Новости библиотеки

Сообщение избирателям М.Е. Николаева, Первого Президента Республики Саха, члена Комитета ГД ФС РФ по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока по итогам пленарной недели Государственной Думы с 17 по 20 июня 2014 года

За минувшую неделю на пленарных заседаниях Государственной Думы РФ мы рассмотрели  94  законопроекта, в том числе - иные нормативные акты. Остановлюсь, как и ранее, на тех из них,  которые мы приняли в третьем, окончательном чтении, а также на ратификациях международных соглашений, выступлениях министров, высокопоставленных чиновников государства и работе Комитета по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока: -

17 июня, пленарное заседание Государственной Думы РФ

 

Приняли законопроект " О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части создания условий для формирования и деятельности общественных объединений в жилищной сфере и сфере коммунальных услуг) .  Законом вводится, наряду с государственным жилищным надзором и муниципальным жилищным контролем, также общественный жилищный контроль. Его субъектами могут являться общественные объединения, иные некоммерческие организации, советы многоквартирных домов, другие заинтересованные лица в соответствии с законодательством РФ.

18 июня, пленарное заседание Государственной Думы РФ

Приняли законопроект "О внесении изменения в статьи 179 и 1841 Бюджетного кодекса Российской Федерации" (о рассмотрении проектов государственных программ субъектов Российской Федерации законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации). Закон устанавливает, что "законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ, а также представительные органы муниципальных образований вправе осуществлять рассмотрение проектов государственных программ субъектов РФ, муниципальных программ и предложений о внесении изменений в государственные программы субъектов РФ, муниципальные программы в порядке, установленном законодательством субъектов РФ, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований".

Устанавливаются особенности утверждения законом субъекта РФ о бюджете субъекта РФ распределения бюджетных ассигнований и ведомственной структуры расходов. Субъектом РФ, может быть установлена необходимость утверждения решением представительного органа муниципального образования о бюджете муниципального образования на очередной финансовый год и плановый период распределения бюджетных ассигнований и ведомственной структуры расходов бюджета муниципального образования.

Ратифицировали Конвенцию о защите права на организацию и процедурах определения условий занятости на государственной службе (Конвенции № 151)" Конвенция принята 27 июня 1978 года в городе Женеве и вступила в силу 25 февраля 1978 года. Предметом её регулирования являются основные права и свободы человека и гражданина, в частности, право на объединение лиц, находящихся на государственной службе, включая право на создание профсоюзов для защиты своих интересов, а также процедуры определения условий занятости, если только к ним не применяются более благоприятные положения других международных трудовых конвенций.

Конвенция содержит комплекс положений, защищающих право на организацию государственных служащих: - на них распространяется свобода объединения (ассоциации), защита от дискриминации, направленной на ущемление этой свободы. В частности, запрещается установление в качестве условия приема на государственную службу вступления в профсоюз или выхода из него; не допускается увольнение государственного служащего или нанесение ему иного вреда за то, что он член организации государственных служащих или принимает участие в деятельности такой организации.

Работа в Комитете Государственной Думы РФ по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока.

18 июня мы рассмотрели несколько вопросов: О проекте федерального закона  «О внесении изменения в статью 34 Закона Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях». О проекте федерального закона  «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» в части вопросов подготовки и утверждения документа территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации», внесенном Правительством Российской Федерации». О проекте федерального закона  «О внесении изменения в статью 34 Закона Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», внесенном Мурманской областной Думой.

По первому вопросу мы приняли очень важное решение – предлагаемые нами изменения направлены на улучшение материального положения пенсионеров, осуществляющих опеку или попечительство над ребенком или детьми по договору о приемной семье, в случае, если они не занимаются иной оплачиваемой деятельностью. Учитывая важность обозначенной в законопроекте проблемы, Комитет рекомендовал Государственной Думе принять проект федерального закона в первом чтении с учетом замечаний и предложений. По второму вопросу мы предложили установить возможности для подготовки документов территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации в целях обеспечения согласованного развития субъектов Российской Федерации, имеющих общую границу. Комитет поддержал концепцию законопроекта, отметив, что его принятие будет способствовать согласованному развитию российских регионов.

Комитетом поддержана  также  инициатива Тульской области  о праздновании в 2020 году 500-летия создания Большой засечной черты и окончания строительства Тульского кремля. Рассмотрен ряд вопросов текущей деятельности Комитета.

Возвращаясь к предыдущей пленарной неделе, отмечу, что 10 июня  мы рассмотрели проект постановления Государственной Думы "О реализации положений Федерального закона "О парламентском контроле" в части предварительного парламентского контроля при рассмотрении Государственной Думой проектов государственных программ и об исполнении пункта 3 постановления Государственной Думы "О проекте федерального закона "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов".

С докладом выступила Т.А. Голикова, председатель Счётной палаты Российской Федерации. Она отметила, что бюджет 2014—2016 годов сформирован в программном формате, и это совпало с расширением полномочий Счётной палаты, к числу которых были отнесены экспертиза и аудит государственных программ. Выявлено несоответствие целей государственных программ целям государственной политики в сфере их реализации, которые установлены в документах стратегического планирования, например, в целях госпрограммы "Энергоэффективность и развитие энергетики" не учтены положения Энергетической стратегии России на период до 2030 года. Цели большинства программ неконкретны, содержат нечёткие формулировки, допускающие произвольное толкование, что не позволит обеспечить проверку их исполнения. Что собой представляют показатели программ? Имеют место несогласованность значений ряда показателей госпрограмм и также документов стратегического планирования.

В ряде случаев планируемая динамика показателей госпрограмм недостаточна для достижения их целей и решения задач. В отдельных программах отсутствует достаточное обоснование достижения показателей в зависимости от изменения объёмов финансирования по сравнению с предыдущей редакцией, при этом в ряде госпрограмм показатели снижаются при увеличении объёма финансирования или увеличиваются при снижении объёма ассигнований. К настоящему моменту три программы не приведены в соответствие с бюджетом. Докладчик особо отметила неравномерность предусматриваемого бюджетного планирования по годам реализации программ. Отдельные программы содержат значительное количество мероприятий, реализуемых за счёт региональных бюджетов, без оценки возможностей бюджетов конкретных регионов, что повышает риски их неисполнения. Непростая  ситуация, которая сложилась сейчас с бюджетами субъектов Российской Федерации, и непросчитываемость этих позиций ведёт к дальнейшему усугублению положения с исполнением государственных программ.

Экспертиза показала, что процедура идентификации рисков при реализации госпрограмм проведена неудовлетворительно, в ряде госпрограмм отсутствуют количественные и качественные оценки рисков. В качестве одного из основных рисков большинство разработчиков отмечают недостаточное финансирование мероприятий госпрограмм за счёт средств федерального бюджета. Упоминание этого  риска свидетельствует о недоверии ответственных исполнителей к такому институту, как госпрограмма, который выбран в качестве важнейшего, по сути, главного инструмента формирования бюджета. Что произошло после 15 апреля — единого дня, когда были утверждены все государственные программы. Исполнители, а также участники государственных программ ещё не в полной мере почувствовали всю полноту ответственности за решение поставленных задач, за достижение целей, утверждённых индикаторов и показателей и эффективности работы каждого бюджетного рубля. Проблема состоит в том, что  принято стратегическое решение, которое обозначено и в бюджетном законодательстве, и в законе "О парламентском контроле", о том, что государственные программы являются инструментом формирования бюджета, но таковым они пока не стали. Необходимо обратить внимание на ситуацию, складывающуюся в текущем году. Внесённый правительством в Государственную Думу законопроект о поправках в бюджет 2014 года предусматривает внесение изменений в распределение бюджетных средств, в том числе и по государственным программам. При этом по двадцати одной программе предусматривается увеличение финансирования за счёт бюджета на 62,5 миллиарда рублей, по одиннадцати программам — уменьшение на 32,3 миллиарда, по четырём программам — внутреннее перераспределение. Какие последствия наступят после увеличения или уменьшения ассигнований не ясно.

Затем выступил А.Г. Силуанов, министр финансов РФ.

По его словам, переход к программному принципу организации деятельности органов государственной власти и, как следствие, к программному формату бюджета преследует несколько целей и задач. Прежде всего,  необходимо определить цели и средства для деятельности органов власти, механизмы достижения этих целей и средств, в том числе и финансовые, а также повысить целеполагание деятельности органов власти, в первую очередь органов исполнительной власти, и программный бюджет — это лишь один из элементов достижения тех важных целей использования программного метода планирования, программного метода реализации планов. В настоящее время Правительством утверждено сорок из сорока двух госпрограмм, охват расходов из федерального бюджета на госпрограммы составляет 58 процентов, не включены в программы расходы на оборону, межбюджетные трансферты Пенсионному фонду, расходы на содержание законодательных и судебных органов. Это большие объёмы, тем не менее, основные расходы бюджета уже носят программный характер.

Что нужно делать, как двигаться в этом направлении? Следует начать с доработки методологии формирования госпрограмм по следующим основным принципам. Первый принцип — полное отражение и учёт влияния на целевые индикаторы при формировании госпрограмм всех инструментов государственной политики. Второй — расширение практики реализации мероприятий госпрограмм на принципах проектного управления, что предполагает обязательное обоснование выбора форм и механизмов реализации конкретных мероприятий, включая возможность их реализации без использования средств федерального бюджета. Третий — доработка требований к используемым целевым индикаторам государственных программ. В настоящее время число показателей, приведённых в каждой госпрограмме, исчисляется десятками, можно запутаться в них… Четвёртый принцип — ведение обязательной корректировки государственных программ, имеющих низкие оценки эффективности по итогам отчётного года, а также порядка учёта результатов оценки эффективности при формировании проекта бюджета и уточнение оценки расходов на более отдалённую перспективу. И последний принцип — более чёткое в рамках госпрограмм взаимодействие с субъектами Российской Федерации, потому что государственная программа должна пронизывать систему управления снизу доверху. Задуманный принцип реализации госпрограмм до конца ещё пока не реализован в том объёме, как  планировалось. Министерство рассчитывает на активное и заинтересованное участие Государственной Думы и Счётной палаты в совершенствовании программного подхода. По сути, переход к программным бюджетам — это один из элементов реформирования системы государственного управления в целом.

Депутаты активно задавали вопросы, выступали в прениях.  Подготовлен довольно подробный проект постановления с рекомендациями о внесении поправок и в закон "О парламентском контроле", и в Бюджетный кодекс Российской Федерации, и в Регламент Государственной Думы, и в несколько подзаконных актов Правительства, в том числе в Регламент Правительства. В результате Постановление было принято.

11 июня на пленарном заседании мы заслушали Уполномоченного по правам человека в РФ Э.А. Памфилову.

Первое направление, заявила она, - это всё-таки формирование стратегии с учётом новых реалий организации деятельности Уполномоченного и как следствие реорганизация аппарата под эти функции. Предполагается создание нового управления законодательных инициатив и программного проектирования. Главное, на ее взгляд, - это анализ выявления и анализ массовых случаев  нарушения прав, и на основе этого анализ формирования конкретных предложений, включая и обличение их в законодательную форму.

Для этого  не требуется никаких дополнительных полномочий, в том числе  с законодательной инициативой. Нужно установить очень тесные и рабочие дружеские контакты, как с Государственной Думой, так и с Советом Федерации, что, в общем-то, и происходит сейчас.

Недавно закончился семинар - Координационный совет с региональными уполномоченными. Два дня обсуждали очень горячий круг проблем, которыми они занимаются, их проблемы. Э.А Памфилова просила нашей поддержки, такая поддержка есть у нее в Администрации президента, в Совете Федерации. По ее мнению, абсолютно необходим рамочный закон о региональных уполномоченных, который бы всю работу, от федерального уровня до регионального,  свёл в единую логику, чтобы было более тесное, эффективное взаимодействие, чтобы статус  региональных уполномоченных был более четок, а их возможности были расширены.

Сейчас очень тяжело им работать, очень тяжело. Даже на семинар некоторые просто не смогли приехать, у них даже нет на это возможностей – денег.

Есть конституционная должность уполномоченного, есть региональные уполномоченные, именно уполномоченные, а не омбудсмены,  круг проблем гораздо более широкий, с учётом нашей действительности. Она считает совершенно правильным, что была введена должность уполномоченного по правам бизнеса, исходя из специфики. И должность Уполномоченного по правам ребёнка. Но на этом надо остановиться, потому что нельзя плодить должности. Надо усилить авторитет, статус реально действующего конституционного института. Для того, чтобы у него была возможность как на федеральные органы влиять, так и на региональные, влиять на те ведомства, которые должны решать проблемы,  непосредственно входящие в их компетенцию. Не уполномоченный по правам инвалидов, а социальные ведомства должны эффективно решать весь комплекс этих проблем, связанных с инвалидами, на основе межведомственной координации.

А роль уполномоченного - вовремя выявлять нарушения и правонарушения и давать оценку соответствующую.

Э.А. Памфилова специальный доклад уполномоченного в 2008 году по этой тематике, и отметила, что, к сожалению, за все последующие годы практически нет никакого прогресса.Мы действительно сделали акцент в основном на защиту прав людей, находящихся в заключении… А защита прав потерпевших у нас плетётся в конце.

В тот же день в рамках правительственного часа с информацией перед нами выступил министр внутренних дел РФ В.А. Колокольцев.

На днях Президент Российской Федерации подписал Федеральный закон "О выплате денежной компенсации семьям погибших сотрудников", для нас это очень важно, так как на сегодняшний день с начала года только в Северо-Кавказском федеральном округе погибло 35 и ранено 140 наших сотрудников и военнослужащих Министерства внутренних дел, заявил министр. Мы в свою очередь постоянно требуем от руководителей всех уровней самым внимательным образом изучать и отрабатывать депутатские запросы и обращения, которых, например, только за 5 месяцев этого года поступило к нам более 700.

Основным вопросом является дальнейшее совершенствование работы органов внутренних дел. Министр остановился лишь на наиболее значимых из реализованных  мер, которые определялись тенденциями и особенностями развития оперативной обстановки. Так, уже второй год наблюдается снижение регистрируемой преступности. Уменьшилось количество убийств и покушений на убийства, умышленных причинений тяжкого вреда здоровью, на 15 процентов сократились разбои, на 17 - грабежи, на 10 - квартирные кражи. Улучшилась криминогенная обстановка в более чем 50 регионах.

Одновременно принимались самые жесткие меры по укреплению регистрационной дисциплины. Искоренена сама мотивация укрытий преступлений для учёта и искусственного улучшения показателей, поскольку такой критерий как процент раскрываемости преступлений из ведомственной системы оценки полностью исключён. Любые манипуляции со статистикой, выявленной на земле, неизменно приводят к категоричным кадровым выводам. Кроме того в последние годы значительно усилен общественный контроль деятельности полиции, а также прокурорский надзор за исполнением законодательства.

Тем не менее, несмотря на снижение преступности, нагрузка на личный состав остается очень высокой. Помимо выполнения текущих задач по охране общественного порядка и противодействию преступности значительные силы и средства ежегодно задействуются для обеспечения безопасности массовых общественно-политических и спортивных мероприятий, в том числе международного уровня, ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций. Резервов для увеличения штатной численности системы МВД уже нет, поэтому основной упор делается на совершенствование организационно-структурного построения.

В принятом недавно Президентом решении об упразднении главных управлений министерства по федеральным округам устраняется функциональное структурное дублирование территориальных органов на региональном уровне. Высвобождаемая численность, как и при сокращении центрального аппарата, передаётся на уровень районного звена, туда, где в полицейских более всего нуждаются люди. За последние два года в муниципальных образованиях 21 региона восстановлено и дополнительно создано 114 территориальных подразделений МВД России. На места с регионального уровня передаются и практические функции по обеспечению общественного порядка на территориях городов, административных центров субъектов, ликвидируются подразделения, реализующие несвойственную для низового уровня контрольно-методическую деятельность.

Особое внимание министерство уделяет формированию подразделений МВД России в Республике Крым и городе Севастополе.

 

Должен добавить, что депутаты внимательно слушали государственных чиновников самого высокого уровня, задавали, как всегда, неудобные вопросы, выступали с острой критикой и конструктивными предложениями.

20 июня, пленарное заседание Государственной Думы РФ

Приняли законопроекты "Об изменениях в составах некоторых комитетов Государственной Думы", "О распорядке работы депутатов Государственной Думы на период с 25 августа по 31 декабря 2014 года (осенняя сессия)", "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" (об уточнении параметров федерального бюджета на 2014 год), "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" (в части реализации положений Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации "О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации") Законом предусматриваются переходные положения, направленные на создание условий для беспрерывного отправления правосудия по делам, подведомственность которых изменяется в соответствии с настоящим ФЗ, а также по делам, производство по которым не завершено ВАС РФ.

А также  - "О внесении изменений в статьи 31 и 105 части первой и главу 253 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (в части приведения положений Налогового кодекса Российской Федерации в соответствие с Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации "О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации"), О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (по вопросу о противодействии экстремистской деятельности в Российской Федерации).

Приняли важный законопроект "О стратегическом планировании в Российской Федерации". Закон направлен на регулирование отношений, возникающих между участниками стратегического планирования (осуществляется на федеральном уровне, уровне субъектов РФ и уровне муниципальных образований) в процессе целеполагания (определение направлений, целей и приоритетов соц.-эконом. развития и обеспечения нац.безопасности РФ), прогнозирования (деятельность участников стратегического планирования (далее – СП) по разработке научно обоснованных представлений о рисках соц.-эконом. развития, об угрозах нац.безопасности РФ, о направлениях, результатах и показателях cоц.-эконом. развития РФ, субъектов РФ и муниципальных образований), планирования (деятельность участников СП по разработке и реализации основных направлений деятельности Правительства РФ, планов деятельности ФОИВов и иных планов в сфере соц.-эконом. развития и обеспечения нац. безопасности РФ, направленная на достижение целей и приоритетов соц.-эконом. развития и обеспечения нац. безопасности РФ, содержащихся в документах СП, разрабатываемых в рамках целеполагания) и программирования соц.-эконом. развития РФ, субъектов РФ и муниципальных образований, отраслей экономики и сфер гос. и муниципального управления, обеспечения нац. безопасности РФ, а также мониторинга и контроля реализации документов СП (деятельность участников СП по комплексной оценке хода и итогов реализации документов СП, а также по оценке взаимодействия участников СП в части соблюдения принципов СП и реализации ими полномочий в сфере соц.-эконом. развития РФ и обеспечения нац. безопасности РФ).

Приняли законопроект "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования" (в части совершенствования правового регулирования процедур администрирования страховых взносов).

Закон направлен на совершенствование правового регулирования уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды и процедуры администрирования страховых взносов

Приняли законопроекты "О внесении изменений в статьи 4-2 и 4-3 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (в части обеспечения права застрахованных лиц получать от страховщика бесплатную юридическую помощь). "О внесении изменений в Федеральный закон "О кредитных историях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части совершенствования правового регулирования системы формирования кредитных историй)."О внесении изменений в статьи 14 и 17 Федерального закона "Об электронной подписи" (в части повышения эффективности электронного документооборота при информационном взаимодействии налогоплательщиков с налоговыми органами). "О внесении изменения в статью 374 Трудового кодекса Российской Федерации" (о гарантиях работникам, входящим в состав выборных профсоюзных органов). "О внесении изменений в главу 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 3 Федерального закона "О внесении изменений в главы 25 и 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 31 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе"(об уточнении условий применения коэффициента, характеризующего степень сложности добычи нефти, при расчете ставки налога на добычу полезных ископаемых).

Приняли законопроект "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "О федеральной службе безопасности" (в части предоставления руководителю федеральной службы безопасности права установления порядка и сроков проведения медицинских осмотров и диспансеризации).

Ратифицировали Договор между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о добрососедстве и союзничестве в XXI веке" и Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения о сотрудничестве в сфере поставок природного газа, нефтепродуктов и необработанных природных алмазов в Республику Армения.

Приняли законопроект "О годовом отчете Центрального банка Российской Федерации за 2013 год". С докладом выступила председатель Центрального банка РФ Э.С. Набиулинна. Основными направлениями деятельности Банка России в 2013 году являлись: развитие и укрепление банковской системы (проводимые меры по оздоровлению банковской системы в сочетании с  валютным контролем способствовали устойчивому сокращению объема сомнительных операций); защита и обеспечение  устойчивости национальной валюты; развитие национальной платежной системы (в 2013 году Банком России принята Стратегия развития национальной платежной системы, определяющая направления ее развития в долгосрочной перспективе, и утвержден план мероприятий Банка России по реализации Стратегии развития национальной платежной системы, конкретизирующий меры в рамках принятых направлений и сроки выполнения мероприятий); регулирование, контроль и надзор в сфере финансовых рынков, противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма и др. 

В 2013 году обнаружен ряд серьезных нарушений банками действующего законодательства. По информации Счетной палаты 85 % банкротств кредитных организаций носили преднамеренный характер.

Э.С. Набиулинной также были заданы серьезные вопросы.

Поделиться в соцсетях: