М.Е. Николаева, Первого Президента Республики Саха, члена Комитета ГД ФС РФ по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока по отчету (в рамках «Правительственного часа») перед депутатами министра транспорта РФ Максима Соколова 2 июля 2014 года «О состоянии транспортного комплекса и основных направлениях его развития».
Как я и обещал, предлагаю избирателям ознакомиться с основными направлениями развития транспорта России в том видении, в котором представил нам сам министр М. Соколов.
Деятельность Минтранса России, по утверждению министра, была сосредоточена на приоритетных направлениях - улучшение качества и доступности услуг пассажирского транспорта, повышении уровня безопасности на транспорте и развитии механизмов государственно – частного партнерства.
Вместе с тем, в нынешнем году жизнь поставила перед отраслью новые вызовы. В состав России вошли сразу два новых субъекта - Республика Крым и город федерального значения Севастополь. Одной из важнейших стратегических задач, стоящих перед Министерством транспорта, стало обеспечение надежного транспортного сообщения с полуостровом и коренная модернизация его транспортной системы. В сжатые сроки были разработаны программы субсидирования авиаперевозок из регионов России, благодаря чему перелеты стали более доступными. Ведется системная работа с авиакомпаниями по увеличению количества авиарейсов в Крым, одновременно осуществляется переход на воздушные суда большей вместимости. Уже сегодня порядка 50 регулярных и 10 чартерных ежедневно рейсов летают в Крым ежедневно. Организовано прямое сообщение с 30 крупнейшими городами России.
Для сообщения через Керченскую переправу используются 4 морских парома. На следующей неделе на линию встанет еще один мощнейший современный паром. Для увеличения пропускной способности переправы были разделены грузовые и пассажирские потоки. И уже 5 грузовых паромов работают на направлениях Новороссийск-Феодосия, Геленджик-Керчь и Темрюк - рыбный порт Керчи. Ключевую роль в транспортном обеспечении Крымского полуострова играет использование «мультимодальной» системы проезда по принципу «единого» билета. С мая по июнь текущего года по «единому» билету перевезено более 50 тысяч человек. Уже продано порядка 135 тысяч таких билетов. Принятые меры позволили нормализовать транспортную ситуацию на переправе и в разы увеличить ее пропускную способность. В целом, с учетом увеличения количества авиарейсов, возможностей железной дороги и паромной переправы, будет перевезено на территорию Крыма порядка 3 млн. человек.
Неуклонно растущий пассажиро - и грузопоток еще раз подтверждает необходимость создания мощного и надежного транспортного перехода через Керченский пролив. Подготовка его строительства идет полным ходом. Проводятся изыскательские работы. После их завершения сразу начнется проектирование и строительство перехода. При реализации этого уникального инфраструктурного проекта предполагается широкомасштабное использование механизмов государственно-частного партнерства, совместно с инвесторами, банками, ведущими российскими и зарубежными строительными компаниями.
По словам министра, среднемесячная заработная плата работников транспортного комплекса увеличилась по сравнению с прошлым годом почти на 10 процентов и составила более 37 тысяч рублей. Это на четверть выше средней заработной платы по стране. Вместе с тем, глобальные негативные тенденции в мировой и отечественной экономике и связанные с ними ограничения финансирования транспортного комплекса не могли не отразиться на ряде основных показателей работы.
С учетом новых глобальных вызовов Минтранс России, при широком участии профессионального, научного и экспертного сообщества оперативно скорректировал основной стратегический документ отрасли – Транспортную стратегию Российской Федерации до 2030 года. Правительство поддержало инициативу министерства и в июне этого года утвердило ее своим распоряжением. Надежным инструментом реализации положений Транспортной стратегии является обновленная Государственная программа «Развитие транспортной системы до 2020 года», которая также была скорректирована Правительством в текущем году.
Особое внимание в программных документах отрасли уделено развитию региональных транспортных систем, и, в первую очередь, Дальнего Востока, Арктики. За прошлый год грузооборот морских портов России вырос на 4 процента и составил рекордные 590 млн. тонн. Устойчивому росту грузооборота способствует интенсивное наращивание портовых мощностей. За прошлый и нынешний годы увеличена их емкость более чем на 50 млн. тонн.
Среди ключевых проектов по развитию портовой инфраструктуры следует отметить проекты по строительству зернового терминала в морском порту Новороссийск. Комплекса по перевалке нефтепродуктов в Тамани, терминалов для отгрузки нефтепродуктов и газового конденсата в Усть-Луге, ряда крупных терминалов в портах Дальнего Востока (Владивосток, Восточный, Ванино, Посьет). Реализуется проект комплексного развития Мурманского транспортного узла.
Морской флот в 2013 году пополнился 35 транспортными судами общим дедвейтом около миллиона тонн. В этом году Россия отмечает 150-летие ледокольного флота. И сегодня наша страна, обладая крупнейшим в мире ледокольным флотом, активно ведет его модернизацию и строит 4 современных дизельных ледокола (25 и 16 мегаватт) и один мощнейший атомный (60 мегаватт). И навигация этого года идёт с опережением. Объем перевозок грузов почти на 16 процентов превышает прошлогодние показатели.
Активно развиваются аэродромная инфраструктура и система управления воздушным движением. Введены в эксплуатацию после реконструкции 6 взлетно-посадочных полос в аэропортах Казани, Абакана, Магадана, Пензы, Внуково и аэродрома Бугуруслан, а также новых аэровокзальных комплексов в Белгороде, Казани, Москве - Внуково и Санкт-Петербурге. Продолжается строительство и реконструкция новых международных аэропортов в Калининграде, Нижнем Новгороде, Саратове, Ростове-на-Дону. В этом году будет введен новый аэропорт в Самаре и на острове Итуруп, на Курильских островах. За счет государственной поддержки приобретено 66 самолетов для региональной авиации.
Президентом России поставлена задача кардинально модернизировать Транссибирскую магистраль. Знаменательно, что именно в этом году – году 40-летия начала строительства БАМа, – с использованием средств ФНБ уже начинается реконструкция Восточного полигона, которая позволит увеличить его пропускную способность почти в 1,5 раза - на 55 млн. тонн грузов в год. Мне приятно отметить, что, как и прежде, активное участие в этом принимает молодежь. Первый студенческий строительный отряд Иркутского университета путей сообщения приступил к работе как раз в рамках этого проекта.
Министр попросил у нас поддержку. Дело в том, что в настоящее время в Государственной Думе находится 15 законопроектов, подготовленных Минтрансом и внесенных Правительством Российской Федерации. Максим Соколов обратил внимание профильных комитетов на продолжение активной работы по рассмотрению и принятию этих законопроектов. И подчеркнул, что мультипликативный эффект влияния транспорта – кровеносной системы экономики, на все отрасли народного хозяйства очевиден. Это рост экономической мощи страны. Это занятость миллионов россиян в различных отраслях экономики. Только в сфере транспорта трудится более 9 миллионов человек.
Депутаты задавали, как всегда, очень неудобные вопросы и вносили конструктивные предложения. В целом, встреча была весьма полезной.