безусловно, основной базой всех этих достижений являлась успешная работа общеобразовательных школ. В целях поддержки особо одаренных детей в интеллектуальном, творческом, академическом отношении и развития школ нового типа, удовлетворения образовательных потребностей населения республики в качественном дифференцированном образовании вдобавок к существующим к тому времени нескольким школам для одаренных детей в период с 1997 по 2002 год указами Президента РС(Я) Михаила Николаева была создана сеть из 37 президентских школ республики, начиная от Нерюнгри, Мирного, Алдана, Нижнеколымска, кончая школами вилюйской группы улусов, Якутска и центральной группы, так называемые авторские школы, гимназии, колледжи, лицеи. Особенно в первые годы работы учащиеся этой категории школ достойно представляли республику на различных российских и международных олимпиадах по математике, физике, химии, биологии и другим гуманитарным предметам.
Но некоторые показатели участия на предметных олимпиадах и итоги ЕГЭ ряда последних лет говорят о некотором ослаблении работы школ и с одаренными детьми в частности. Поэтому возникает необходимость критического анализа нашей деятельности и внесения новых подходов к организации работы с одаренными детьми как будущих локомотивов развития республики.
Проект «Ленский край»
В настоящий момент в республике идет обсуждение вариантов Концепции работы с одаренными детьми. Предстоит усилить специализацию школ для них, провести дифференциацию по направлениям. Наиболее опытным школам надо отдавать предпочтение в материальном и моральном плане.
В конце мая, когда сдавался в эксплуатацию новый просторный, построенный в каменном варианте Октемский интернат, на небольшом совещании, где шел серьезный разговор о дальнейшем развитии форума «Ленский край», его директор Владимир Егоров изложил свое видение.
Физико-математический форум “Ленский край” создан на основании указа Президента РС(Я) Михаила Николаева от 24 июня 1999 года для решения задач развития и совершенствования физико-математического образования школьников, привлечения талантливой молодежи и одаренных детей в научно-исследовательскую деятельность, воспитания высококвалифицированных кадров в области инженерного и технического образования. Он шлифует лидеров с глубокими знаниями, способных творчески мыслить и трудиться, свободно говорящих на иностранных языках, знающих и почитающих музыку, культуру, искусство, ведущих здоровый образ жизни и способных стать элитой мирового уровня в различных областях деятельности, работающих на благо родной республики. Миссией форума “Ленский край” является подготовка будущей национальной элиты, способной привести Якутию к достижению мирового уровня в социально-политической жизни, экономике, науке, образовании и культуре.
За последние 15 лет форумом накоплен уникальный опыт, создана система выявления, отбора одаренных детей. Есть большой опыт в реализации инновационных технических и педагогических практик. Установлены хорошие связи с МГУ им. М. В. Ломоносова, Санкт-Петербургским институтом математики, МГТУ им. Н. Э. Баумана, Новосибирским госуниверситетом, специализированным учебно-научным центром им. А. Н. Колмогорова МГУ, СВФУ и другими.
Особенностью организации образовательного процесса в форуме “Ленский край” является сменность состава преподавателей, привлекаемых к реализации образовательных программ. Читать лекции и проводить занятия с детьми и учителями республики сюда приглашают ученых, сотрудников учреждений науки и культуры, государственных и общественных деятелей, специалистов, творчески работающих учителей, преподавателей вузов, аспирантов. Побывали в “Ленском крае” такие маститые ученые, как лауреат Нобелевской премии, академик РАН Жорес Алферов, академик РАН Сергей Колесников, ректор Бауманского университета Игорь Федоров и другие, в том числе зарубежные ученые. Все это говорит о том, что форум «Ленский край» известен не только в республике, России, но и за рубежом.
Поэтому доклад Владимира Анатольевича вызвал большой интерес у ВРИО Главы республики Егора Борисова и первого Президента РС(Я), депутата Госдумы РФ Михаила Николаева. Проект, безусловно, амбициозный, особенно строительство нового здания под самые новые технологии. На первый взгляд он очень дорогостоящий, но в перспективе сулящий громадный прорыв республики в работе с одаренными детьми, и, может быть, вполне оправданный, как когда-то заложенные в Англии в сельской местности Оксфорд и Кембридж.
Матвей МУЧИН,
общественный помощник
депутата Госдумы РФ
М. Е. Николаева
(Газета Якутия, 02 августа 2014 года)