Сообщение избирателям Первого Президента Республики Саха (Якутия), члена Комитета ГД ФС РФ по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока М.Е. Николаева по итогам пленарной недели Государственной Думы с 22 по 25 апреля 2014 года
За минувшую неделю на пленарных заседаниях Государственной Думы РФ мы рассмотрели 111 законопроектов, в том числе - иные нормативные акты. Остановлюсь, как и ранее, на тех из них, которые мы приняли в третьем, окончательном чтении: -
Но, конечно же, главным событием недели был Отчет Правительства РФ перед Государственной Думой РФ, с которым выступил Председатель Правительства и лидер Всероссийской политической партии «Единая Россия» Д.А. Медведев. Он, в частности, сказал: -
«Мы работали в соответствии с теми программными документами, которые есть у Правительства, – это майские указы Президента Российской Федерации и Основные направления деятельности Правительства. Но наше с вами сотрудничество приобрело особую значимость, потому что минувший год для России не был простым, давление оказывали и экономические, и политические факторы, почти весь 2013 год, скажем прямо, сохранялась неблагоприятная ситуация на мировых рынках. Безусловно, такой крупный мировой игрок, как Россия, не мог не почувствовать на себе влияние этих негативных тенденций, не могу, правда, сказать, что это влияние было катастрофическим. Это тоже правда. Однако общемировые процессы выявили самые уязвимые места нашей экономики, те структурные и институциональные ограничения, которые копились в нашей экономике на протяжении десятилетий, в первую очередь недостаточную диверсификацию экономики, низкую инвестиционную активность, не отвечающее современным требованиям качество институтов и государственного управления.
Всё это пока не позволяет нам набирать и удерживать высокие темпы роста, но среди событий прошедшего года и этого года, одно из них имеет особое, без преувеличения историческое значение. Всё началось в прошлом году, а 18 марта в состав Российской Федерации вошли два новых субъекта – Республика Крым и город федерального значения Севастополь. В Россию вернулись территории, которые духовно и культурно всегда оставались с нашей страной, несмотря на решения советского периода и унаследованные от него границы. Вернулись на основании открытого и честного волеизъявления народа Крыма по результатам референдума, который был проведён в соответствии с общепринятыми демократическими процедурами и нормами международного права. За воссоединение с Россией высказалось 96% участников референдума на полуострове.
Это ещё раз убедительно подтверждает, что для людей по обе стороны Керченского пролива Крымский полуостров всегда, по сути, оставался российской землёй, и принятие новых регионов в состав России восстановило историческую справедливость.
Второе: - Ещё недавно острейшая ситуация в демографии казалась непреодолимой. Нам рисовали самые чудовищные, апокалиптические сценарии, что будет происходить с нашей страной. Но мы переломили этот кризис, остановили рост смертности и вышли на приемлемые темпы рождаемости. Без сомнения, это результат последовательных действий в социальной политике. То, что нам удалось с таким трудом достичь, мы ни в коем случае не должны потерять, поэтому наши приоритеты неизменны – это повышение пенсий, заработной платы бюджетников, модернизация образования и здравоохранения и жилищные программы. Особое внимание будет уделяться поддержке семей при рождении второго, третьего и последующих детей. Конечно, мы не должны забывать и о студентах, вообще о тех, кому нужна наша помощь и защита: о сиротах, одиноких стариках, инвалидах – обо всех уязвимых категориях населения.
Третий вопрос, который тоже возникает, – сможем ли мы сохранить отдельные виды производств в условиях ограничения кооперации с иностранными партнёрами и даже закрытия рынков. Отечественная промышленность, отдельные отрасли которой зависят от поставок из других стран, получит со стороны Правительства необходимую поддержку. Конечно, мы не отказываемся от сотрудничества с иностранными предприятиями, в том числе предприятиями из западных стран, но будем готовы и к недружественным шагам. Тем более в последние годы стало понятно, что мы способны и собственными силами модернизировать российскую промышленность, создавать современные высокотехнологичные предприятия не только в хорошо развитых отраслях, но и в новых для нас секторах.
В условиях искусственных ограничений экономических связей мы будем использовать дополнительные стимулы для сокращения зависимости от импорта. Более того, по некоторым направлениям мы ставим амбициозные цели – полностью обеспечивать потребности за счёт собственного производства. Ещё раз хотел бы подчеркнуть: потенциал – и научный, и технологический, и производственный – у нас есть. Подтверждением тому служат успешные проекты в оборонной, химической промышленности, в станкостроении, фармацевтике и других отраслях.
Никогда в постсоветской истории в нашей стране не строилось так много жилья, как в прошлом году. По данным Росстата, было введено 70,5 млн кв. м общей площади. В начале этого года мы приняли необходимые документы для старта национальной программы «Жильё для российской семьи». До конца 2017 года в ряде регионов планируется дополнительно построить не менее 25 млн кв. м жилья экономкласса со всей социальной и инженерно-технической инфраструктурой. Свои жилищные условия смогут улучшить 460 тыс. российских семей. Работаем мы и над улучшением контрольных и разрешительных процедур. Надеюсь, что в ближайшее время их число существенно сократится.
Теперь о том, что касается жилищно-коммунального сектора – скажем прямо, это, наверное, самая проблемная сфера в нашей стране. Отрасль необходимо модернизировать, это всем понятно, вопрос в том, где брать деньги. И я думаю, практически уверен, что все присутствующие в этом зале понимают: только за счёт бюджетных вливаний эту задачу не решить, слишком большой объём инвестиций необходим. Благодаря нашим усилиям, уважаемые коллеги, был принят целый ряд важных законов, которые должны привести к кардинальным переменам в жилищно-коммунальной сфере и созданию благоприятных условий для инвестиций. Были подготовлены правовые документы о переходе к долгосрочному тарифному регулированию, где закрепляется взаимная ответственность сторон. Ресурсоснабжающая организация отвечает за качество поставки коммунальных ресурсов, а органы государственного управления – за стабильность долгосрочных тарифных решений. Одновременно для защиты интересов людей будут введены пределы роста общей суммы счёта за коммунальные услуги уже с 1 июля текущего года. Они ограничатся индексом, который устанавливается на долгосрочный период с учётом существующей инфляции».
Дмитрий Анатольевич ответил на все наши вопросы.
После чего мы продолжили законотворческую работу и рассмотрели в третьем чтении законопроект "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части совершенствования противодействия терроризму)
Закон предоставляет право органам ФСБ России осуществлять личный досмотр граждан и досмотр находящихся при них вещей, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении административных правонарушений или преступлений, производство, дознание или предварительное следствие по которым отнесены к ведению органов ФСБ России, а также досмотр принадлежащих гражданам транспортных средств и находящихся в них грузов при подозрении, что они используются в совершении указанных правонарушений (преступлений). Перечень должностных лиц, уполномоченных на осуществление такого досмотра, определяется руководителем ФСБ России.
В УК РФ: вводит новые составы преступлений: – организация совершения преступлений террористической направленности или руководство его совершением, а равно организация финансирования терроризма, предусмотрев наказание в виде лишения свободы на срок от 15 до 20 лет или пожизненное лишение свободы; - прохождение лицом обучения, заведомо для обучающегося проводимого в целях организации массовых беспорядков либо участия в них, предусмотрев наказание в виде лишения свободы на срок от 5 до 10 лет; - склонение, вербовка или иное вовлечение лица в деятельность экстремистского сообщества или экстремистского объединения, предусмотрев наказание в виде штрафа от 100 тыс. до 300 тыс. руб., либо принудительными работами, ограничением свободы, либо лишением свободы на срок от 1 года до 6 лет; предусмотреть, что в случае совершения хотя бы одного из преступлений террористической направленности, при частичном или полном сложении сроков лишения свободы при назначении наказания по совокупности преступлений максимальный срок лишения свободы не может быть более 30 лет, а по совокупности приговоров – более 35 лет; кроме того, по указанным статьям судом не может быть назначено наказание ниже низшего предела;
предусматривается, что уголовная ответственность за организацию массовых беспорядков наступает также и в случаях, когда они сопровождаются применением не только огнестрельного, но и любого другого оружия, а также отравляющих веществ либо иных веществ и предметов, представляющих опасность для окружающих; вводится уголовная ответственность за подготовку лиц для организации массовых беспорядков или участия в них, а также за прохождение обучения, заведомо для обучающегося проводимого в целях организации массовых беспорядков либо участия в них.
Следующий законопроект -"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части ужесточения требований к переводу электронных денежных средств)
Закон устанавливает порядок проведения упрощенной идентификации клиента – физического лица (с использованием: оригиналов документов, их заверенных копий; СНИЛС, ИНН, номера полиса ОМС; электронной подписи; номеру мобильного телефона);
Приняли законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам упорядочения обмена информацией с использованием информационно-телекоммуникационных сетей"
Законом дано определение "организатор распространения информации в сети "Интернет"; предусмотреть его обязанность уведомлять в порядке, установленном Правительством РФ, Роскомнадзор о начале осуществления деятельности по организации распространения информации и (или) обмена данными между пользователями в сети "Интернет"; хранить на территории РФ информацию о фактах приема, передачи, доставки и (или) обработке голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или иных электронных сообщений пользователей сети Интернет» в течение 6 месяцев с момента окончания таких действий, а также предоставлять указанную информацию уполномоченным государственным органам, осуществляющим оперативно-разыскную деятельность или обеспечение безопасности РФ в случаях, установленных федеральными законами. При этом состав информации, подлежащей хранению, место и правила ее хранения, а также порядок ее предоставления, порядок осуществления контроля за деятельностью организаторов распространения информации будут устанавливаться Правительством РФ;
Был принят законопроект "О внесении изменений в статью 13 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (о возможности трудовой деятельности в Российской Федерации без получения разрешения на работу для лиц, в установленном порядке признанных беженцами или получивших временное убежище на территории Российской Федерации)
Приняли законопроект "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (об установлении ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц)
Приняли законопроект "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части уточнения полномочий органов местного самоуправления, связанных с осуществлением муниципального контроля в сфере благоустройства)
Закон дополняет КоАП РФ положениями, устанавливающими административную ответственность за административные правонарушения в сфере муниципального контроля. Наделяет должностных лиц органов местного самоуправления, перечень которых устанавливается законами субъектов РФ, правом составлять протоколы об административных правонарушениях, совершенным при осуществлении муниципального контроля.
Приняли законопроект "О внесении изменения в статью 50 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации" (о представителях, назначаемых судом)
Закон дополняет статью 50 ГПК РФ новым положением, предусматривающим право адвоката (представляющего ответчика, место жительства которого неизвестно), назначенного судом, обжаловать судебные постановления по делу.
Приняли законопроект "О внесении изменения в статью 430 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации" (о выдаче судом дубликата исполнительного листа или судебного приказа)
Закон определяет порядок выдачи судом дубликата исполнительного листа или судебного приказа: заявление о выдаче дубликата может быть подано по заявлению взыскателя или судебного пристава-исполнителя до истечения срока, установленного для предъявления исполнительного документа к исполнению, если такой документ был утрачен судебным приставом – в течение месяца со дня, когда взыскателю стало известно об утрате исполнительного документа. При рассмотрении заявления о выдаче такого дубликата суд выясняет обстоятельства, свидетельствующие об утрате исполнительного документа, и исследует доказательства, подтверждающие его утрату.
Приняли законопроект "О внесении изменений в статью 251 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (об особенностях учета при исчислении налога на прибыль организаций отчислений в Федеральный фонд социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии).
Закон устанавливает, что при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не будут учитываться денежные средства в виде отчислений, полученные некоммерческой организацией, учредителем которой выступает РФ в лице Правительства РФ, основными целями деятельности которой являются поддержка отечественной кинематографии, повышение ее конкурентоспособности, обеспечение условий для создания качественных фильмов, соответствующих национальным интересам, и популяризация национальных фильмов в России, в пределах предоставленных указанной некоммерческой организацией на условиях долевого участия на производство национальных фильмов или в возмещение расходов на указанные цели сумм, источником которых являются бюджетные ассигнования.
Приняли законопроект "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (о мерах, препятствующих уклонению работодателей от заключения трудовых договоров путем необоснованного заключения договоров гражданско-правового характера, использования механизмов "заемного труда" или другими способами).
Приняли законопроект "О внесении изменения в статью 20 Федерального закона "Об опеке и попечительстве" (о расширении исключений из перечня недвижимого имущества подопечного, которое может отчуждаться при перемене им места жительства).
Законопроектом предлагается привести положения ФЗ "Об опеке и попечительстве" в соответствие с ЖК РФ, установив, что в исключительном случае (при перемене места жительства подопечного) допускается отчуждение жилого помещения, принадлежащего подопечному (действует – "жилого помещения (жилого дома, квартиры, части жилого дома или квартиры)", т.е. исчерпывающий перечень).
23 апреля
Приняли законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном языке Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового регулирования в сфере использования русского языка".
Законом вносятся изменения в ФЗ "О государственном языке Российской Федерации", в Закон РФ "О средствах массовой информации" и др., предусматривающие запрет использования нецензурной брани при использовании русского языка как государственного языка РФ, в произведениях литературы и искусства, в продукции средств массовой информации, а также при показах фильмов в кинозалах, при публичных исполнениях произведений литературы, искусства, народного творчества посредством проведения театрально-зрелищных, культурно-просветительских и зрелищно-развлекательных мероприятий.
Контроль за использованием слов и выражений, не соответствующих нормам современного русского литературного языка, осуществляется федеральными органами гос. власти РФ (в пределах своей компетенции) путем организации проведения независимой экспертизы.
23 апреля в рамках Правительственного часа заслушали министра спорта В. Л. Мутко. Он, в частности, сказал: -
«Для совершения системы подготовки спортивного резерва принят федеральный закон, предусматривающий введение федеральных стандартов спортивной подготовки. В настоящее время утверждены уже 55 стандартов спортивной подготовки по олимпийским и паралимпийским видам спорта. И в 2014 году мы эту работу будем завершать. И ещё 21 стандарт спортивной подготовки будет утверждён. С учётом исторических особенностей и результатов на соревнованиях утверждён перечень базовых олимпийских и паралимпийских видов спорта, который также депутаты поддержали.. И сейчас он развивается в субъектах Российской Федерации. Для поддержки организаций, осуществляющих подготовку спортивного резерва по базовым видам спорта, во всех субъектах Российской Федерации, ежегодно, уже второй год подряд мы направляем субсидии из федерального бюджета в размере 560 миллионов рублей. Если сюда добавить ещё 500 миллионов, которые направлять будет до 2016 года фонд поддержки олимпийцев, то это около миллиарда рублей, по сути дела, государственный заказ на подготовку членов сборной команды страны для лучших школ страны.
Сегодня в этой системе уже занимается около 4 миллионов наших детей. С 2008 года по сегодняшний день количество детей в детских спортивных школах возросло на 800 тысяч человек. То есть идёт такой интенсивный рост. Практически на каждом новом объекте создаются школы или отделения. В структуре Минспорта создан ведомственный аналитический центр, обеспечивающий сборы и обобщение информации об основных мировых тенденциях в развитии спорта. Он же занимается сопровождением тренировочного процесса национальных команд. И введена в строй новая антидопинговая лаборатория, она аккредитована ВАДА и является одной из мировых лидеров сейчас, скажем, в работе по борьбе с допингом. Все принятые шаги дали олимпийские всходы. В Сочи российская команда, как вы знаете, завоевала 33 медали в десяти из пятнадцати видов спорта, включённых в программу игр. Если говорить о плановых вещах, мы в одном виде спорта ещё не взяли медаль, который предполагали, но очень большое количество видов спорта включили в медалоемкие. Как вы знаете, это лучший результат в истории отечественного спорта. Одним из важнейших, полагаем, на наш взгляд, является нормативное обеспечение отрасли. За последние годы мы с вами приняли 202 поправки в федеральный закон о физической культуре и спорте. По сути дела, создана современная правовая база, которая позволяет сегодня очень чётко управлять отраслью. В то же время игры создали в обществе атмосферу ожидания, повышенного спроса, повысился интерес к спорту, дети пошли в детские спортивные школы. Конечно, этим всем нужно нам очень серьёзно воспользоваться. Все согласятся, что граждане вправе рассчитывать и на новые победы и на дальнейшие позитивные изменения в России.
Министр ответил на многочисленные вопросы депутатов.
23 апреля. Работа в Комитете ГД РФ по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока
Комитет Государственной Думы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока рассмотрел государственную программу Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона» и отметил: проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона»» внесен в Государственную Думу и направлен в Комитет 14 апреля 2014 года. Но Госпрограмма была утверждена постановлением Правительства Российской Федерации уже 15 апреля 2014 года за № 308. То есть времени на обсуждение и раздумья у депутатов не было…
Реализация Госпрограммы предусмотрена на территории 12 субъектов Российской Федерации: Республика Саха (Якутия), Приморский край, Хабаровский край, Амурская область, Камчатский край, Магаданская область, Сахалинская область, Еврейская автономная область, Чукотский автономный округ, Республика Бурятия, Забайкальский край, Иркутская область. Срок реализации Госпрограммы предусмотрен с 2014 года по 2025 годы. Ответственным исполнителем Госпрограммы является Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока. Соисполнители Госпрограммы – отсутствуют.
Комитет обратил внимание на то, что старая редакция Госпрограммы была утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации, а новая редакция – постановлением Правительства Российской Федерации. В новой редакции Госпрограммы определены следующие цели: - ускоренное развитие Дальнего Востока; улучшение социально-демографической ситуации на территории Дальнего Востока.
Достижение указанных целей обеспечивается решением таких задач, как:- развитие транспортной доступности и повышение качества жизни на территории Дальнего Востока и Байкальского региона за счет строительства и реконструкции участков автомобильных дорог регионального значения; обеспечение своевременного и надежного вывоза товаров, произведенных на территории Дальнего Востока, а также проходящих транзитом через территорию Дальнего Востока и Байкальского региона, за счет значительного увеличения пропускной способности железных дорог и развития морских портов; создание основы для повышения мобильности населения Дальнего Востока и Байкальского региона за счет осуществления реконструкции аэропортов регионального и местного значения.
Комитет отметил, что в новой редакции существенно сокращены цели и задачи Госпрограммы. Программно-целевыми инструментами реализации Госпрограммы являются: федеральная целевая программа «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года»; федеральная целевая программа «Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2007 - 2015 годы»; подпрограмма «Обеспечение реализации государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона» и прочие мероприятия в области сбалансированного территориального развития».
Область действия ФЦП расширена, по сравнению с действующей до 2013 года: «Забайкалье» заменено «Байкальским регионом». Добавлен еще один субъект Российской Федерации – Иркутская область.
В федеральной целевой программе «Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2007 - 2015 годы» (далее ФЦП Курилы) существенных изменений нет, срок ее реализации до 2015 года. Пролонгация реализации программы предполагается до 2025 года в соответствии с поручением Президента Российской Федерации. В Госпрограмме уменьшено количество подпрограмм и мероприятий. Из 12 подпрограмм к реализации в новой редакции Госпрограммы предлагается всего одна подпрограмма «Обеспечение реализации государственной программы «Социально- экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона» и прочие мероприятия в области сбалансированного территориального развития». Сокращены подпрограммы, имеющие отраслевую направленность и предусматривающие повышение эффективности экономики, в том числе развитие различных комплексов: минерально-сырьевого, топливно-энергетического, транспортного, лесопромышленного, рыбопромышленного.
Кроме того, в старой редакции Госпрограммы были предусмотрены подпрограммы по созданию условий для комфортного проживания населения, развития туризма и обеспечение экологической безопасности окружающей среды, а также научное и кадровое обеспечение реализации Госпрограммы.
При обсуждении Госпрограммы (в старой редакции) при рассмотрении федерального закона о федеральном бюджете на 2014-2016 годы, отмечалось, что в Госпрограмме не представлен перечень госпрограмм, реализация которых взаимосвязана с Госпрограммой по развитию Дальнего Востока, а также отсутствует анализ степени влияния показателей других госпрограмм на целевые индикаторы Программы. В новой редакции Госпрограммы, указанное замечание не учтено.
В Госпрограмме не учтены риски продолжения оттока населения с Дальнего Востока и из Байкальского региона; переориентации в другие страны производств глубокой переработки добываемых сырьевых ресурсов, а также предприятий, выпускающих продукцию, товары и услуги с высокой добавленной стоимостью.
Таким образом, по признанию Комитета, Госпрограмма не отвечает даже своему названию. И главный её недостаток в том, что она не предусматривает прироста населения крупнейшего региона!..
Комитет также отметил, что основной целью реализации Госпрограммы является «улучшение социально-демографической ситуации на территории Дальнего Востока и Байкальского региона», но в перечне индикаторов (приложение №1 к Гоcпрограмме) отсутствуют показатели, характеризующие демографическое развитие макрорегиона. Социально-демографические показатели присутствуют только в ФЦП Курилы.
При этом такие показатели, как «обеспеченность населения жильем», «удельный вес площади городского поселения, оборудованной центральным отоплением» и другие приведены без какой-либо положительной динамики. В целом в новой редакции Госпрограммы существенно сокращен перечень показателей (индикаторов), характеризующих эффективность ее реализации: с 16 до 8. Исключены следующие показатели: индекс производства (в процентах к предыдущему году); динамика производства к 2011 году; индекс роста производительности труда; энергоемкость ВРП, к 2011 году; ожидаемая продолжительность жизни при рождении; общая площадь жилых помещений, приходящихся в среднем на одного жителя; уровень заработной платы к среднему по России; индекс роста экспорта в сопоставимых ценах, год к году.
Комитет по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока посчитал необходимым рекомендовать Правительству Российской Федерации увеличить финансирование Госпрограммы и предусмотреть бюджетные ассигнования федерального бюджета на реализацию мероприятий ФЦП ДВиБР не только на развитие транспортной и энергетической инфраструктуры, но и на развитие социальной сферы: объектов культуры, здравоохранения, образования, физической культуры и спорта. Комитет обратил особое внимание на высокий уровень софинансирования ФЦП из бюджетов субъектов РФ для дефицитных бюджетов субъектов, расположенных на территории Дальнего Востока и Байкальского региона. Кроме того, в Госпрограмме не заложены мероприятия и механизмы по формированию территорий опережающего социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона. Комитет считает, что необходима дополнительная разработка нормативного обеспечения и наполнение Госпрограммы конкретными объектами. В заключении Счетной палаты Российской Федерации на проект постановления РФ о проекте госпрограммы отмечено, что «отсутствуют сведения о направлении Минвостокразвития России указанного проекта в государственной власти субъектов Российской Федерации, входящих в макрорегион». Комитет также считает, что Госпрограмма и мероприятия должны быть согласованы с органами государственной власти субъектов Российской Федерации на территории, которых предусмотрена её реализация.
24 апреля я принял участие в заседании Комитета ГД по охране здоровья
Комитет в числе прочих рассматривал и законопроект «О внесении изменений в статьи 33 и 81 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (в части отдельных особенностей районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей), внесенный Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), одобренный как соисполнителем нашим Комитетом по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока еще в феврале 2014 года.
Проект федерального закона разработан в целях повышения доступности медицинской помощи населению, проживающему в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Законопроектом предлагается внести следующие изменения в Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон № 323-ФЗ):
1) установить возможность в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях оказывать первичную медико-санитарную помощь не только в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара, но и в стационарных условиях (статья 33);
2) учитывать плотность и особенности расселения населения в регионе при формировании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (статья 81).
Следует отметить, что Закон № 323-ФЗ исключает возможность оказания первичной медико-санитарной помощи в стационарах. Часть 6 статьи 33 Закона № 323-ФЗ устанавливает, что первичная медико-санитарная помощь оказывается в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара.
Вместе с тем Комитет по охране здоровья видит проблему в том, что в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях первичная медико-санитарная помощь становится недоступной для граждан, проживающих в отдаленных и малочисленных населенных пунктах. Поэтому для этих районов Комитет считает допустимым установить возможность оказания первичной медико-санитарной помощи в стационарных условиях.
По второй части законопроекта Комитет поддержал необходимость формирования территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи с учетом плотности и особенностей расселения населения в регионе. Нормативно-правовая база не содержит положений о порядке определения значений географических, климатические и иных объективных региональных факторов, или положений о предоставлении права субъекту Российской Федерации определять этот порядок.
По мнению Комитета, для обеспечения равных прав граждан нашей страны на медицинскую помощь независимо от места проживания необходимо совершенствование законодательства для практического учета особенностей регионов, их удаленности по отношению к центру России, транспортной доступности, климатических условий, расселения и иных объективных факторов.
С учетом изложенного Комитет Государственной Думы по охране здоровья поддержал законопроект № 357089-6 «О внесении изменений в статьи 33 и 81 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (в части отдельных особенностей районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей) и рекомендовал принять его.
25 апреля, пленарное заседание Государственной Думы ФС РФ
Приняли законопроект "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».
Предлагается определить, что юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юр. лицо должно быть зарегистрировано в ЕГРЮЛ в одной из организационно-правовых форм, предусмотренных ГК РФ. К юр. лицам, на имущество которых их учредители имеют вещные права, относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также учреждения. К юр. лицам, в отношении которых их участники имеют корпоративные права, относятся корпорации.
Коммерческие организации могут создаваться в организационно-правовых формах хозяйственных товариществ и обществ, крестьянских (фермерских) хозяйств, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.
Определяется порядок ликвидации юр. лица, в т.ч. лица, которые могут предъявлять в суд требования о ликвидации и случаи, при которых они могут это делать.
Определяется правовое положение производственных кооперативов и отдельных видов некоммерческих корпоративных организаций. Определяется правовое положение унитарных предприятий. Определяется правовое положение отдельных видов некоммерческих унитарных организаций.
Приняли законопроект "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с присоединением Российской Федерации к Конвенции о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей".
Законом вносится изменения в ГПК РФ, Семейный кодекс РФ, ФЗ "Об исполнительном производстве", "О судебных приставах", Закон РФ "О частной детективной и охранной деятельности". ПК РФ дополняется новой главой, определяющей процессуальные особенности рассмотрения и разрешения дел об осуществлении права родителя на возвращение ребенка. Устанавливается исключительная подсудность данной категории дел конкретным районным судам (по одному в каждом федеральном округе, в котором пребывает ребенок).
Предусматривается право суда запретить ответчику изменять место пребывания ребенка и временно ограничить выезд ребенка из РФ. Определяются требования к запросу центрального органа, назначенного в РФ в целях обеспечения исполнения обязательств по международному договору РФ, о розыске ребенка, незаконно перемещенного в РФ или удерживаемого в РФ.
Принят законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон "О таможенном регулировании в Российской Федерации" в части совершенствования административных процедур при предоставлении государственных услуг" (об изменении порядка и сроков представления отчетности таможенными представителями и об уточнении процедуры внесения изменений в реестры лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела).
Законом предусматривается исключение обязанности таможенных представителей представлять таможенным органам отчетность о хранящихся, перевозимых, реализуемых, перерабатываемых и (или) используемых товарах и о совершенных таможенных операциях, а также изменения с ежеквартальной до полугодовой периодичности предоставления таможенными представителями отчетности об их деятельности в таможенный орган.
Приняли законопроект "О внесении изменения в статью 317 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (о наделении Правительства Российской Федерации полномочиями по установлению норм ввоза товаров для личного пользования с освобождением от уплаты таможенных платежей). Законом предлагается наделить Правительство РФ правом устанавливать нормы ввоза товаров для личного пользования, доставляемых перевозчиком в адрес физического лица, без уплаты таможенных пошлин, налогов, или пересылаемых в международных почтовых отправлениях в адрес физического лица, без уплаты таможенных пошлин, налогов.
Приняли законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон "О таможенном регулировании в Российской Федерации" в части совершенствования института уполномоченного экономического оператора (об оптимизации технологии включения лиц в реестр уполномоченных экономических операторов и о предоставлении дополнительных преимуществ уполномоченным экономическим операторам)
Законом предлагается: установить в отношении уполномоченного экономического оператора (УЭО), осуществляющего деятельность по производству товаров, исключение условия, ограничивающего выпуск товаров до подачи таможенной декларации размером обеспечения, предоставленного при включении его в реестр уполномоченных экономических операторов.
Кроме этого предусматривается сокращение перечня сведений, подлежащих указанию в заявлении о включении в реестр УЭО, и количества одновременно представляемых с ним документов, а также увеличение срока, необходимого для предоставления заявителем обеспечения.
Приняли законопроект "О внесении изменения в статью 296 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (о дополнении перечня средств целевого финансирования, не учитываемых при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций).
Закон предусматривает устранение опечатки в п.2 ст.296 "Особенности определения расходов негосударственных пенсионных фондов" НК РФ (согласно действующей редакции п.2 ст.296 НК РФ к расходам, связанным с получением дохода от размещения пенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов, кроме доходов, указанных в ст.254-269 НК РФ, однако данные статьи посвящены расходам).
Приняли законопроект "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (об установлении административной ответственности за нарушение законодательства в сфере обращения донорской крови).
Законом, в частности, предлагается дополнить КоАП РФ новой ст. 6.31 "Нарушение законодательства о донорстве крови и ее компонентов", предусматривающей, что: несоблюдение субъектами обращения донорской крови и (или) ее компонентов, осуществляющими их заготовку, хранение, транспортировку и клиническое использование, требований безопасности, предусмотренных техническим регламентом о требованиях безопасности крови, ее продуктов, кровезамещающих растворов и технических средств, используемых в трансфузионно-инфузионной терапии, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц от 2 тыс. до 3 тыс. руб.; на юр. лиц - от 20 тыс. до 30 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Приняли законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (по вопросу осуществления поддержки избирателями выдвижения кандидата, списка кандидатов на выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации).
Законом предусматривается снижение с 7% до 5% максимальной величины "проходного барьера", который может устанавливаться законом субъекта РФ на выборах депутатов законодательных (представительных) органов гос. власти субъекта РФ и представительных органов МСУ для допуска списков кандидатов к распределению депутатских мандатов.
Устанавливается, что необходимым условием регистрации кандидата, списка кандидатов на выборах в законодательные (представительные) органы гос. власти субъекта РФ, представительных органов муниципальных образований является поддержка выдвижения кандидата, списка кандидатов избирателями, наличие которой определяется по результатам выборов в ГД, в законодательные (представительные) органы гос. власти субъектов РФ, а также выборов по пропорциональной системе в органы МСУ соответствующего субъекта РФ.
Если у партии отсутствует указанная поддержка избирателей, она должна собрать подписи: в поддержку кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу - 3% от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа (такое же количество подписей должны собрать и самовыдвиженцы).
В заявлении выдвинутого лица о согласии баллотироваться по избирательному округу должны быть дополнительно указаны ИНН (при наличии), сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации. Уточняется перечень документов, представляемых с указанным заявлением.
Приняли законопроект "О ратификации Протокола о создании общего страхового рынка государств - членов Евразийского экономического сообщества".
Протокол подписан 27 ноября 2009 года в г. Минске и направлен на создание общего страхового рынка, разработка и принятие в рамках Евразийского экономического сообщества мер по защите прав и интересов участников общего страхового рынка. Предусматривается установление: общих принципов лицензирования страховых (перестраховочных) организаций; единых требований к порядку формирования уставного капитала и страховых резервов страховых (перестраховочных) организаций; единых требований по защите прав и интересов потребителей страховых услуг; единых принципов определения требований к платежеспособности и финансовой устойчивости страховых (перестраховочных) организаций, а также единых требований к порядку передачи рисков в перестрахование нерезидентам Сторон.
Приняли законопроект "О ратификации Договора государств - участников Содружества Независимых Государств о межгосударственном розыске лиц". Договор подписан 10 декабря 2010 года в г. Москве и направлен на создание правовой основы межгосударственного розыска лиц: скрывающихся от компетентных органов.