Версия для слабовидящих
Главная экспозиция

Путь созидания

90-е годы XX столетия вошли в летопись Республики Саха (Якутия) как время судьбоносных перемен, время – когда историческая необходимость  перестройки российской государственной громады и стремление людей к кардинальным преобразованиям в личной и общественной жизни соединились в одно целое – желание жить в новом обществе, жить новой жизнью. Президентский Центр М.Е. Николаева раскрывает роль и связь первого Президента Республики Саха (Якутия) Михаила Николаева с движением Якутии к новым историческим рубежам.

Председатель Верховного Совета ЯАССР, М.Е. Николаев с трибуны съезда народных депутатов РСФСР 24 мая 1990 года предложил идею повышения политического статуса республики до уровня суверенного государства в составе Российской Федерации. Декларация “О Государственном суверенитете Якутской-Саха ССР” от 27 сентября 1990 года утвердила самостоятельность республики в осуществлении государственной власти на своей территории как субъекта Российской Федерации, а также ее права по своей воле и на основе своих интеллектуальных и природных ресурсов решать вопросы общественно-политической, социально-экономической, национально-культурной жизни. Для реализации декларации суверенных прав республики Михаил Николаев инициировал разработку и принятие закона «О государственном статусе Якутской-Саха Советской Социалистической Республики» от 26 февраля 1991 года и закона «О собственности Якутской-Саха Советской Социалистической Республики» от 02 марта 1991 года.

16 октября 1991 года Верховный Совет республики принял Закон “О Президенте Якутской-Саха ССР”, началась предвыборная кампания. Одновременно с участием в выборах Михаил Николаев продолжил отстаивать интересы республики на федеральном уровне и 11 декабря 1991 года вышел Указ Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина “О полномочиях Якутской-Саха ССР в распоряжении природными ресурсами республики” в целях расширения экономической самостоятельности Якутской-Саха ССР и повышения роли ее государственных органов в более эффективном использовании природных богатств, в развитии научно-технического и промышленного потенциала для решения насущных вопросов в условиях перехода к рыночным отношениям. 20 декабря 1991 года состоялись первые в истории Якутии выборы высшего должностного лица суверенной республики на основе всеобщего равного и прямого избирательного права на альтернативной основе. 27 декабря 1991 года Михаил Николаев произнес клятву и вступил в должность Президента Республики Саха (Якутия).

31 марта 1992 года в Георгиевском зале Кремля состоялось подписание Федеративного договора о разграничении предметов ведения и полномочий между Федеральными органами Государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации. От Республики Саха (Якутия) свою подпись поставил один из инициаторов и авторов-составителей Федеративного договора Президент М.Е. Николаев. За республикой было закреплено право самостоятельно осуществлять внутреннюю политику и внешние связи. В тот же день Президент РФ Б.Н. Ельцин и Президент РС (Я) М.Е. Николаев подписали Соглашение о разграничении собственности, расположенной на территории республики. Федеративный договор после его подписания стал документом конституционного значения. Поэтому не случайно 10 апреля 1992 г. Постановлением Съезда народных депутатов РФ он был одобрен и включен в действующую Конституцию (Основной Закон) Российской Федерации как ее составная часть.

3 апреля 1992 г. председатель Конституционной комиссии, Президент Республики Саха (Якутия) М.Е. Николаев представил проект Конституции Республики Саха (Якутия) депутатам Верховного Совета республики. 27 апреля 1992 г. принята Конституция Республики Саха (Якутия), создавшая правовую основу нового суверенного государства. В июне 1995 г. в целях развития и углубления конституционных основ взаимоотношений между республикой и центром был подписан Договор «О разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти PC (Я)» с 15 соглашениями в области экономики, бюджетной политики, международных и внешнеэкономических связей, обеспечения занятости населения и регулирования миграционных процессов, образования, культуры и т.д. Был сохранен уровень производства в базовых отраслях экономики: горно-обогатительных комбинатах алмазо-, золото- и угледобывающей отрасли, а также транспорта, строительства, связи, газовой и нефтяной промышленности. На основе этого Договора в последующие годы стало возможным создание новых производств, прежде всего, перерабатывающего профиля, взят ориентир на развитие экспортного производства, на создание развитого внутреннего рынка товаров и услуг.

Республика впервые в ее истории получила реальную возможность опираясь на собственные ресурсы самостоятельно решать вопросы экономики, организации системы республиканских и местных органов власти и управления, проводить действенную политику в социальной, духовной и международной сфере.