09 июня Комитет Государственной Думы РФ по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока провел парламентские слушания на тему: «О государственной программе Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона».
В слушаниях приняли участие депутаты Государственной Думы, члены Совета Федерации, представители министерств и ведомств, руководители органов государственной власти субъектов Российской Федерации, эксперты.
Отмечалось, что Госпрограммой не решается одна из основных проблем – это продолжающийся отток населения с Дальнего Востока. Можно развивать производство, строить дороги, но только возникает вопрос: - Для кого? Как нам привлечь молодые кадры в регион, если оттуда все стараются уехать?
Привлечение инвестиций на Дальний Восток необходимо, но в первую очередь начинать надо с человека, который там живёт. Нужна не только Госпрограмма, необходим Закон, который будет стимулировать не только экономическую деятельность в регионе, но и развитие социальной сферы. Закон обяжет Правительство выполнять свои обязательства перед людьми!
По итогам слушаний мы приняли за основу рекомендации Правительству Российской Федерации, Федеральному Собранию и органам государственной власти субъектов.
Что хочу отметить. Мы и ранее на заседании Комитета Государственной Думы РФ по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока рассматривали государственную программу Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона", а потом уже обсуждали её на парламентских слушаниях. Оба раза докладывал заместитель министра РФ по развитию Дальнего Востока Кирилл Степанов. С его слов, 29 марта 2013 года была утверждена первая версия государственной программы с ресурсным обеспечением, превышающим 10 триллионов рублей, в том числе средств федерального бюджета, 3,8 триллиона рублей. И программа была неплохая, содержала 12 подпрограмм, сформированных по принципу комплексных инвестиционных проектов. Но в апреле с.г. Правительство приняло новую редакцию. В которой были исключены практически все комплексные инвестиционные проекты, как не профинансированные. Недофинансирование составляло порядка 3,6 триллиона рублей только средств федерального бюджета.
Суть новой редакции заключаются в обеспечении, в первую очередь, развития транспортной доступности на территории Дальнего Востока и Байкальского региона за счёт формирования транспортной инфраструктуры. Вторая задача - обеспечение надёжного вывоза товаров. Для чего предусмотрено увеличение пропускной способности железных дорог и развитие морских портов. Общий объём финансирования государственной программы составляет 346 миллиардов рублей, в том числе на 2014 год 26 миллиардов, 2015 год чуть более 73 миллиардов рублей, 2016 год - 77,5 почти миллиарда рублей, а с 2017 года наблюдается снижение бюджетного финансирования государственной программы. Если посмотреть более детально на состав мероприятий, которые предусмотрены программой, то это строительство и реконструкция порядка 40 объектов воздушного транспорта в различных субъектах, строительство и реконструкция портовой инфраструктуры (17 объектов), строительство и реконструкция объектов дорожного хозяйства (12 объектов), реконструкция и строительство участков дорог регионального и местного значения, и лишь один объект энергетики.
Ключевое мероприятие - модернизация Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей с ресурсным обеспечением более 76 миллиардов рублей. В целом проект финансируется, в том числе, за счёт средств ОАО "РЖД" и Фонда национального благосостояния. А общая стоимость проекта - 500 миллиардов. При этом Кирилл Степанов заметил, что эта государственная программа не может устраивать Министерство по развитию Дальнего Востока, поскольку финансирование идет по минимуму…
Это было понятно. Предусматривается формирование территорий опережающего развития, обеспечение реализации ряда ключевых инвестиционных проектов, в том числе, отбор на перспективу инвестиционных проектов. Территории опережающего развития - это как раз те анклавы, которые должны быть обеспечены всей инфраструктурой: и энергетической, и транспортной, и социальной инфраструктурой. А что за их границами? Но даже эти меры, по мнению замминистра, должны обеспечить прирост трудоспособного населения. Стоит задача до 2025 года увеличить население региона до миллиона человек, создать порядка 346 тысяч новых рабочих мест.
Мои коллеги – депутаты были довольно критичны: программа трансформировалась из экономического и социального развития Дальнего Востока, а исключительно в транспортное развитие. О социальном развитии там и речи нет, и денег на социальное развитие не заложено. И я в своем выступлении отметил - прослеживается ухудшение по всем параметрам: доля регионального продукта в структуре ВВП с годами снижается. По итогам 2013 года - 9 процентов, а к 2025 году, к концу программы, - 6,8 процента 3 будем производить. И с численностью населения не все ясно…Будет она расти или снижаться? А доля регионального дохода в консолидированном бюджете России сегодня составляет 3,9 процента, а будет всего 2,9 процента. Что же это за госпрограмма развития? Я назвал её самой худшей программой из всех 41 программ Правительства РФ. Минвостокразвития обещал её доработать, но Правительство, видимо, в спешке отмахнулось от наших замечаний и утвердило её в таком виде…Спрашивали мы и когда будет внесен в Государственную Думу РФ проект закона? И сколько вариантов будет, этих законов? Четкого ответа не последовало.
Комитет отметил, что программа не соответствует задачам, которые поставлены Президентом и Правительством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока. По большому счету, в госпрограмме отражены расходы по Министерству по развитию Дальнего Востока только на обеспечивающую подпрограмму, то есть финансирование самого министерства, центрального аппарата министерства. Не учтены даже инвестиционные проекты, которые закладывались ранее, например, по Южной Якутии, где недавно побывал, на них уже израсходовано 45 миллиардов рублей, а теперь, получается, они никому не нужны…И колоссальные деньги выброшены на ветер!
При таком подходе мы ничего не построим на Дальнем Востоке. А ведь, первую очередь, начинать надо с человека, который там живёт. Надо убедить его, чтобы он никуда не убегал, не уезжал, а чтобы все родственники тех людей, которые живут на той территории, желали бы приехать, в том числе из Украины. Пока же 240 тысяч дальневосточников сидят на чемоданах.
В конечном итоге я предложил Комитету ГД РФ обратиться в Правительство РФ с просьбой перебазировать головные офисы транснациональных компаний, которые черпают свои богатства из наших недр, на Дальний Восток и в Забайкалье.